Не речевые знаки общения в деловых контактах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми.

Содержание

1 Теоретические основы невербальных коммуникаций 6
1.1 Понятие и классификация невербальных коммуникаций 6
1.2 Роль невербального общения в управлении 9
2 Характеристика основных средств невербальных коммуникаций 13
2.1 Сущность и особенности языка жестов и мимики 13
2.2 Голос как средство невербального общения 21
2.3 Пространственная психология как средство невербальных коммуникаций 23
3 Практический опыт использования основных средств невербальных коммуникаций 30
3.1 Практическая реализация пространственной психологии 30
3.2 Использование различных средств невербальных коммуникаций в деловых контактах 38
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

неречевые знаки общения.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Ярославский  государственный технический университет»

Кафедра «Профессионального обучения»  
 
 
 

                                        Контрольная работа защищена

                                        с оценкой 

                Преподаватель

                зав. каф. проф. обуч., профессор, д. п. н.

                _________________ В. Ф. Шевчук 
                 
                 
                 
                 
                 

НЕРЕЧЕВЫЕ ЗНАКИ ОБЩЕНИЯ  В ДЕЛОВЫХ КОНТАКТАХ   

Контрольная работа  по дисциплине

«Психология делового общения» 

ЯГТУ 080500.62 – 003 к/р 
 
 
 
 
 

                                                Работу выполнила

                                                студентка гр. ДВТМ-69в

                                                              Н. В. Сладкевичус

                 
 
 
 
 
 
 
 

2010

     Содержание 

     С.

   
1 Теоретические  основы невербальных коммуникаций 6
    1.1 Понятие и классификация невербальных  коммуникаций 6
    1.2 Роль невербального общения в  управлении 9
2 Характеристика  основных средств невербальных  коммуникаций 13
    2.1 Сущность и особенности языка  жестов и мимики 13
    2.2  Голос как средство невербального общения 21
    2.3  Пространственная психология как средство невербальных коммуникаций 23
3 Практический опыт использования основных средств невербальных коммуникаций 30
    3.1 Практическая реализация пространственной психологии 30
    3.2 Использование различных средств невербальных коммуникаций в деловых контактах 38
Список  использованных источников 42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы невербальных коммуникаций 
 

    1. Понятие и  классификация невербальных коммуникаций
 

     К концу XX столетия появился новый тип  ученого-социолога специалиста в  области невербалики. Как орнитолог  наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а обще-ственности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году.

     Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

     Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

     Независимо  от культурного уровня человека, слова  и сопровождающие их движения совпадают  с такой степенью предсказуемости, что Бердвиссл даже утверждает, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, Бердвиссл научился определять каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент речи [4, с. 5-8].

     Общение без слов – общение самое емкое  и достоверное. Общаясь, люди слушают не только словесную информацию, но и смотрят в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Таким образом, очевидно существование двух видов общения: вербального и невербального. Виды общения приведены на рисунке 1 [5, с. 2]. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Виды общения 

     Невербальное  общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

     Невербальная  экстралингвистическая коммуникация обладает целым рядом особенностей, принципиально отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации, что  и дает основание выделить ее в  особый информационный канал общей системы коммуникации. Особенности эти следующие:

     1. Полисенсорная природа, т.е. реализация  ее одновременно через разные  органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.).

     2. Эволюционно историческая древность  по сравнению с вербальной речью.

     3. Независимость от семантики речи (слова могут значить одно, а интонация голоса—другое).

     4. Значительная непроизвольность и подсознательность.

     5. Независимость от языковых барьеров.

     6. Особенности акустических средств кодирования [6, с. 7].

     Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются невербально. На рисунке 2 приведены особенности невербального общения [5, с. 2-4]. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Особенности невербального  общения 

     Невербальное общение трудно контролируется. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Люди могут контролировать часть параметров невербального общения, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов [5, с. 4]. Основные типы невербальных коммуникаций приведены в таблице 1 [2, с. 232]. 

     Таблица 1 – Основные типы невербальных коммуникаций 

Основные  типы невербальных коммуникаций Примеры
Движения  тела Жесты, выражения  лица, движения глаз, прикосновения, позы
Личные  физические качества Строение тела, масса, рост, цвет волос и кожи, запах  тела, мускулатура
Речь Качество голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание
Использование среды Способ использования  и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории
Физическая  среда Дизайн помещения  мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, шум
Время Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса
 

     Существуют  разные подходы к классификации  видов невербального общения, например, с учетом полисенсорной природы. Наиболее значимыми видами невербальной информации являются  эмоциональная, эстетическая, индивидуально-личностная, биофизическая, социально-типологическая, пространственная, психологическая, медицинская, о характере физических помех [6, с. 6].

     Жесты коммуникативной ориентации демонстрируют  состояние коммуникативной ситуации. Интерьер помещения создает изначальный коммуникационный контекст. Форма стола также влияет на отношения партеров.

     Знание  и использование коммуникационных зон, невербальных знаков и символов увеличивает эффективность коммуникаций, использующих визуальные каналы и личное присутствие. К таким коммуникациям относятся приемы, презентации, переговоры, беседы, круглые столы и другие формы, в т.ч. освещаемые в СМИ для широкой аудитории [7, с. 14]. 

     1.2 Роль невербального общения в управлении 

     Для успеха в бизнесе важен учет особенностей межличностного общения. Наряду со словесным  общением исследователи предлагают учитывать невербальный язык деловых  людей.

     Управление  — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.

     Питер Ф. Друкер, которого многие считают  ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает иное определение, схематически представленное на рисунке 3 [1, с. 15].

       

     Рисунок 3 - Руководитель как система обработки информации

     Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

     Основным  требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для  понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

     Термин  «коммуникация» происходит от лат. «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов [2, с. 223].

     Коммуникационный  процесс – это непрерывное  паралингвистическое или вербальное взаимодействие участников коммуникации. Однако, чтобы его проанализировать, необходимо выделить отдельные единицы коммуникационного процесса – так уж устроено человеческое познание: для познания непрерывного процесса требуется разделить его на части, фрагменты [3, с. 12].

     Согласно  схеме К. Шеннона,  любая система коммуникации, в том числе и невербальная, представляет собой взаимодействие трех основных частей: 1) источника информации, в данном случае — говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию, 2) сигнала, несущего информацию в закодированной определенным образом форме,  и 3) приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию, в данном случае — слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя). В свете системного подхода ни одна из этих трех составных частей, взятая в изолированном виде, не может быть понята и объяснена даже при самом тщательном изучении. Более того, каждая из трех составных частей в изолированном виде теряет всякий смысл.

Информация о работе Не речевые знаки общения в деловых контактах