Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.
Объект исследования – мотивация учебной деятельности.
Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.
Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6
1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6
1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19
2.1 Организация и методы исследования………………………………………19
2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21
2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29
2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39
2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………………...54
Приложение……………………………………………………………………...56
Также удовлетворенны учебной деятельностью учебным и воспитательным процессом в целом. Студентам соответствует содержание учебного материала их потребностям, его достаточная сложность и доступность, удовлетворяют перспективы будущей профессии, нравятся форма преподавания и психологические особенности учителя. Учебный процесс обеспечивает образовательные потребности студентов в соответствии с его склонностями, потребностями, способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала, взаимоотношения с одногруппниками приносят удовлетворенность, если в них преобладает доброжелательность и взаимные симпатии, есть возможность выражать собственное мнение, возникает желание вместе проводить свободное время.
Отмечается незначительная удовлетворенность, избранной профессией взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета только это можно охарактеризовать тем, преподаватели и студенты мало ведут диалогов между собой, не прислушиваются к мнению студентов. Студенты, удовлетворённые взаимодействием с преподавателем, демонстрируют зависимость в учебной деятельности, у них доминируют мотивы приобретение знаний и получение диплома. А также мы можем предположить что такой низкий процент свидетельствует о том что студенты незначительно уверены в своей будущей профессиональной востребованности, обучение в целом идёт не очень благополучно, учебная деятельность не даёт возможности реализовать свои творческие возможности.
Может отмечаться разобщённости группы на отдельные группировки. Студенты, удовлетворённые взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.
Сегодня студенты считают получаемые знания лишними, и то, что они не пригодятся в их будущей профессии. Главным для них остается получение диплома для дальнейшего трудоустройства.
У студентов исторического
Молодые люди представляют ситуацию при устройстве на работу и видят себя в ней они могут представлять себе ситуацию при устройстве на работу и видят себя в ней.
Рассматривая показатели самоэффективности, большинство студентов имеют высокие и средние показатели это свидетельствует о том, что молодые люди преследуют свои цели и решают проблемы, не взирая на трудности. Личностная самоэффективность является профессионально значимой как для уже сложившегося специалиста, так и для студента как будущего профессионала. Молодые люди уверенны в том, что они овладеют необходимыми знаниями, реализуют свои способности, смогут стать хорошими специалистами.
Таким
образом, на основании полученных данных,
анализа литературы по данной теме мы
можем сделать вывод о том, общая удовлетворенность
студентов учебной деятельностью возрастает
в условиях учебного и воспитательного
процесса, благоприятными взаимоотношениями
с одногруппниками, преподавателями
и руководством факультета, а так же удовлетворенностью
избранной профессией, бытом, бюджетом
и досугом, здоровьем. Удовлетворённость
учебным процессом возрастает, если
студента удовлетворяет его избранная
профессия, взаимоотношения с преподавателями
и руководством факультета, В результате
данного вывода мы говорим о том что наша
гипотеза подтверждается.
Список используемой литературы.
1. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 .- С. 240
2.
Нежиховская Е.М. «К вопросу
о формировании мотивов выбора
вуза и факультета» //
3.
http://www.socium-journal.moy.
4. Якобсон П.М «Психологические проблемы мотивации поведения человека» – М.., 1987, С 270
5.
Ильин Е.П «Мотивация и
6.
Гебос А.И Психологические
7.
Е.Щепкина « Опыт историко
– социологического анализа
8. http:
//www.ivfrao.ru/docs/ref-
9. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия её формирования в процессе профессионального становления. И. 2006
10. http://www.ipras.ru
11. http://www.rusmedserver.ru/
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – С 192.
13. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития/ С.А.Пакулина: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. – М., 2004. – 24.
14.
Сосновский Б.А. «Мотив и
15. Кондратюк А.И. Психологические особенности динамики познавательных интересов учащихся. Дисс. Канд. Психол. Наук. Киев, 1991.
16.
Мильман В.Э. Побудительные
17.
Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного
фактора на развитие умственных способностей
/Н.Ц. Бадмаева // Режим доступа : http : //mexus.ru/vliyanie-
18.
Комусова Н.В. «Развитие
19. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994
20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.
21. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. М., 1984.
22. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.
23. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С.122.
Приложение
1
«Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной».
Для изучения мотивации учения студентов использовалась «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной».
В данной методике имеется три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Испытуемым предлагалось прочитать каждое утверждение и проставить против номера каждого утверждения соответствующий ответ, используя для этого указанные обозначения: «верно» (+); «неверно» (-).
Преобладание
мотивов по первым двум шкалам свидетельствует
об адекватном выборе студентом профессии
и удовлетворенности ею.
«Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)».
Для исследования эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной деятельности был применен «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)».
Данная методика состоит из 70 утверждений эмоционально-оценочного характера и предложенных вариантов ответа. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально. Испытуемый может либо согласиться, либо отвергнуть утверждение с разной степенью уверенности. Поэтому для большей дискриминативности оценок была предложена следующая форма ответов: «верно»; «пожалуй, верно»; «пожалуй, неверно»; «неверно».
Основная (суммарная) шкала «Общая удовлетворенность учебной деятельностью» (70 пунктов) подразделяется на шесть субшкал:
Испытуемым предлагалось прочитать каждое высказывание и выразить свое мнение по отношению к изучаемым предметам, проставив против номера высказывания соответствующий ответ, используя для этого указанные обозначения: «верно» (++); «пожалуй, верно» (+); «пожалуй, неверно» (-); «неверно» (-).
Каждый ответ оценивался по четырехбальной системе: «неверно» - 1 балл; «пожалуй, неверно» - 2 балла; «пожалуй, верно» - 3 балла; «верно» - 4 балла.
Полученные в процессе обработки ответов испытуемых результаты расшифровывались следующим образом.
От 1 до 1,5 баллов – полная неудовлетворенность, учебная деятельность идет неблагополучно, отношение с преподавателями и с однокурсниками не складываются, избранная профессия не отвечает запросам. Быт, досуг и бюджет не удовлетворяют.
От
1,6 до 2,5 баллов – учебная деятельность
идет недостаточно благополучно, студент
имеет много учебных и
От 2,6 до 3,5 баллов – учебная деятельность протекает в пределах нормы, но не дает возможности реализовать все свои способности; некоторая неудовлетворенность возникает лишь в отдельных областях учебно-профессиональной деятельности.
От
3,6 до 4 баллов – обучение идет благопролучно,
студент испытывает удовлетворение
от общения с однокурсниками, преподавателями,
уверен в своей будущей
«Тест Куна «Кто Я».
Для изучения содержательных характеристик идентичности личности использовался «Тест Куна «Кто Я». Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или «Я-концепцией».
Инструкция
к тесту: «В течение 12 минут необходимо
дать как можно больше ответов
на один вопрос, относящийся к вам
самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как
можно больше ответов. Каждый новый
ответ начинайте с новой строки. Вы можете
отвечать так, как вам хочется, фиксировать
все ответы, которые приходят к вам в голову,
поскольку в этом задании нет правильных
или неправильных ответов».
«Тест (шкала) самоэффективности».
Для изучения самоэффективности личности каждого учащегося использовалась «Тест (шкала) самоэффективности».
Инструкция:
«Оцените высказывания по степени своего
согласия с ними и поставьте любой
знак в графе с условными
Обработка результатов: «абсолютно неверно» – 1 балл; «едва ли это верно» – 2 балла; «скорее всего, верно» – 3 балла; «совершенно верно» – 4 балла.
Количество
баллов складывается. Показатели до 27
баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности;
27-35 – показатели средней самоэффективности,
более 35 высокой.
Общая удовлетворенность учебной деятельностью | Удовлетворенность Учебным процессом | Удовлетворенность воспитательным процессом | Удовлетворенность избранной профессией | Удовлетворенность
взаимоотношениями с |
Удовлет. Взаимодействием
с преподавателями и |
Удовлет. Бытом,бюджетом, досугом | Знания | Профессия | Диплом | |
Общая
удовлетворенность учебной |
1 | |||||||||
Удовлетворенность Учебным процессом | 0,826 | 1 | ||||||||
Удовлетворенность воспитательным процессом | 0,680 | 0,203 | 1 | |||||||
Удовлетворенность избранной профессией | 0,558 | 0,463 | 0,680 | 1 | ||||||
Удовлетворенность
взаимоотношениями с |
0,411 | 0,270 | 0,358 | 0,195 | 1 | |||||
Удовлет.
Взаимодействием с |
0,522 | 0,475 | 0,509 | 0,271 | 0,299 | 1 | ||||
Удовлет. Бытом,бюджетом, досугом | 0,592 | 0,488 | 0,450 | 0,335 | 0,390 | 0,575 | 1 | |||
Знания | 0,015 | 0,075 | -0,011 | 0,054 | 0,155 | 0,098 | 0,248 | 1 | ||
Профессия | 0,175 | 0,081 | 0,012 | 0,222 | 0,047 | 0,239 | 0,150 | 0,21 | 1 | |
Диплом | 0,022 | -0,013 | 0,022 | 0,069 | -0,169 | 0,022 | 0,124 | 0,054 | -0,125 | 1 |
Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). |
Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов