Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

Объект исследования – мотивация учебной деятельности.

Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2


ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6

1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13


ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19

2.1 Организация и методы исследования………………………………………19

2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21

2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29

2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39

2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………...54

Приложение……………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

     Также удовлетворенны учебной деятельностью учебным и воспитательным процессом в целом. Студентам соответствует содержание учебного материала их потребностям, его достаточная сложность и доступность, удовлетворяют перспективы будущей профессии, нравятся форма преподавания и психологические особенности учителя. Учебный процесс обеспечивает образовательные потребности студентов в соответствии с его склонностями, потребностями, способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала, взаимоотношения с одногруппниками приносят удовлетворенность, если в них преобладает доброжелательность и взаимные симпатии, есть возможность выражать собственное мнение, возникает желание вместе проводить свободное время.

     Отмечается  незначительная удовлетворенность,  избранной профессией  взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета только  это можно охарактеризовать тем, преподаватели и студенты мало ведут диалогов между собой, не прислушиваются к мнению студентов. Студенты, удовлетворённые взаимодействием с преподавателем, демонстрируют зависимость в учебной деятельности, у них доминируют мотивы приобретение знаний и получение диплома. А также мы можем предположить что такой низкий процент свидетельствует о том  что  студенты незначительно уверены в своей будущей профессиональной востребованности, обучение в целом идёт не очень благополучно, учебная деятельность не даёт возможности реализовать свои творческие возможности.

       Может отмечаться разобщённости группы на отдельные группировки. Студенты, удовлетворённые взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.

Сегодня студенты считают получаемые знания лишними, и то, что они не пригодятся в их будущей профессии. Главным для них остается получение диплома для дальнейшего трудоустройства.

       У студентов исторического факультета  отмечаются  высокие и средние  показатели склонности к рефлексии  что  указывает на способность к самоотчету об испытываемых ими фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний.

Молодые люди представляют ситуацию при устройстве на работу и видят себя в ней они  могут представлять себе ситуацию при устройстве на работу и видят себя в ней.

     Рассматривая  показатели самоэффективности, большинство студентов имеют высокие и средние показатели это свидетельствует о том, что молодые люди преследуют свои цели и решают проблемы, не взирая на трудности. Личностная самоэффективность является профессионально значимой как для уже сложившегося специалиста, так и для студента как будущего профессионала. Молодые люди уверенны в том, что они овладеют необходимыми знаниями, реализуют свои способности, смогут стать хорошими специалистами.

     Таким образом, на основании полученных данных, анализа литературы по данной теме мы можем сделать вывод о том, общая удовлетворенность студентов учебной деятельностью возрастает в условиях учебного и воспитательного процесса, благоприятными взаимоотношениями с одногруппниками,  преподавателями и руководством факультета, а так же удовлетворенностью избранной профессией, бытом, бюджетом и  досугом, здоровьем. Удовлетворённость  учебным  процессом возрастает, если студента удовлетворяет его избранная профессия, взаимоотношения с преподавателями и руководством факультета, В результате данного вывода мы говорим о том что наша гипотеза подтверждается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  используемой литературы.

      1. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 .- С. 240

      2. Нежиховская Е.М. «К вопросу  о формировании мотивов выбора  вуза и факультета» //Мотивация  жизнедеятельности студента. 2001.

      3. http://www.socium-journal.moy.su/

      4. Якобсон П.М  «Психологические  проблемы мотивации поведения  человека» – М.., 1987, С 270

      5. Ильин Е.П  «Мотивация и мотивы»  Санкт – Петербург 2002, С 508

      6. Гебос А.И Психологические условия  формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч.1-  М., 1997

      7. Е.Щепкина  « Опыт историко  – социологического анализа мотивации  студентов» Центр социологических исследований МГУ им  М.В.Ломоносова

  8. http: //www.ivfrao.ru/docs/ref-ermolenko.doc

  9.  Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия её формирования в процессе профессионального становления. И. 2006

      10. http://www.ipras.ru

      11. http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html

      12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. –  С 192.

  13. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития/ С.А.Пакулина: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. – М., 2004. – 24.

      14. Сосновский Б.А. «Мотив и смысл». М.: Прометей. 1993-199 с.

      15. Кондратюк А.И. Психологические особенности динамики познавательных интересов учащихся. Дисс. Канд. Психол. Наук. Киев, 1991.

      16. Мильман В.Э. Побудительные тенденции  в структуре деятельности//Вопросы  психологии. 1982. №3. С.5-14.

      17. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей /Н.Ц. Бадмаева // Режим доступа : http : //mexus.ru/vliyanie-motivacionn.

      18. Комусова Н.В. «Развитие мотивации  к овладению профессией в период  обучения в вузе» Л. 1983

      19. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994

      20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.

      21. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. М., 1984.

          22. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.

          23. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С.122.

 

Приложение 1 

«Методика изучения мотивации  обучения в вузе Т.И. Ильиной».

      Для изучения мотивации учения студентов  использовалась «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной».

      В данной методике имеется три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

      Испытуемым предлагалось прочитать каждое утверждение и проставить против номера каждого утверждения соответствующий ответ, используя для этого указанные обозначения: «верно» (+); «неверно» (-).

      Преобладание  мотивов по первым двум шкалам свидетельствует  об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. 

«Тест-опросник удовлетворенности  учебной деятельности (УУД)».

      Для исследования эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной  деятельности был применен «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)».

      Данная  методика состоит из 70 утверждений  эмоционально-оценочного характера  и предложенных вариантов ответа. Исследование может проводиться  анонимно, коллективно и индивидуально. Испытуемый может либо согласиться, либо отвергнуть утверждение с разной степенью уверенности. Поэтому для большей дискриминативности оценок была предложена следующая форма ответов: «верно»; «пожалуй, верно»; «пожалуй, неверно»; «неверно».

      Основная (суммарная) шкала «Общая удовлетворенность  учебной деятельностью» (70 пунктов) подразделяется на шесть субшкал:

  • шкала удовлетворенности содержанием учебного процесса                  (15 утверждений);
  • шкала удовлетворенности воспитательным процессом                             (11 утверждений);
  • шкала удовлетворенности избранной профессией (11 утверждений);
  • шкала удовлетворенности взаимоотношениями с однокурсниками     (11 утверждений);
  • шкала удовлетворенности взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета, вуза (11 утверждений);
  • шкала удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем      (11 утверждений).

      Испытуемым  предлагалось прочитать каждое высказывание и выразить свое мнение по отношению  к изучаемым предметам, проставив  против номера высказывания соответствующий  ответ, используя для этого указанные обозначения: «верно» (++); «пожалуй, верно» (+); «пожалуй, неверно» (-); «неверно» (-).

      Каждый  ответ оценивался по четырехбальной системе: «неверно» - 1 балл; «пожалуй, неверно» - 2 балла; «пожалуй, верно» - 3 балла; «верно» - 4 балла.

      Полученные в процессе обработки ответов испытуемых результаты расшифровывались следующим образом.

      От 1 до 1,5 баллов – полная неудовлетворенность, учебная деятельность идет неблагополучно, отношение с преподавателями  и с однокурсниками не складываются, избранная профессия не отвечает запросам. Быт, досуг и бюджет не удовлетворяют.

      От 1,6 до 2,5 баллов – учебная деятельность идет недостаточно благополучно, студент  имеет много учебных и коммуникативных  трудностей, мысли об избранной профессии  не доставляют удовольствия, студент не проявляет инициативы в учебной деятельности и струдом решает бытовые проблемы.

      От 2,6 до 3,5 баллов – учебная деятельность протекает в пределах нормы, но не дает возможности реализовать все  свои способности; некоторая неудовлетворенность возникает лишь в отдельных областях учебно-профессиональной деятельности.

      От 3,6 до 4 баллов – обучение идет благопролучно, студент испытывает удовлетворение от общения с однокурсниками, преподавателями, уверен в своей будущей профессиональной востребованности, его запросы не превышают бытовую и бюджетную реальность. 

«Тест Куна «Кто Я».

      Для изучения содержательных характеристик  идентичности личности использовался  «Тест Куна «Кто Я». Вопрос «Кто Я?»  напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или «Я-концепцией».

      Инструкция  к тесту: «В течение 12 минут необходимо дать как можно больше ответов  на один вопрос, относящийся к вам  самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как  можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки. Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов».  

«Тест (шкала) самоэффективности».

      Для изучения самоэффективности личности каждого учащегося использовалась «Тест (шкала) самоэффективности».

      Инструкция: «Оцените высказывания по степени своего согласия с ними и поставьте любой  знак в графе с условными обозначениями:

  • 1 – абсолютно неверно;
  • 2 – едва ли это верно;
  • 3 – скорее всего верно;
  • 4 – совершенно верно».

Обработка результатов: «абсолютно неверно» – 1 балл; «едва ли это верно» – 2 балла; «скорее всего, верно» – 3 балла; «совершенно  верно» – 4 балла.

      Количество  баллов складывается. Показатели до 27 баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности; 27-35 – показатели средней самоэффективности, более 35 высокой. 
 

 

     

  Общая удовлетворенность  учебной деятельностью Удовлетворенность Учебным процессом Удовлетворенность воспитательным процессом Удовлетворенность избранной профессией Удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками Удовлет. Взаимодействием  с преподавателями и руководителями факультета Удовлет. Бытом,бюджетом, досугом Знания Профессия Диплом
Общая удовлетворенность учебной деятельностью 1                  
Удовлетворенность Учебным процессом 0,826 1                
Удовлетворенность воспитательным процессом 0,680 0,203 1              
Удовлетворенность избранной профессией 0,558 0,463 0,680 1            
Удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками 0,411 0,270 0,358 0,195 1          
Удовлет. Взаимодействием с преподавателями  и руководителями факультета 0,522 0,475 0,509 0,271 0,299 1        
Удовлет. Бытом,бюджетом, досугом 0,592 0,488 0,450 0,335 0,390 0,575 1      
Знания 0,015 0,075 -0,011 0,054 0,155 0,098 0,248 1    
Профессия 0,175 0,081 0,012 0,222 0,047 0,239 0,150 0,21 1  
Диплом 0,022 -0,013 0,022 0,069 -0,169 0,022 0,124 0,054 -0,125 1
Корреляция  значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов