Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

Объект исследования – мотивация учебной деятельности.

Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2


ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6

1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13


ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19

2.1 Организация и методы исследования………………………………………19

2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21

2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29

2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39

2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………...54

Приложение……………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 427.00 Кб (Скачать)
 

 

 Из  представленной таблицы видно,  что наиболее часто употребляемой  частью речи  среди факультетов  является  существительное. При сравнении средних значений видно что наиболее часто  существительное употребляют такие факультеты как факультет  романно –германской филологии (13,8),  исторический факультет (9,6),  и факультет математики и информатики что указывает на потребность студентов в определенности и постоянстве в повседневной жизни, отсутствие резких перемен. Употребление при ответах на вопрос «Кто Я?»  такой части речи как прилагательное отмечается у  факультета психологии (12,24), факультета романно – германской филологии (8,46) и  исторический факультета (4,8) этот говорит о  слабой склонности к   видению себя со стороны, выделению в себе положительных и отрицательных качеств. Употребление глагола отмечается у  факультета романно – германской филологии (1,3), факультета бизнеса и сервиса (1) и факультета математики и информатики (0,37) что указывает на способность оценивать  свои действия, и поступки. Предполагать конечный результат начатой деятельности. 
 
 
 
 

                      Таблица 6 
                       

Показатели  соотношения средних  значений при выделении смысловых гнезд при ответе на вопрос "Кто Я?" 
 

  ФБС Исторический  ф-т ф-т  Психологии Матем. ф-т РГФ
Профессия 0 1,83 0 1,47 1,2
О быте 1,25 2,6 0 0,58 0,5
Личностностные

характеристики

3,42 6,16 6,71 3,31 6,78
Социальные  роли 7,06 7,06 12,5 7,64 6,93

 При выделении смысловых гнезд  нами было отмечено, что наибольшее предпочтение отдается социальным ролям: факультет психологии (12,5), факультет математики и информатики  (7,64),  факультет бизнеса и сервиса и исторический факультет (7,06).На второе место выступают личностные характеристики факультет романно – германской филологии (6,78), факультет психологии (6,71)и исторический факультет (6,16).   Рассматривая средние значения предпочтения категории «О Быте» отдается историческому факультету (2,6) , и факультету бизнеса и сервиса (1,25).Категорию «Профессия» выбирают исторический факультет (1,83)  и факультет романно – германской филологии.  Те факультеты, которые не предпочитают категорию «Профессия»  (ФБС и факультет психологии) мы можем предположить, что это может быть связано с  тем что студенты не видят себя в будущей профессии они неудовлетворенны выбранной специальностью также этому может свидетельствовать то что на данный факультет студенты поступили не по своей воле а например по просьбе родителей.

     В целом можно сказать,  что в  большей степени ориентированный  на преобритение знаний составляет исторический факультет, факультет психологии, на овладение профессией РГФ  и факультет  математики, на получение диплома  факультет математики и РГФ. Такое соотношение может быть связано как со спецификой преподавания на каждом из факультетов, так и с взаимоотношением  с одногруппниками и преподавательским составом.

     Рассматривая  удовлетворенность учебной деятельностью  факультетов мы можем отметить что наиболее удовлетворенны учебным процессом в целом и избранной профессией это факультет математики и факультет психологии.  Удовлетворенны взаимодействием с преподавателями, руководством факультет и одногруппниками факультет психологии, математики и исторический факультет.  Это связанно с тем что преподаватели и студенты ведут диалоги между собой, прислушиваются к мнению студентов. Студенты, удовлетворённые взаимодействием с преподавателем, демонстрируют зависимость в учебной деятельности, у них доминируют мотивы приобретение знаний и получение диплома. А также мы можем предположить что это свидетельствует о том  что  студенты уверены в своей будущей профессиональной востребованности, обучение в целом идёт благополучно, учебная деятельность даёт возможности реализовать свои творческие возможности.

       Может отмечаться  сплоченность  группы. Студенты, удовлетворённые взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.

    По результатам самоэффективности  все факультеты имеют средний показатель самоэффективности. Высокие показатели имеет факультет психологии, и исторический факультет. Низкая самоэффективность отмечается у факультета ФБС, РГФ и психологического факультета.

       Высокая склонность к рефлексии отмечается у  факультета РГФ, и факультета психологии. Средние показатели рефлексии у факультета математики, психологического факультета, и  факультета РГФ. Сила самоэффективности характеризует степень уверенности человека в своей способности осуществлять какую-либо деятельность. От нее зависит, насколько устойчивой будет вера человека в свои способности перед лицом неудач.

     Низкая  рефлексия у факультета психологии и факультета ФБС. Такое соотношение  указывает на то что молодые люди не могут представлять себе ситуацию при устройстве на работу и видят себя в ней. Сегодня студенты считают получаемые знания лишними, и то, что они не пригодятся в их будущей профессии. Главным для них остается получение диплома для дальнейшего трудоустройства.

       Наибольшее предпочтение при  употреблении частей речи при ответе на вопрос «Кто Я?» отдается существительным факультет РГФ и исторический факультет. Это говорит о потребности студентов в определенности и постоянстве в повседневной жизни.

       Прилагательные факультет психологии  и факультет РГФ т.е студены имеют склонность к   видению себя со стороны, выделению в себе положительных и отрицательных качеств. Глагол факультет РГФ и ФБС, студенты видят себя в действии, т.е могут представлять себя в бедующей профессии.

       При выделении смысловых гнезд наибольшее предпочтение отдается категории «Социальные роли» факультет психологии. Личностные характеристики факультет психологии и исторический факультет. Категорию «О быте» и «Профессия» предпочитает исторический факультет и факультет ФБС,  факультет РГФ и математический факультет.  

§ 2.5 Корреляционный анализ данных 
 

      Для проверки наличия связи между  компонентами удовлетворенности учебной  деятельностью и направленностью  студентов на приобретение знаний, овладение профессией, получение  диплома нами был проведен корреляционный анализ с помощью линейной корреляции Пирсона. (Приложение 2. Таблица 1).

      Количественные  показатели корреляционного анализа  результатов исследования мотивации  учебной деятельности при уровне значимости = 0,05 свидетельствуют о наличии положительной связи между общей удовлетворенностью учебной деятельности и удовлетворенностью учебным (р=0,826) и воспитательным процессом (р=0,680), избранной профессией (р=0,558), взаимоотношениями с однокурсниками (р=0,411), преподавателями и руководителями факультета (р=0,522), а также бытом, бюджетом и досугом (р=0,592). Это говорит о том, что общая удовлетворенность студентов учебной деятельностью возрастает в случае усовершенствования учебного и воспитательного процесса, благоприятных взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями и руководителями факультета, удовлетворенности избранной профессией, бытом, бюджетом, досугом.

      Также достоверная положительная связь  имеется между удовлетворенностью учебным процессом и избранной  профессией (р=0,463), взаимоотношениями с преподавателями и руководителями факультета (р=0,475), бытом, бюджетом, досугом (р=0,592). В результате можно сделать вывод о том, что удовлетворенность учебным процессом возрастает, если студента удовлетворяет его избранная профессия, взаимоотношения с преподавателями и руководителями факультета, быт, бюджет, досуг.

      В результате корреляционного анализа  нами были получены данные, подтверждающие наличие положительной связи  между удовлетворенностью воспитательным процессом и взаимоотношениями с однокурсниками (р=0,358), преподавателями и руководителями факультета (р=0,509). Это свидетельствует о том, что воспитательный процесс будет удовлетворять студентов в результате благоприятных взаимоотношений с преподавателями и руководителями факультета.

      Также достоверная положительная связь  была обнаружена между удовлетворенностью бытом, бюджетом, досугом и удовлетворенностью избранной профессией (р=0,335),отношениями  с одногруппниками (р=0,390), преподавателями  и руководителями факультета (р=0,575). Это говорит о том, что удовлетворенность избранной профессией, отношениями с одногруппниками, преподавателями и руководителями факультета возрастает, если студенты удовлетворены бытом, бюджетом, досугом.

      Между общей удовлетворенностью учебной деятельности, учебным и воспитательным процессом, избранной профессией, взаимоотношениями с однокурсниками, преподавателями и руководителями факультета, бытом, бюджетом, досугом и мотивационной направленности студентов на получение знаний, овладение профессией, приобретение знаний связи не обнаружено. Благодаря полученным данным можно сделать вывод о том, что общая удовлетворенность учебной деятельностью, учебным и воспитательным процессом, избранной профессией, взаимоотношениями с однокурсниками, преподавателями и руководителями факультета, бытом, бюджетом, досугом  не зависит от мотивационной направленности студента на получение знаний, овладение профессией, приобретение знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Заключение 
 

     Учебная деятельность представляет собой познавательную деятельность студентов, направленную на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике и в научной работе.

     В последние годы получила развитие тенденция  подхода к учебной деятельности как к полимотивированной. Этот подход отражен в работах Марковой А.К., которая рассматривает становление мотивации как усложнение «структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречащих отношений между ними». В этой связи в педагогической психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости, выполняемой функции в системе учебной мотивации. Выделяют мотивы смыслообразующие, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Смыслообразующие мотивы, они же ведущие (Н.Ф. Талызина), доминирующие (Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев), преобладающие (В.Э. Мильман) определяют направленность всей мотивационной системы. Если студент удовлетворен, тем как реализуется в деятельности учения его смыслообразующий мотив, то он будет стремиться продолжать ее, несмотря на то, что в какой-то момент она не позволит реализоваться мотиву-стимулу.

     Важную  роль в изучении учебной мотивации  играет её классификация с точки  зрения уровней сформированности (меры, степени развития мотивов и мотивации  в целом).

     Данные  различных исследований показывают, что ценность учебы в глазах студентов снизилась. И все-таки ценность получения диплома о высшем образовании в глазах молодежи остается достаточно высокой.

       Нами было проведено исследование  на 5 факультетах Белгородского Государственного  Университета. Рассматривая показатели, которые были получены нами при исследовании исторического факультета, мы можем сказать о том что студенты данного факультета в большей степени ориентированы на преобритение знаний и овладение дипломом  данный показатель может зависеть от того, что для большинства молодых людей значимым является их материальное будущее, и уровень освоенных знаний. С помощью диплома о высшем образовании, студенты могут продвигаться в карьерном плане, рассчитывают повысить уровень оплаты своего труда.  Для студентов важно получение диплома, потому что сейчас подавляющее  большинство профессий требуют наличие высшего образования, имеется возможность устроится на работа не по специальности, но при наличии соответствующего документа.

     При рассмотрении показателей удовлетворенности  учебной деятельностью студенты  исторического факультета,  удовлетворенны бытом бюджетом, здоровьем мы можем предположить, что это связано с тем, что студентам учебная деятельность даёт возможности реализовать свои творческие возможности, они  совмещают обучение в ВУЗе и отдых,  студенты уверены в своей будущей профессиональной востребованности.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов