Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.
Объект исследования – мотивация учебной деятельности.
Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.
Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6
1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6
1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19
2.1 Организация и методы исследования………………………………………19
2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21
2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29
2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39
2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………………...54
Приложение……………………………………………………………………...56
Из
представленной таблицы видно,
что наиболее часто
Таблица
6
Показатели
соотношения средних
значений при выделении
смысловых гнезд при
ответе на вопрос "Кто
Я?"
ФБС | Исторический ф-т | ф-т Психологии | Матем. ф-т | РГФ | |
Профессия | 0 | 1,83 | 0 | 1,47 | 1,2 |
О быте | 1,25 | 2,6 | 0 | 0,58 | 0,5 |
Личностностные
характеристики |
3,42 | 6,16 | 6,71 | 3,31 | 6,78 |
Социальные роли | 7,06 | 7,06 | 12,5 | 7,64 | 6,93 |
При выделении смысловых гнезд нами было отмечено, что наибольшее предпочтение отдается социальным ролям: факультет психологии (12,5), факультет математики и информатики (7,64), факультет бизнеса и сервиса и исторический факультет (7,06).На второе место выступают личностные характеристики факультет романно – германской филологии (6,78), факультет психологии (6,71)и исторический факультет (6,16). Рассматривая средние значения предпочтения категории «О Быте» отдается историческому факультету (2,6) , и факультету бизнеса и сервиса (1,25).Категорию «Профессия» выбирают исторический факультет (1,83) и факультет романно – германской филологии. Те факультеты, которые не предпочитают категорию «Профессия» (ФБС и факультет психологии) мы можем предположить, что это может быть связано с тем что студенты не видят себя в будущей профессии они неудовлетворенны выбранной специальностью также этому может свидетельствовать то что на данный факультет студенты поступили не по своей воле а например по просьбе родителей.
В
целом можно сказать, что в
большей степени
Рассматривая
удовлетворенность учебной
Может отмечаться сплоченность группы. Студенты, удовлетворённые взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.
По результатам
Высокая склонность к рефлексии отмечается у факультета РГФ, и факультета психологии. Средние показатели рефлексии у факультета математики, психологического факультета, и факультета РГФ. Сила самоэффективности характеризует степень уверенности человека в своей способности осуществлять какую-либо деятельность. От нее зависит, насколько устойчивой будет вера человека в свои способности перед лицом неудач.
Низкая рефлексия у факультета психологии и факультета ФБС. Такое соотношение указывает на то что молодые люди не могут представлять себе ситуацию при устройстве на работу и видят себя в ней. Сегодня студенты считают получаемые знания лишними, и то, что они не пригодятся в их будущей профессии. Главным для них остается получение диплома для дальнейшего трудоустройства.
Наибольшее предпочтение при употреблении частей речи при ответе на вопрос «Кто Я?» отдается существительным факультет РГФ и исторический факультет. Это говорит о потребности студентов в определенности и постоянстве в повседневной жизни.
Прилагательные факультет
При выделении смысловых гнезд наибольшее
предпочтение отдается категории «Социальные
роли» факультет психологии. Личностные
характеристики факультет психологии
и исторический факультет. Категорию «О
быте» и «Профессия» предпочитает исторический
факультет и факультет ФБС, факультет
РГФ и математический факультет.
§ 2.5 Корреляционный
анализ данных
Для
проверки наличия связи между
компонентами удовлетворенности учебной
деятельностью и
Количественные показатели корреляционного анализа результатов исследования мотивации учебной деятельности при уровне значимости = 0,05 свидетельствуют о наличии положительной связи между общей удовлетворенностью учебной деятельности и удовлетворенностью учебным (р=0,826) и воспитательным процессом (р=0,680), избранной профессией (р=0,558), взаимоотношениями с однокурсниками (р=0,411), преподавателями и руководителями факультета (р=0,522), а также бытом, бюджетом и досугом (р=0,592). Это говорит о том, что общая удовлетворенность студентов учебной деятельностью возрастает в случае усовершенствования учебного и воспитательного процесса, благоприятных взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями и руководителями факультета, удовлетворенности избранной профессией, бытом, бюджетом, досугом.
Также
достоверная положительная
В результате корреляционного анализа нами были получены данные, подтверждающие наличие положительной связи между удовлетворенностью воспитательным процессом и взаимоотношениями с однокурсниками (р=0,358), преподавателями и руководителями факультета (р=0,509). Это свидетельствует о том, что воспитательный процесс будет удовлетворять студентов в результате благоприятных взаимоотношений с преподавателями и руководителями факультета.
Также
достоверная положительная
Между
общей удовлетворенностью учебной
деятельности, учебным и воспитательным
процессом, избранной профессией, взаимоотношениями
с однокурсниками, преподавателями и руководителями
факультета, бытом, бюджетом, досугом и
мотивационной направленности студентов
на получение знаний, овладение профессией,
приобретение знаний связи не обнаружено.
Благодаря полученным данным можно сделать
вывод о том, что общая удовлетворенность
учебной деятельностью, учебным и воспитательным
процессом, избранной профессией, взаимоотношениями
с однокурсниками, преподавателями и руководителями
факультета, бытом, бюджетом, досугом
не зависит от мотивационной направленности
студента на получение знаний, овладение
профессией, приобретение знаний.
Заключение
Учебная деятельность представляет собой познавательную деятельность студентов, направленную на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике и в научной работе.
В последние годы получила развитие тенденция подхода к учебной деятельности как к полимотивированной. Этот подход отражен в работах Марковой А.К., которая рассматривает становление мотивации как усложнение «структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречащих отношений между ними». В этой связи в педагогической психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости, выполняемой функции в системе учебной мотивации. Выделяют мотивы смыслообразующие, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Смыслообразующие мотивы, они же ведущие (Н.Ф. Талызина), доминирующие (Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев), преобладающие (В.Э. Мильман) определяют направленность всей мотивационной системы. Если студент удовлетворен, тем как реализуется в деятельности учения его смыслообразующий мотив, то он будет стремиться продолжать ее, несмотря на то, что в какой-то момент она не позволит реализоваться мотиву-стимулу.
Важную роль в изучении учебной мотивации играет её классификация с точки зрения уровней сформированности (меры, степени развития мотивов и мотивации в целом).
Данные различных исследований показывают, что ценность учебы в глазах студентов снизилась. И все-таки ценность получения диплома о высшем образовании в глазах молодежи остается достаточно высокой.
Нами было проведено
При рассмотрении показателей удовлетворенности учебной деятельностью студенты исторического факультета, удовлетворенны бытом бюджетом, здоровьем мы можем предположить, что это связано с тем, что студентам учебная деятельность даёт возможности реализовать свои творческие возможности, они совмещают обучение в ВУЗе и отдых, студенты уверены в своей будущей профессиональной востребованности.
Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов