Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

Объект исследования – мотивация учебной деятельности.

Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2


ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6

1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13


ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19

2.1 Организация и методы исследования………………………………………19

2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21

2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29

2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39

2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………...54

Приложение……………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

      Вторым  по значимости является познавательный мотив, который характеризуется направленностью на получение субъективно нового знания. Особенность его в том, что он связан не только с конечным результатом учебной деятельности, но и с самим процессом её осуществления (интересом к ходу выполнения задачи, конкретным методом решения и т.д.). Познание выражается в стремление к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, расширении жизненного опыта. Удовлетворённость познания выражается в связи личностных смыслов с познавательной деятельностью и в воплощении получаемых знаний в реальной практике [21].

      Наименее  выражен у многих студентов волевой  мотив. Это говорит о невысоких  стандартах учебной деятельности, которые  устанавливаются ими сознательно (например, степень организованности, упорства и т.д.), а также стремлении повышать свой внутренний уровень компетентности.

      Студенты  оценивают учебный процесс в  вузе с точки зрения своих личных потребностей, целей, установок, ценностей  и т.д. А они чаще всего отличаются от главной цели обучения в вузе – подготовки специалиста данного профиля. В студенческом возрасте формируется осознанное стремление к самореализации, определяются жизненные позиции, стабилизируется самооценка. С другой стороны, по результатам исследований, у большинства современных студентов образовательная деятельность все чаще приобретает формальный характер, она больше ориентирована не на усвоение новых знаний, а на успешную сдачу сессии любыми средствами. При этом у многих студентов отсутствует творческий подход, желание работать с дополнительной литературой, самостоятельная постановка образовательных целей, самоконтроль. Таким образом, можно констатировать, внимание педагогов должно быть направлено на усиление и познавательных, и социальных мотивов студентов [17].

      Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что мотивация учебной деятельности у современных  студентов значительно отличается от  мотивов студентов 60-90-х гг (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Вилюнас В.К., Якобсон П.М.).  В результате проведённого исследования мы выявили, что доминирующим мотивом учебной деятельности выступает получение диплома, а в исследованиях Печникова А.Н. и Мухиной Г.А. были обнаружены следующие данные, что ведущими учебными мотивами у студентов являются "профессиональные" и "личного престижа", менее значимые "прагматические" (получить диплом о высшем образовании) и "познавательные". Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе - ведущий мотив "профессиональный", на втором "личного престижа", на третьем и четвертом курсах оба этих мотива, на четвертом еще и "прагматический". На успешность обучения в большей степени повлияли "профессиональный" и "познавательный" мотивы. "Прагматические" мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов. Ф.М. Рахматуллина выявила общесоциальные мотивы (понимание высокой социальной значимости высшего образования). По ее данным на всех курсах первое место по значимости занимал "профессиональный мотив". Второе место было у "познавательного" мотива, но на последующих курсах на это место вышел общесоциальный мотив, оттеснив "познавательный" мотив на третье место. "Утилитарный" ("прагматический") мотив на всех курсах занимал четвертое место; характерно, что от младших к старшим курсам его рейтинг падал, в то время как рейтинг "профессионального" мотива, как "общесоциального", возрастал.

      У хорошо успевающих студентов "профессиональный", "познавательный" и "общесоциальный" мотивы были выражены больше, чем у среднеуспевающих, а "утилитарный" мотив у последних был выражен сильнее, чем у первых. Характерно и то, что у хорошо успевающих студентов "познавательный" мотив занимал второе место, а у студентов со средней успеваемостью – третье [19].

      Ориентированность большинства студентов на получение диплома в современном обществе может зависеть от того, что для молодых людей сейчас значимым является их материальное будущее, а не уровень знаний. С помощью диплома о высшем образовании, студенты могут продвигаться в карьерном плане, рассчитывают повысить уровень оплаты своего труда.  Для студентов важно получение диплома, потому что сейчас подавляющее  большинство профессий требуют наличие высшего образования, имеется возможность устроиться на работу не по специальности, но при наличии соответствующего документа.

      В последние годы усилилось понимание  психологами и педагогами роли положительной  мотивации к учению в обеспечении  успешного овладения знаниями и  умениями.

      В прямой зависимости от учебной мотивации  и положительного отношения студентов к профессии находится и их отношение к учебным предметам. По данным Н.В.Комусовой, студенты оценивают выше значимость различных учебных предметов для общей профессиональной подготовки, они в большей мере проявляют к ним интерес, удовлетворены качеством преподавания и считают все учебные дисциплины для себя менее трудными [18].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование мотивации учебной  деятельности студентов Белгородского  государственного университета 

§ 2.1 Организация и методы исследования 
 

      Цели  нашего исследования заключались в  изучении:

  1. мотивации учебной деятельности студентов;
  2. особенностей развития личности студента с различными характеристиками мотивации.

      Эмпирическое  исследование мотивации учебной  деятельности студентов осуществлялось на базе Белгородского государственного университета, на факультетах бизнеса  и сервиса, романо-германской филологии, математики и информационных технологий, психологии и историческом факультете.

        В эмпирическом исследовании  принимали участие студенты 1,2 и  3 курсов. Всего участвовало 83 человека.

        В процессе изучения мотивации  учебной деятельности нами были выделены следующие диагностические показатели: деятельностные характеристики студентов, а именно мотивационная направленность, эмоционально-оценочное отношение студентов к учебной деятельности и личностные – содержательные характеристики идентичности, самоэффективность личности.

      Для выявления деятельностных характеристик  студентов нами были использованы следующие  методики: «Методика изучения мотивации  обучения в вузе Т.И. Ильиной» и «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)».

      «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной» содержит три шкалы  для выявления мотивационной  направленности студентов на приобретение знаний, овладение профессией, получение  диплома. (Приложение 1).

      «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)» направлен на изучение эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной деятельности. (Приложение 1).

      Для выявления личностных характеристик  студентов нами были использованы следующие  методики: «Теста Куна «Кто Я» и «Тест  (шкала) самоэффективности».

      «Теста  Куна «Кто Я» направлен на изучение содержательных характеристик идентичности личности студентов. (Приложение 1).

      «Тест (шкала) самоэффективности» предназначена  для изучения самоэффективности  личности. (Приложение 1). 

      Полученные  в результате исследования мотивации  учебной деятельности студентов  данные обработаны с помощью линейной корреляции Пирсона. 
 
 
 
 
 
 

 

      § 2. 2 Доминирующие тенденции мотивационной сферы студентов 

     Рассмотрим  конкретно мотивационную структуру  сегодняшнего российского студента на получение высшего образования и мотивы получения профессии: что в них изменилось за последние годы, что появилось нового. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

     Следует подчеркнуть, что высокая ценность образования, уважительное отношение  к знаниям было характерной традицией  высшей школы России. Общественный статус специалистов-выпускников вузов был высокий. Они всегда отличались широтой профессиональных знаний в сочетании с прочностью фундаментального естественнонаучного и гуманитарного базиса.

   Изучение мотивации как элемента  учебной деятельности, обусловленного  целями и организацией обучения, в качестве которых  может выступать большое количество факторов влияющих на процесс всего  обучения.

 При  рассмотрении мотивов учебной  деятельности студентов, исторического  факультета которые выступили  в  количестве 15 человек нами  были получены следующие результаты.    

     Анализ  направленности мотивации студентов  первоначально  был  разделен  по методике Т.И Ильиной  по 3 предложенным шкалам «приобретение знаний» - стремление к приобретению знаний, любознательность; «овладение профессией» - стремление овладевать профессиональными знаниями, умениями, навыками и формировать профессионально значимые качества личности; «получение диплома»- стремление получить диплом.  

                           

   Рис. 1 Результаты исследования мотивации обучения в ВУЗе по методике Т.И. Ильиной 
 

     Полученные  результаты  свидетельствуют о  том, что из общей выборки  60 % студентов  ориентированы на  приобретение знаний.

     27% студентов ориентированы на получение диплома, и лишь только 13 % стремятся овладеть профессией.

     Нами  было отмечено,  что у студентов  исторического факультета наиболее доминируют приобретение знаний и получение  диплома. Ориентированность молодых  людей на получение знаний наблюдается  в основном у студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», количество которых в данной группе не велико.

     Процент студентов ориентированых на получение  диплома. Данный показатель может зависеть от того, что для большинства молодых  людей значимым является их материальное будущее, а не уровень знаний. С помощью диплома о высшем образовании, студенты могут продвигаться в карьерном плане, рассчитывают повысить уровень оплаты своего труда.  Для студентов важно получение диплома, потому что сейчас подавляющее  большинство профессий требуют наличие высшего образования, имеется возможность устроится на работа не по специальности, но при наличии соответствующего документа. Хотя только лишь наличие диплома, и отсутствие реальных знаний не дает возможности стать хорошим специалистом в той или иной профессии. 33% составили студенты у которых  доминируют показатели по шкале «Овладение профессией» Фактором, влияющим на заинтересованность студентов овладением профессией может являться отсутствие перспективы дальнейшего устройства. На сегодняшний день очень мала вероятность того, что после окончания ВУЗа молодые люди смогут применить свои знания на практике, работать по своей специальности, реализовать свои способности.

   Теперь  обратимся к анализу выраженности учебных групп по удовлетворенности учебной деятельностью студентов.

                      Таблица 1

  Ус Уу Ув Уп Уо Ур Уз
Учебная деятельность в приделах нормы 33% 67% 33% 47% 53% 47% 20%
Учебная деятельность идет не достаточно благополучно. 67% 33% 67% 53% 47% 53% 80%
 

    Показатели  выборки по методике  «Удовлетворенности учебной деятельностью» 
     
     
     

Условные  обозначения: Ус-удовлетворенность учебной деятельностью, Уу- удовлетворенность учебным процессом, Ув – удовлетворенность воспитательным процессом, Уп- удовлетворенность избранной профессией, Уо- удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками, Ур – удовлетворенность взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета, Уз – удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем. 

     Из таблицы видно, что 80% студентов  исторического факультета,  удовлетворенны бытом бюджетом, здоровьем мы можем предположить, что это связано с тем, что  студентам учебная деятельность даёт возможности реализовать свои творческие возможности, они  совмещают обучение в ВУЗе и отдых,  студенты уверены в своей будущей профессиональной востребованности.

     67 %  студентов удовлетворенны учебной  деятельностью  учебным и воспитательным  процессом  в целом. Студентам соответствует содержание учебного материала их потребностям, его достаточная сложность и доступность, удовлетворяют перспективы будущей профессии, нравятся форма преподавания и психологические особенности учителя. Учебный процесс обеспечивает образовательные потребности студентов в соответствии с его склонностями, потребностями, способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала, взаимоотношения с одногруппниками приносят удовлетворенность, если в них преобладает доброжелательность и взаимные симпатии, есть возможность выражать собственное мнение, возникает желание вместе проводить свободное время.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов