Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.
Объект исследования – мотивация учебной деятельности.
Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.
Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6
1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6
1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19
2.1 Организация и методы исследования………………………………………19
2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21
2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29
2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39
2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………………...54
Приложение……………………………………………………………………...56
Удовлетворенны, избранной профессией взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета только 47 % студентов, это можно охарактеризовать тем, что в общем учебная деятельность идёт недостаточно хорошо, у студента много учебных и коммуникативных трудностей, мысли об избранной профессии не доставляют удовольствия, не представляет где будет работать, из-за разнообразия учебных предметов не может понять какие ему наиболее нужны в его профессии, а какие нет. Преподаватели и студенты мало ведут диалогов между собой, не прислушиваются к мнению студентов. Студенты, удовлетворённые взаимодействием с преподавателем, демонстрируют зависимость в учебной деятельности, у них доминируют мотивы приобретение знаний и получение диплома. А также мы можем предположить что такой низкий процент свидетельствует го том что студенты не уверены в своей будущей профессиональной востребованности, обучение в целом идёт не очень благополучно, учебная деятельность не даёт возможности реализовать свои творческие возможности.
Может отмечаться разобщённости группы на отдельные группировки. Студенты, удовлетворённые взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.
Далее
рассматривая каждую группу студентов,
первоначально разделенную по методике
исследования мотивации обучения в вузе
предложенную Т. И. Ильиной, нами были получены
следующие показатели по каждой шкале:
Таблица
2
Приобретение знаний | Овладение профессией | Получение диплома | ||||||||||
Учебная деятельность недостаточно благополучна. | Учебная деятельность в пределах нормы | Учебная деятельность недостаточно благополучна. | Учебная деятельность в пределах нормы | Учебная деятельность недостаточно благополучна. | Учебная деятельность в пределах нормы | |||||||
Ус | 20% | 80% | 40% | 60% | 60% | 40% | ||||||
Уу | 20% | 80% | 7% | 93% | 43% | 57% | ||||||
Ув | 20% | 80% | 7% | 93% | 67% | 57% | ||||||
Уп | 7% | 93% | 7% | 93% | 50% | 50% | ||||||
Уо | 33% | 57% | 13% | 87% | 50% | 50% | ||||||
Ур | 40% | 60% | 13% | 87% | 60% | 40% | ||||||
Уз | 20% | 80% | 13% | 87% | 30% | 70% |
Условные
обозначения: Ус-удовлетворенность
учебной деятельностью,
Уу- удовлетворенность учебным процессом,
Ув – удовлетворенность воспитательным
процессом, Уп- удовлетворенность
избранной профессией, Уо- удовлетворенность
взаимоотношениями с однокурсниками,
Ур – удовлетворенность взаимодействиями
с преподавателями и руководством факультета,
Уз – удовлетворенность бытом, бюджетом,
досугом, здоровьем.
В результате исследования удовлетворенности учебной деятельностью группы ориентированных на приобретение знаний, и овладение профессией нами было отмечено что 93% студентов удовлетворенны избранной профессией это можно охарактеризовать тем, что в общем учебная деятельность идёт достаточно хорошо, у студентов нет учебных и коммуникативных трудностей, мысли об избранной профессии доставляют удовольствия, имеется представление где будет работать, из-за разнообразия учебных предметов не понимает какие ему наиболее нужны в его профессии, а какие нет. У 80 % и студентов ориентированных на приобретение знаний отмечается удовлетворенность учебным, воспитательным процессами и учебной деятельностью в целом. Это связано с тем, что половине студентов соответствует содержание учебного материала их потребностям, его достаточная сложность и доступность, удовлетворяют перспективы будущей профессии, нравятся форма преподавания и психологические особенности учителя. Важнейшим фактором, затрудняющим развитие мотивации учебной деятельности студентов является противоречие между содержанием, формами, процессом учебной деятельности и необходимостью формирования в ней принципиально иной профессиональной деятельности. Многим студентам нравится формы предъявления учебного материала и способы организации работы обучающихся, до конца не осознают значимость усваиваемого учебного материала, остаётся мало свободного времени. Студентов удовлетворяет учебный процесс и преподнесения нового материала преподавателем. Преподаватель максимально использует в формах работы со студентом возможности ведения диалога и поиска конструктивного компромисса, проводит мероприятия на основе изучения интересов студентов. Очень важным является анализ мнения студенческой молодёжи о необходимости конкретных изменений в системе внеурочной деятельности ВУЗа, что позволит в дальнейшем планировать и строить работу по воспитанию студентов. Студенты, удовлетворённые воспитательным процессом, мотивированы на приобретение знаний и получение диплома. 57 % составляют показатели по шкале «взаимоотношения с однокурсниками» студенты удовлетворенны взаимодействием со своей студенческой группой, а также положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.
7
% составили студенты у которых
учебная деятельность не
80
% студентов данной группы
Рассматривая группу студентов ориентированных на овладение профессией отмечается что 93 % удовлетворенны учебным и воспитательными процессами, а также избранной профессией. У 87 % студенты у которых учебная деятельность идет в приделах нормы и они удовлетворенны взаимоотношением с однокурсниками, с преподавателями и руководством факультета, а также бытом бюджетом и досугом.
Показатели не
Таблица
1
Сопоставление удовлетворенности учебной деятельностью с самоэффективностью студентов.
Преобритение знаний | Овладение профессией | Получение диплома | ||||
Учебная деять. в пределах нормы | Учебная деят. недостаточно благополучна. | Учебная деят. в пределах нормы | Учебная деят. недостаточно благополучна. | Учебная деят. | Учебная деят. | |
в пределах нормы | недостаточно благополучна. | |||||
Ус | 20% | 80% | 40% | 60% | 60% | 40% |
Уу | 20% | 80% | 7% | 93% | 43% | 57% |
Ув | 20% | 80% | 7% | 93% | 67% | 53% |
Уп | 7% | 93% | 7% | 93% | 50% | 50% |
Уо | 33% | 57% | 13% | 87% | 50% | 50% |
Ур | 40% | 60% | 13% | 87% | 60% | 40% |
Уз | 20% | 80% | 13% | 87% | 30% | 70% |
Средние значения | 0,228571429 | 0,757142857 | 0,142857143 | 0,857142857 | 0,514285714 | 0,51428571 |
Самоэффектив-ность | Преобритение знаний | Овладение профессией | Получение диплома | |||
Высокий | 0% | 44% | 0% | 20% | 0% | 44% |
Средний | 57% | 0% | 80% | 0% | 57% | 0% |
Низкий | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
У группы ориентированной на получение диплома отмечаются отрицательные показатели по удовлетворенности учебным процессом (60%) этому может свидетельствовать доминирующий мотив. 67% студентов удовлетворенны воспитательным процессом т.е
студентов удовлетворяет учебный процесс и преподнесения нового материала преподавателем. 50% составили показатели по шкалам удовлетворенности избранной профессий и отношением с однокурсниками такое соотношение свидетельствует о том что
студенты, удовлетворённые взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.
Студенты
у которых учебная
Мы
сопоставили результаты удовлетворенности
учебной деятельностью с
У студентов, которые ориентированны на овладение профессией показатели по самоэффективности достигают среднего уровня, что может указывать на сомнение в эффективность собственных действий. Студенты у которых учебная деятельность идет в приделах нормы составляют 20 % по показателям самоэффективности что указывает на способность ставить перед собой трудные цели и добиваться их
И результаты группы ориентированной на получение диплома составили 44 % с высоким показателем по самоэффективности и у 57% студентов, у которых учебная деятельность идет не достаточно благополучно составили средние показатели по самоэффективности это может быть связано с воздействием на поиск себя в деятельности или избегание ситуаций определенного типа, выбор поведенческих альтернатив.
В
целом в изучении деятельностных
характеристик мотивации
студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают чего хотят, если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию. Систематизировав полученные данные по методике удовлетворенности учебной деятельностью, следует отметить что в большей степени студенты удовлетворенны учебным процессом и взаимоотношением с одногруппниками, т.е учебный процесс обеспечивает образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, возможностями, позволяет сформировать важные и необходимые качества.
Характерно,
что составляющими жизненного успеха
наряду с хорошим образованием и
дальнейшем трудоустройством нужно
учитывать и способности, т.е. то,
что при умелом выборе специальности
во время обучения в вузе может обеспечить
личности прочный фундамент постоянного
саморазвития и самосовершенствования
в целях успешного существования в динамично
изменяющейся социальноэкономической
реальности.
§
2.3 Личностные характеристики мотивации
учебной деятельности студентов
Обращаясь к анализу
Среди
общей выборки студентов
Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов