Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

Объект исследования – мотивация учебной деятельности.

Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2


ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6

1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13


ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19

2.1 Организация и методы исследования………………………………………19

2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21

2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29

2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39

2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………...54

Приложение……………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

     Удовлетворенны,  избранной профессией  взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета только 47 %   студентов, это можно охарактеризовать тем, что в общем  учебная деятельность идёт недостаточно хорошо, у студента много учебных и коммуникативных трудностей, мысли об избранной профессии не доставляют удовольствия, не представляет где будет работать, из-за разнообразия учебных предметов не может понять какие ему наиболее нужны в его профессии, а какие нет. Преподаватели и студенты мало ведут диалогов между собой, не прислушиваются к мнению студентов. Студенты, удовлетворённые взаимодействием с преподавателем, демонстрируют зависимость в учебной деятельности, у них доминируют мотивы приобретение знаний и получение диплома. А также мы можем предположить что такой низкий процент свидетельствует го том  что  студенты не уверены в своей будущей профессиональной востребованности, обучение в целом идёт не очень благополучно, учебная деятельность не даёт возможности реализовать свои творческие возможности.

       Может отмечаться  разобщённости группы на отдельные группировки. Студенты, удовлетворённые взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.

     Далее рассматривая каждую группу студентов, первоначально разделенную по методике исследования мотивации обучения в вузе  предложенную Т. И. Ильиной, нами были получены следующие показатели по каждой шкале: 
 
 
 
 
 
 
 

                      Таблица 2 

  Приобретение  знаний Овладение профессией Получение диплома
  Учебная деятельность  недостаточно благополучна. Учебная деятельность в пределах нормы Учебная деятельность  недостаточно благополучна. Учебная деятельность в пределах нормы Учебная деятельность  недостаточно благополучна. Учебная деятельность в пределах нормы
 
Ус 20%   80%   40%   60%   60%   40%  
Уу 20% 80% 7% 93% 43% 57%
Ув 20% 80% 7% 93% 67% 57%
Уп 7% 93% 7% 93% 50% 50%
Уо 33% 57% 13% 87% 50% 50%
Ур 40% 60% 13% 87% 60% 40%
Уз 20% 80% 13% 87% 30% 70%
 
 

Условные  обозначения: Ус-удовлетворенность учебной деятельностью, Уу- удовлетворенность учебным процессом, Ув – удовлетворенность воспитательным процессом, Уп- удовлетворенность избранной профессией, Уо- удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками, Ур – удовлетворенность взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета, Уз – удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем. 

     В результате  исследования удовлетворенности  учебной деятельностью группы ориентированных  на приобретение знаний, и овладение  профессией  нами было отмечено что  93% студентов удовлетворенны избранной профессией  это можно охарактеризовать тем, что в общем  учебная деятельность идёт достаточно хорошо, у студентов нет учебных и коммуникативных трудностей, мысли об избранной профессии доставляют удовольствия, имеется представление  где будет работать, из-за разнообразия учебных предметов не понимает какие ему наиболее нужны в его профессии, а какие нет.  У 80 % и студентов ориентированных на приобретение знаний  отмечается удовлетворенность учебным, воспитательным процессами  и учебной деятельностью в целом. Это связано с тем, что половине студентов соответствует содержание учебного материала их потребностям, его достаточная сложность и доступность, удовлетворяют перспективы будущей профессии, нравятся форма преподавания и психологические особенности учителя. Важнейшим фактором, затрудняющим развитие мотивации учебной деятельности студентов является противоречие между содержанием, формами, процессом учебной деятельности и необходимостью формирования в ней принципиально иной профессиональной деятельности. Многим студентам нравится формы предъявления учебного материала и способы организации работы обучающихся, до конца не осознают значимость усваиваемого учебного материала,  остаётся мало свободного времени.  Студентов удовлетворяет учебный процесс и преподнесения  нового материала преподавателем. Преподаватель максимально  использует в формах работы со студентом возможности ведения диалога и поиска конструктивного компромисса, проводит мероприятия на основе изучения интересов студентов. Очень важным является анализ мнения студенческой молодёжи о необходимости конкретных изменений в системе внеурочной деятельности ВУЗа, что позволит в дальнейшем планировать и строить работу по воспитанию студентов. Студенты, удовлетворённые воспитательным процессом, мотивированы на приобретение знаний и получение диплома. 57 % составляют показатели по шкале «взаимоотношения с однокурсниками» студенты удовлетворенны  взаимодействием со своей студенческой группой,  а также положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.

     7 % составили студенты  у которых  учебная деятельность не достаточно  благополучна и они не удовлетворенны  избранной профессией. На данный  показатель может влиять такой  фактор как поступление на факультет по указанию родителей.

     80 % студентов данной группы составили  показатели неудовлетворенности  своим бытом, бюджетом, здоровьем  ( шкала Уз – удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем) это может свидетельствовать о том что  студенты уверены в своей будущей профессиональной востребованности, обучение в целом идёт очень благополучно, учебная деятельность даёт возможности реализовать свои творческие возможности.

        Рассматривая группу  студентов  ориентированных на овладение  профессией отмечается что 93 % удовлетворенны учебным и воспитательными процессами, а также избранной профессией. У 87 %  студенты  у которых учебная деятельность идет в приделах нормы и они удовлетворенны взаимоотношением с однокурсниками, с преподавателями и руководством факультета, а также бытом бюджетом и досугом.

       Показатели не удовлетворенностью  избранной профессией, воспитательным  и учебным процессом составили  7%. На данный показатель может влиять такой фактор как поступление на факультет по указанию родителей, не замотивированность в учебном процессе а также неудовлетворенность преподнесения материала преподавателями.

                      Таблица 1 

Сопоставление удовлетворенности  учебной деятельностью  с самоэффективностью студентов.

     
  Преобритение  знаний Овладение профессией Получение диплома
  Учебная деять. в пределах нормы Учебная деят.  недостаточно благополучна. Учебная деят.  в пределах нормы Учебная деят. недостаточно благополучна. Учебная деят. Учебная деят.
  в пределах нормы недостаточно  благополучна.
Ус 20% 80% 40% 60% 60% 40%
Уу 20% 80% 7% 93% 43% 57%
Ув 20% 80% 7% 93% 67% 53%
Уп 7% 93% 7% 93% 50% 50%
Уо 33% 57% 13% 87% 50% 50%
Ур 40% 60% 13% 87% 60% 40%
Уз 20% 80% 13% 87% 30% 70%
Средние значения 0,228571429 0,757142857 0,142857143 0,857142857 0,514285714 0,51428571
Самоэффектив-ность Преобритение  знаний Овладение профессией Получение диплома 
Высокий 0% 44% 0% 20% 0% 44%
Средний 57% 0% 80% 0% 57% 0%
Низкий  0% 0% 0% 0% 0% 0%
 
 
 
 

     У группы ориентированной на получение  диплома отмечаются отрицательные показатели по удовлетворенности учебным процессом  (60%) этому может свидетельствовать доминирующий мотив. 67% студентов удовлетворенны  воспитательным процессом т.е

студентов удовлетворяет учебный процесс  и преподнесения  нового материала преподавателем. 50% составили показатели по шкалам удовлетворенности избранной профессий и отношением с однокурсниками такое соотношение свидетельствует о том что

 студенты, удовлетворённые взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.

 Студенты  у которых учебная деятельность  идет в приделах нормы составили  70% которые удовлетворенны бытом,  бюджетом и досугом.  это может  свидетельствовать  о том   что  студенты уверены в своей будущей профессиональной востребованности, обучение в целом идёт благополучно, учебная деятельность даёт возможности реализовать свои творческие возможности.

     Мы  сопоставили результаты удовлетворенности  учебной деятельностью с самоэффективностью студентов,   результаты приведены  в таблице.  У группы студентов ориентированной на преобритение знаний которые удовлетворенны учебной деятельностью составляют высокие показатели самоэффективности это указывает на способность  ставить перед собой трудные цели и добиваться их, и средний показатель самоэффективности у студентов которые не удовлетворенны учебной деятельностью  показатели указывают на достаточно низкую способность или влияния сложившейся  ситуации находить в себе силы заниматься учебной деятельностью и развивать в себе профессионала.

       У студентов,  которые ориентированны на овладение профессией показатели по самоэффективности  достигают  среднего уровня,  что может указывать  на сомнение в  эффективность собственных  действий. Студенты у которых учебная  деятельность идет в приделах нормы составляют 20 % по показателям самоэффективности что указывает на способность  ставить перед собой трудные цели и добиваться их  

       И результаты группы  ориентированной  на получение диплома  составили 44 % с высоким показателем по самоэффективности и у 57% студентов,  у которых учебная деятельность идет не достаточно благополучно составили средние показатели по самоэффективности это может быть связано с  воздействием  на поиск себя в деятельности или избегание ситуаций определенного типа,  выбор поведенческих альтернатив.

       В целом  в изучении деятельностных характеристик мотивации учебной  деятельности по историческому факультету можно сказать, что  большинство  студентов ориентированны на овладение  знаниями и получение диплома  это указывает на то что

студенты  хорошо осведомлены о своей будущей  профессии, значит, в своих действиях  они знают чего хотят, если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию. Систематизировав полученные данные по методике удовлетворенности учебной деятельностью, следует отметить что в большей степени студенты удовлетворенны учебным процессом и взаимоотношением с одногруппниками, т.е учебный процесс обеспечивает образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, возможностями, позволяет сформировать важные и необходимые качества.

       Характерно, что составляющими жизненного успеха наряду с хорошим образованием и  дальнейшем трудоустройством  нужно  учитывать и  способности, т.е. то, что при умелом выборе специальности во время обучения в вузе может обеспечить личности прочный фундамент постоянного саморазвития и самосовершенствования в целях успешного существования в динамично изменяющейся социальноэкономической реальности.  

       §  2.3  Личностные характеристики мотивации учебной деятельности студентов 
 

         Обращаясь к анализу личностных  характеристик, которые мы изучали  по методике Куна «Кто Я?»,  и методике самоэффективности  нами было отмечено, что по  результатам методики Куна «Кто  Я?» которая использовалась нами  для  изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепциейнами. Нами  были взяты несколько параметров интерпретации, такие как склонность к рефлексии, смысловые гнезда (социальные роли, личностные характеристики, о быте, и профессия) и употребляемые части речи.

       Среди общей выборки студентов наиболии часто употребляются такие части  речи как прилагательное и существительное,  которое может  указывать на оценку самого себя каким я себя вижу,  а также нейтральное отношение, соотнесение себя с теми социальными  ролями к котором  я отношусь. Такая часть речи как глагол при ответах на вопрос «Кто Я?» это указывает на  не способность давать оценку себе,  какой я в действии.   
 

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов