Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

Объект исследования – мотивация учебной деятельности.

Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2


ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6

1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13


ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19

2.1 Организация и методы исследования………………………………………19

2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21

2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29

2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39

2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………...54

Приложение……………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

               

    Рис. 2  Наиболее часто употребляемые части речи при ответе на вопрос «Кто Я» 
     

       Следует отметить, что  3 группы  студентов разделенных первоначально  по методике  Т.И Ильиной   при ответе на вопрос по  методике Куна «Кто Я?» оперируют такими частями речи как прилагательное и существительное.

       Группы  студентов ориентированных  на получение диплома,  приобретения  знаний и овладение профессией   составили 100%  употребляющей при  ответе на вопрос существительные части речи, это говорит о потребности студентов в определенности и постоянстве в повседневной жизни.

     66 % студентов   ориентированных  на получение диплома  в  своих ответах используют  прилагательные  это указывает  на  слабую  склонность к   видению себя со стороны, выделению в себе положительных и отрицательных качеств. Студенты ориентированы на приобретение знаний составили.  50% учащихся при ответах употребляют такие части речи как существительное и прилагательное.

     40%  студентов ориентированных на  овладение профессией предпочитают при ответе на вопрос «Кто Я?» такие части речи как  существительное  и прилагательное.

Таким образом видно, что студенты исторического  факультеты стремятся к определенности в  повседневной жизни, стремятся  к постоянству. Отмечается  слабая склонность к   видению себя со стороны, выделению в себе положительных и отрицательных качеств, способность оценивать повседневные жизненные ситуации.  
 

       

      Рис 4  Уровни склонности к рефлексии  по методике Куна «Кто Я» 

У 40 % студентов  ориентированных на  приобретение знаний, отмечаются высокие показатели по  склонности к рефлексии и у 60 % средние, это связано со  способностью человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний.

Студенты, у которых доминирующая шкала является «овладение  профессией» составляют средние показатели рефлексии. Это связано с тем, что молодые люди представляют ситуацию при устройстве на работу и видят себя в ней.

     У группы студентов ориентированных  на получение диплома, 33% составили студенты, у которых  показатели рефлексии являются высокими, и 67% испытуемых у которых склонность к рефлексии достигает среднего уровня.

     Это связано с тем, что молодые  люди могут представлять себе ситуацию при устройстве на работу и видят себя в ней. Сегодня студенты считают получаемые знания лишними, и то, что они не пригодятся в их будущей профессии. Главным для них остается получение диплома для дальнейшего трудоустройства.

                      Таблица 4 

     Соотнесение уровня рефлексии  и предпочтения выбора части речи при ответе на вопрос «Кто Я?» 
 

      Мотивационная ориентация Рефлексия / части речи
      Средний уровень Высокий уровень
      Преобритение  знаний 56% 44%
      сущ. - 100% сущ. - 100%
      прил.- 11% прил.- 11%
      глаг. - 0% глаг. - 0%
      Получение диплома 58% 33%
      сущ. - 100% сущ. - 33%
      прил.- 33% прил.- 33%
      глаг. - 0% глаг. - 0%
      Овладение профессией 100% 0%
      сущ. - 100% сущ. - 0%
      прил.- 40% прил.- 0%
      глаг. - 10% глаг. - 0%
 
 
 

     Нами  были сопоставлены результаты склонности к рефлексии и наиболее часто употребляемые части речи при ответе на вопрос «Кто Я». Результаты представлены в таблицах. Отмечено что по всем предложенным шкалам по методике Куна наибольшее предпочтение отдается  такой чести речи как существительное (средний уровень рефлексии) что указывает на  потребности студентов в определенности и постоянстве в повседневной жизни. На втором месте выступает прилагательное которое почти в равных значениях которое отмечается как с высоким так и со средним уровнем рефлексии это указывает на  слабую склонность к   видению себя со стороны, выделению в себе положительных и отрицательных качеств.

     При выделении смысловых гнезд в  данной методике наиболее часто выделяться социальные роли, выраженные существительными которые из общего количества составляют 100 % .Это может говорить о достаточной уверенности в себе, о наличии опасений в связи с самораскрытием, может присутствовать тенденция к самозащите. Наибольшее преобладание в описании существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве. 80 % выборки составили студенты, у  которых при ответе на вопрос преобладают более  личностные характеристики, выраженные прилагательными, что указывает на демонстративность и эмоциональность человека ,  принадлежность к той или иной группе людей, осознание своей уникальности.  У 33% студентов отмечается шкала «О быте».  Шкалу о профессии  выбирали 40% студентов из общей выборки. 

 

     Рис.3  Выделение смысловых гнезд 

     Студенты,  ориентированные на получение диплома  при ответе предпочитают такую категорию в смысловых гнездах как «социальные роли» - 100%,  «личностные характеристики» - 88% «о быте» - 11% и «профессия» - 33%.  При ориентации на приобретение знаний, большее предпочтение отдается также «социальные роли» -100%   «личностные характеристики» 88%, «О быте» - 33% и 55% составляют студенты отдающие предпочтение категории «Профессия» -55%.  Студенты, находящиеся в шкале овладение профессией составляют  100 % относящихся к категории «социальные роли», 80 % «личностные характеристики»,  40% категория «о быте» и 40 % «Профессия». Такое соотношение  использования всех предложенных смысловых гнезд может указывать на то что,  студенты помимо выделения социальных ролей и личностных характеристик, видят себя в бедующей профессии наибольший процент выборов  данной смысловой категории отмечен у студентов ориентированных на овладение профессией. 

     Обращаясь к показателям  самоэффективности  студентов,  из общего количества выборки  нами были получены следующие результаты: 
 

       

    Рис.4  Показатели оценки самоэффективности 

     Большинство студентов имеют высокие и  средние показатели самоэффективности, это свидетельствует о том, что  молодые люди преследуют свои цели и решают проблемы, не взирая на трудности. Личностная самоэффективность является профессионально значимой как для уже сложившегося специалиста, так и для студента как будущего профессионала. Молодые люди уверенны в том, что они овладеют необходимыми знаниями, реализуют свои способности, смогут стать хорошими специалистами. 

                                                                  Таблица 7 

  Преобритение знаний Овладение профессией Получение диплома
  Количество  студентов % соотношение Количество  студентов % соотношение Количество  студентов % соотношение
Средний показатель 5 57% 4 80% 5 57%
Высокий показатель 4 44% 1 20% 4 44%
Низкий  показатель 0 0% 0 0% 0 0%
 
 

У студентов  ориентированных на преобритение знаний средний показатель по самоэффективности  составляет 57 % что говорит о том  что студенты все таки  преследуют свои цели и решают проблемы, не взирая на трудности. Высокий показатель 44 % указывает на  уверенность в том, что они овладеют необходимыми знаниями, реализуют свои способности, смогут стать хорошими специалистами.

     У группы ориентированной на  овладение профессией  все 80 % составили средние показатели  по самоэффективности,   и 20 % высокие, это указывает на хорошую  способность, находить в себе силы заниматься учебной деятельностью и развивать в себе профессионала.

       Студенты,  которые более ориентированны на получение диплома составили 57 % со средним показателем и 44 % с  высоким показателем, полученные данные могут указывать  на сомнение в  эффективность собственных действий,  а также осознание личностной самоэффективности которая  является профессионально значимой как для уже сложившегося специалиста, так и для студента как будущего профессионала.

       И так следует отметить, что при  рассмотрении личностных характеристик  студентов нами было выявлено, что  наиболее частым употреблением  частей речи при ответе на вопрос «Кто Я?»  студенты исторического факультета отдают существительным что указывает на определенность и постоянство в повседневной жизни, т.е отсутствие резких перемен  и экстремальных ситуаций, высокий процент отмечается по средним показателям склонности к рефлексии что говорит о способности встать в позицию наблюдателя, исследователя по отношению к своей деятельности. Процесс рефлексии индивидуален, он проявляется в мыслительной активности и предполагает критическую реконструкцию реальности. При выделении смысловых гнезд наибольшее предпочтение отдается социальным ролям на втором месте выступают личностные характеристики, на третьем месте категория «Профессия». Обращаясь к показателям самоэффективности студентов нами было отмечено, что студенты исторического факультета имеют средний и высокий балл по самоэффективности, что указывает на то что представления человека о своей способности справляться с одной и той же деятельностью при разных степенях ее сложности. Сила самоэффективности характеризует степень уверенности человека в своей способности осуществлять какую-либо деятельность. От нее зависит, насколько устойчивой будет вера человека в свои способности перед лицом неудач.

     Таким образам  в результате исследования учебной мотивации студентов  исторического факультета  мы можем  сказать, что  большинство студентов  ориентированны на получение знаний т.к  отношение к учению как к средству достижения профессиональных целей образует второй уровень мотивационно целевой основы деятельности - мотивацию профессиональной деятельности. И  преобритение диплома т.к в современном обществе это большая необходимость которая обусловлена дальнейшим трудоустройством и материальным благополучием. Наименьший процент занимает овладение самой профессией мы можем предположить что это разочарованность в процессе обучения выбранной специализацией и поступление на данный факультет по просьбе родителей.

     При рассмотрении методики удовлетворенность  учебной деятельностью, мы отмечаем, что в целом студентов, ориентированных  на преобритение знаний удовлетворяют  все предложенные шкалы по данной методике кроме шкалы «Удовлетворенности взаимоотношениями с одногруппниками» она составляет наименьший процент из всех шкал. У студентов ориентированных на овладение профессией показатели удовлетворяют все предложенные шкала. Группа, которая больше ориентированна на получение диплома  в большей степени удовлетворены воспитательным процессом, избранной профессией а также бытом бюджетом и здоровьем.

  Нами была отмечена средний и высокий  уровень склонности к рефлексии  у групп ориентированных на преобритение  знаний и получение диплома. У группы ориентированной на овладение профессией отмечаются средние показатели склонности к рефлексии.

     При выделении смысловых гнезд у  всех 3х групп отмечается выделение  личностных характеристик, социальных ролей которые обозначаются существительными и прилагательными, категорию  «О быте» где студенты оперируют такой частью речи как глагол, а также категорию «Профессия».

Показатели  самоэффективности студентов достигают  среднего уровня,  и только 47 % из всей выборки составили высокие  показатели.

     Хотелось бы сказать, что отношение студентов к профессии, т. е. к целям вузовского обучения, наполняется профессиональным смыслом и содержанием в ходе учебной деятельности, которая выступает относительно профессиональных целей обучения в качестве средства их достижения.

Сколько было написано о мотивах,  данные последних лет говорят о возрастании  мотивов связанных с карьерой, желанием достигнуть успеха. Однако хочется  заметить, что начиная с 60-х гг. по мере роста благосостояния основной массы населения индустриально развитых стран, социологи Запада стали замечать, что в поведении людей на работе все большее значение приобретают не соображения успеха или карьеры, а мотивы, связанные с установлением баланса между работой и частной, семейной жизнью. Человек, придерживающийся такой ориентации считает, что его профессиональная деятельность должна оставлять место для увлечений, развлечений, для личной жизни. Он ограничивает свои притязания на работе определенными рамками.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов