Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.
Объект исследования – мотивация учебной деятельности.
Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.
Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6
1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6
1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19
2.1 Организация и методы исследования………………………………………19
2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21
2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29
2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39
2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………………...54
Приложение……………………………………………………………………...56
Содержание.
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6
1.1 Понятие мотивации
учебной деятельности…..………………………………………
1. 2 Особенности
мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………
ГЛАВА 2. Исследование
мотивации учебной деятельности
студентов Белгородского
2.1 Организация и методы исследования………………………………………19
2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21
2.3 Личностные
характеристики мотивационной
2. 4 Соотношения
средних значений по всем
2.5 Корреляционный
анализ данных………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые. Общие концепции мотивации учебной деятельности были применены к анализу мотивов учения студентов. Оказалось, что учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий. Профессиональные мотивы не просто «вклиниваются» в структуру мотивации учения, а становятся ее неотъемлемой частью, взаимодействующей с мотивами учения и формирующей учебно-профессиональную мотивацию. Исследованию мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов посвятили свои работы Делеу М.В., Ительсон Л.Б., Урванцев Л.П., Дьяченко М.И., Ильин Е.П., Арестова О.Н., Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А., Реан А.А. и другие психологи.
Положительная мотивация учебной деятельности является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные периоды развития, а именно в студенческом периоде возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности. Таким образом, мотивы учения, присущие данному периоду выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой.
Для
студенческого возраста характерно
стремление к социальному сближению, поиск
смысла жизни, построение жизненных планов,
которые определяются объективными условиями
и ценностными ориентациями личности.
Проявляется ярко выраженное стремление
к получению высшего образования, интересной
работы. Усиливается установка на хорошие
жизненные условия и материальную обеспеченность.
В период студенчества отмечается общая
направленность студентов на свое будущее,
и все настоящее выступает для них
новой направленностью их личности. У
них формируется собственное нравственное
мировоззрение, моральное «Я», которое
предполагает наличие устойчивой системы
убеждений, не зависимых от внешних условий
и давлений окружающих. Эффективность
учебного процесса в вузе в целом, прямо
связана с тем, насколько высока мотивация
овладения будущей профессией у студентов.
Актуальность: изучения мотивации учебной деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Проблема данной работы, заключается в следующем: каковы особенности учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.
Объект исследования – мотивация учебной деятельности.
Предметом
является мотивация учебной деятельности
студентов.
Рабочие гипотеза исследования:
1. При доминировании у студентов ориентации в мотивации учебной деятельности на получение знаний, возрастает удовлетворенность учебной деятельностью.
2. Чем выше уровень оценки самоэффективности учебной деятельности студентов, тем выше у них показатели рефлексии.
3. Удовлетворённость учебным процессом возрастает, если студента удовлетворяет его избранная профессия, взаимоотношения с преподавателями и руководством факультета, бытом, бюджетом и досугом, здоровьем.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования с целью выявления тенденций развития мотивации учебной деятельности у современных студентов;
2. Изучение представленности в мотивации учебной деятельности тенденций: получение знаний, овладение профессией, получение диплома;
3. Определение степени удовлетворённости учебной деятельности у студентов;
4.
Выявление уровня оценки самоэффективности
студентов в учебной
5.
Определение характера связи
между тенденциями мотивации
учебной деятельности и
6.
Провести сравнительный анализ
доминирования мотивационных
Методы исследования: сравнительный, эмпирический, метод обработки данных, интерпретационный метод.
Для изучения особенностей мотивации учебной деятельности студентов были использованы следующие методики:
1. «Методика изучения мотивации обучения» (Т.И.Ильиной), которая помогла выявить представленности в мотивации следующих ориентаций в «овладение профессией», «приобретение знаний», «получение диплома».
2.
«Опросник удовлетворённости
(Л.В. Мищенко), целью которого является исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной деятельности. Методика содержит следующие шкалы: удовлетворенность учебной деятельностью, удовлетворенность учебным процессом, удовлетворенность воспитательным процессом, удовлетворенность избранной профессией, удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками, удовлетворенность взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета, удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.
3.
Методика М. Куна «Кто Я?».
Цель данной методики
4. «Тест самоэффективности». Цель методики: определение степени самоэффективности, т.е. веры в собственные способности и в возможность собственного успеха.
Обработка данных велась с помощью статистического пакета SPSS, использовался критерий Пирсона для определения характера свиязи.
Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного университета, в котором принимали участие 5 факультетов: факультет управления и предпринимательства, факультет психологии, исторический факультет, факультет математики и информационных технология, и факультет романо-германской филологии. Выборку составили студенты в количестве 83 человек.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Во введении раскрывается общая направленность исследования, определяется актуальность, объект, предмет, гипотеза, ставятся задачи исследования, обозначаются методы работы.
В первой главе «Проблема мотивации учебной деятельности в психологии» приводится теоретический анализ литературы, выявляются особенности мотивации учебной деятельности.
Вторая
глава «Исследование мотивации учебной
деятельности студентов БелГУ» посвящена
эмпирическому исследованию. В ней приводятся
описание организации и методов исследования,
дается анализ и интерпретация результатов,
эмпирических данных и результатов статистической
обработки. Работа содержит 11 таблиц,
5 рисунков и 5 приложений.
ГЛАВА
I Проблема мотивации учебной деятельности
у студентов в психологии
§ 1.1
Понятие мотивации учебной
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов. Реализация деятельностного подхода означает возможность и необходимость исследования учебных мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления. В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации учебной деятельности, овладения знаниями и умениями ( И.А Бахтина, 2000; Е.П Ильин, 2000; Н.И Мешков, 1995; П.М Якобсон, 1969; и д.р). При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высокого уровня способностей: однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает - никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую выраженность, не может превести к значительным успехам в учебе.
Перемены, характерные для современного российского общества, обуславливают радикальные изменения в мотивах учебной деятельности студентов, в способах их взаимодействия друг с другом, с преподавателями, в создании и использовании новых педагогических технологий
Мотивация
при выборе профессии - это стимулы,
ради которых человек готов
Рассматривая подходы к пониманию понятия мотива учебной деятельности: Е.П. Ильин указывает на то, что мотив учебной деятельности — все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: мотивы, цели, установки, чувство долга, интересы [5] .
В отечественной психологии накоплено большое количество знаний о мотивах, но эти знания требуют уточнения и дальнейшего, более тщательного, изучения.
Каково содержание понятий «учебная мотивация», «учебный мотив»? В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». Вполне возможно, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.) . Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).
Рассматривая историю исследования мотивации мы можем обратиться к работам В.А. Якуниной, А. И. Гебоса, В. Я. Кикоть и т.д. В частности в работах П. М. Якобсона, которым предложена своя классификация для мотивов учебной деятельности, выделяется несколько видов мотива: первый вид мотивов он называл «отрицательными», под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. п. Вторая разновидность мотивов учебной деятельности, по П. М. Якобсону, тоже связана с учебной ситуацией, имеющей, однако, положительное влияние на учебу. Третий вид мотивации связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждают учиться потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое [ 5].
Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов