Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

Объект исследования – мотивация учебной деятельности.

Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2


ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6

1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13


ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19

2.1 Организация и методы исследования………………………………………19

2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21

2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29

2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39

2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………...54

Приложение……………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

               Содержание. 

            Введение………………………………………………………………………….2 

ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6

1. 2 Особенности  мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13 

ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19

2.1 Организация и методы исследования………………………………………19

2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21

 2.3  Личностные  характеристики мотивационной деятельности  студентов…………………………………………………………………………...29

2. 4 Соотношения  средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39

2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………...54

Приложение……………………………………………………………………...56

 

 

Введение 

     Проблема  мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые. Общие концепции мотивации учебной деятельности были применены к анализу мотивов учения студентов. Оказалось, что учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий. Профессиональные мотивы не просто «вклиниваются» в структуру мотивации учения, а становятся ее неотъемлемой частью, взаимодействующей с мотивами учения и формирующей учебно-профессиональную мотивацию. Исследованию мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов посвятили свои работы Делеу М.В., Ительсон Л.Б., Урванцев Л.П., Дьяченко М.И., Ильин Е.П.,  Арестова О.Н., Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А., Реан А.А. и другие психологи.

     Положительная мотивация учебной деятельности является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные периоды развития, а именно в студенческом периоде возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности. Таким образом, мотивы учения, присущие данному периоду выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

     В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и  интенсивное формирование специальных  способностей с другой.

     Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность. 
В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них  новой направленностью их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих. Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

     Актуальность: изучения мотивации учебной деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

     Проблема данной работы, заключается в следующем: каковы особенности учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

     Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

     Объект исследования – мотивация учебной деятельности.

     Предметом является мотивация учебной деятельности студентов. 
 
 

     Рабочие гипотеза исследования

     1. При доминировании у студентов ориентации в мотивации учебной деятельности на получение знаний,  возрастает удовлетворенность учебной деятельностью.

     2. Чем выше  уровень оценки  самоэффективности  учебной деятельности  студентов,  тем выше у них показатели  рефлексии.

     3. Удовлетворённость  учебным  процессом возрастает, если студента удовлетворяет его избранная профессия, взаимоотношения с преподавателями и руководством факультета, бытом, бюджетом и досугом, здоровьем.

      Задачи  исследования:

      1. Анализ литературы по теме исследования с целью выявления тенденций развития мотивации учебной деятельности у современных студентов;

      2. Изучение представленности в  мотивации учебной деятельности тенденций: получение знаний, овладение профессией, получение диплома;

      3. Определение степени удовлетворённости учебной деятельности у студентов;  

      4. Выявление уровня оценки  самоэффективности  студентов в учебной деятельности;

      5. Определение  характера связи  между тенденциями  мотивации  учебной деятельности и  оценкой  самоэффективности;

      6. Провести сравнительный анализ  доминирования мотивационных тенденций  на факультетах БелГУ: романо-германской  филологии, историческом факультете, бизнеса и сервиса, психологии, математики и информационных  технологий.

      Методы  исследования: сравнительный, эмпирический, метод обработки данных, интерпретационный метод.

   Для изучения особенностей мотивации учебной деятельности студентов были использованы следующие методики:

      1. «Методика изучения мотивации  обучения» (Т.И.Ильиной), которая  помогла  выявить представленности  в мотивации следующих ориентаций в «овладение профессией», «приобретение знаний», «получение диплома».

      2. «Опросник удовлетворённости учебной  деятельности (УУД)» 

(Л.В. Мищенко), целью которого является исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной деятельности. Методика содержит следующие шкалы: удовлетворенность учебной деятельностью, удовлетворенность учебным процессом, удовлетворенность воспитательным процессом, удовлетворенность избранной профессией, удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками, удовлетворенность взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета, удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.

      3. Методика  М. Куна «Кто Я?».  Цель данной методики заключается  в определении особенностей идентификации студентов, выраженности статусного признака,   особенностей мировоззрения. Нами  были взяты несколько параметров интерпретации, такие как  склонность к рефлексии, смысловые гнезда в ответах (социальные роли, личностные характеристики, о быте, и профессия) и употребляемые части речи.

      4. «Тест самоэффективности». Цель методики: определение степени самоэффективности, т.е. веры в собственные способности и в возможность собственного успеха.

     Обработка данных велась с помощью статистического пакета SPSS, использовался критерий Пирсона для определения характера свиязи.

      Исследование  проводилось на базе Белгородского  Государственного университета, в котором  принимали участие 5 факультетов: факультет  управления и предпринимательства, факультет психологии, исторический факультет, факультет математики и информационных технология, и факультет романо-германской филологии. Выборку составили студенты  в количестве 83 человек.

  Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Во введении раскрывается общая направленность исследования, определяется актуальность, объект, предмет, гипотеза, ставятся задачи исследования, обозначаются методы работы.

     В первой главе «Проблема мотивации учебной деятельности в психологии» приводится теоретический анализ литературы, выявляются особенности мотивации учебной деятельности.

     Вторая  глава «Исследование мотивации учебной деятельности студентов БелГУ» посвящена эмпирическому исследованию. В ней приводятся описание организации и методов исследования, дается анализ и интерпретация результатов, эмпирических данных и результатов статистической обработки.  Работа содержит 11 таблиц, 5 рисунков и 5 приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии 

§ 1.1  Понятие мотивации учебной деятельности

     Проблеме  мотивации учения уделяется пристальное  внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения  представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов. Реализация деятельностного подхода означает возможность и необходимость исследования учебных мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления. В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации учебной деятельности, овладения знаниями и умениями ( И.А Бахтина, 2000; Е.П Ильин, 2000; Н.И Мешков, 1995; П.М Якобсон, 1969; и д.р). При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация  может играть роль компенсирующего фактора  в случае недостаточно высокого уровня способностей: однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает  - никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую выраженность, не может превести к значительным успехам в учебе. 

     Перемены, характерные для современного российского общества, обуславливают радикальные изменения в мотивах учебной деятельности студентов, в способах их взаимодействия друг с другом, с преподавателями, в создании и использовании новых педагогических технологий

     Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить  свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той  или иной профессии: общественно  социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль [2].

     Рассматривая  подходы к пониманию понятия  мотива учебной деятельности:  Е.П. Ильин указывает на то, что мотив учебной деятельности — все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: мотивы, цели, установки, чувство долга, интересы [5] .

      В отечественной психологии накоплено  большое количество  знаний о  мотивах, но эти знания требуют уточнения и дальнейшего, более тщательного, изучения.

     Каково  содержание понятий «учебная мотивация», «учебный мотив»? В психолого-педагогической литературе не удалось встретить  прямого определения термина  «учебная мотивация». Вполне возможно, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.) . Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.). 

      Рассматривая  историю исследования мотивации мы можем обратиться к работам В.А. Якуниной, А. И. Гебоса, В. Я. Кикоть и т.д. В частности в работах  П. М. Якобсона, которым  предложена своя   классификация для мотивов учебной деятельности, выделяется несколько видов мотива: первый вид мотивов он называл «отрицательными»,  под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. п. Вторая разновидность мотивов учебной деятельности, по П. М. Якобсону, тоже связана с учебной ситуацией, имеющей, однако, положительное влияние на учебу. Третий вид мотивации связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждают учиться потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое [ 5].

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов