Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студентов Белгородского Государственного Университета.

Объект исследования – мотивация учебной деятельности.

Предметом является мотивация учебной деятельности студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2


ГЛАВА I Проблема мотивации учебной деятельности у студентов в психологии…………. ………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие мотивации учебной деятельности…..……………………………………………………………….....6

1. 2 Особенности мотивации учебной деятельности у студентов………………………………………………………………………..13


ГЛАВА 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов Белгородского государственного университета……………………………….19

2.1 Организация и методы исследования………………………………………19

2. 2 Деятельностные характеристики мотивационной сферы студентов…….21

2.3 Личностные характеристики мотивационной деятельности студентов…………………………………………………………………………...29

2. 4 Соотношения средних значений по всем факультетам…………………………………………………………………..…39

2.5 Корреляционный анализ данных…………………………………………………………………………...47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………...54

Приложение……………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

Мощным  стимулом для него становится свободное  время, определенное качество жизни, уровень потребления. Он не отягощает себя сверх меры гонкой за и карьерой.  
 

 

§ 2. 4 Сравнительный анализ развитости мотивации учебной деятельности студентов БелГУ 

 При сравнении средних значений  5 факультетов (факультет бизнеса и сервиса, исторический факультет, факультет Романо-германской филологии, факультет математики и информатики, факультет психологии), которые принимали участие в исследовании, нами были получены следующие результаты:      

                      Таблица 1 

  Преобритение знаний Овладение профессией Получение диплома
ФБС 6,27 5,05 6,02
Исторический  ф-т 8,13 5,36 7,66
Психологический ф-т 6,5 5,33 6,3
Математический  ф-т 5,75 5,47 7,2
РГФ 6,17 6,65 7,25
 

  Сравнивая показатели средних значений по методике исследования мотивации обучения в ВУЗе нами отмечено, что в большей степени ориентацию на преобритение знаний имеет исторический факультет (8,13), на втором месте выступает факультет психологии(6,5), третье место занимает факультет Бизнеса и Сервиса(6,27).

 Мы  можем предположить, что это может быть связанно со спецификой преподавания на данных факультетах,  с взаимоотношением с преподавателями. Так же, сами студенты понимают важность получения знаний по выбранной профессии. Стремление студентом получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу и своей семье. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой целеустремленностью, сильной волей и др. В учебном процессе, студент стремится получать знания дающие ему преподавателями, они вовлечены в учебный процесс, активно осваивают новые знания. Степень осознанности студентом заинтересованности в получении знаний определяется его мотивацией, как совокупностью целей, потребностей, установок.

     Рассматривая показатели средних значений по шкале  ориентации на овладение профессией из таблицы видно, что в большей степени ориентированны на овладение профессией факультет романно – германской филологии (6,65), факультет  математики и информатики (5,47) и исторический факультет  (5,36), это может быть связанно с перспективой дальнейшего трудоустройства, студенты данных факультетов удовлетворенны выбором своей профессии и факультетом в целом. Учебный процесс и преподаватели,  полно и глубоко должны помочь студентам овладеть, познать выбранную профессию. Студенты стремятся овладеть выбранной профессией и состояться в ней, как специалисты.  Для данных студентов  в приоритете профессиональное развитие и самореализация. Студентами движет чувство долга и ответственности за выбранную профессию, а так же, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности.

Показатели  средних значений  у факультетов  более ориентированных  на получение  диплома отмечается у  исторического  факультета  (7,66), факультета романно – германской филологии (7,25),  и факультета математики и информатики (7,2) это может быть связанно с перспективой дальнейшего трудоустройства по выбранным специальностям.  Ценность высшего образования в глазах молодежи остается достаточно высокой, что определяет мотивацию на его получение. Наличие диплома о высшем образовании, по мнению студентов, это гарантия финансовой устойчивости, накопление капитала, социального положения и продвижение по карьерной лестнице. Стремление получить диплом, на наш взгляд с одной стороны стремлением подтвердить свою взрослость и независимости, а с другой стороны недостаточной развитостью познавательного интереса у ряда студентов.

Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению. 
 
 

                           Таблица 2 

Показатели  соотношения средних  значений по исследования удовлетворенности учебной деятельностью 
 

  ФБС Исторический  ф-т ф-т  Психологии Матем. ф-т РГФ
Ус 2,45 2,56 2,85 2,89 2,74
Уу 2,21 2,46 2,86 2,83 2,68
Ув 2,22 2,2 3,13 2,87 2,22
Уп 2,28 2,54 3,08 2,85 2,51
Уо 2,75 2,82 2,78 2,9 2,43
Ур 2,37 2,52 2,81 2,65 2,37
Уз 1,98 2,18 2,37 2,51 2,11
 

Условные  обозначения: Ус-удовлетворенность учебной деятельностью, Уу- удовлетворенность учебным процессом, Ув – удовлетворенность воспитательным процессом, Уп- удовлетворенность избранной профессией, Уо- удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками, Ур – удовлетворенность взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета, Уз – удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем. 

     По  удовлетворённости учебной деятельности наиболее высокие показатели отмечаются у факультета математики и информатики (2,89) и у факультета психологии (2,85). Мы можем объяснить это тем, что в целом учебная деятельность протекает насыщенно и интересно для студентов.

     Факультет математики  и информатики(2,83),  и факультет психологии(2,86) в целом  удовлетворены учебном процессом. Студенты полностью вовлечены в учебный процесс, их устраивает структура процесса, способ преподавания. Учебный процесс помогает раскрыть индивидуальные способности каждого студента, в соответствии с интересами, наклонностями студентов, а так же учебный процесс помогает сформировать профессионально важные качества студентов.

     Высокие показатели отмечаются у факультета психологии  по шкалам Увудовлетворенность воспитательным процессом, Уп- удовлетворенность избранной профессией, мы можем предположить что это связанно с удовлетворенностью процессом преподавания изучаемыми дисциплинами. Воспитательный процесс благоприятно влияет, помогает научится успешно жить в данном, современном обществе. В ходе воспитательного процесса, студент формирует видение проблем и возможное их разрешение. Удовлетворённость избранной профессией возникает, если студент относится к профессии, как к способу самореализации, раскрытию своих способностей.

     Высокие показатели по шкале Уо - удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками, отмечаются у факультетов математики и информатики (2,9) и на историческом факультете (2,82). Можно предположить, что отношения с однокурсниками благоприятные и доброжелательные, студенты внутри группы, могут делиться мнениями, свободно высказывать свои мысли.

     По  шкале Ур – удовлетворенность взаимодействиями с преподавателями и руководством факультета, большее значение отмечается у факультета психологии (2,81). Мы можем предположить, что на данном факультете студенты удовлетворенны взаимодействием с преподавателями и руководством факультета. Преподаватели всячески способствуют профессиональному развитию студентов, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а так же поощряют инициативность студентов в учебной деятельности.

     Что же касается шкалы Узудовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем больший показатель оказался у факультета математики и информатики (2,51). Удовлетворённость по данной шкале возникает, если  быт, бюджет, досуг, состояние здоровья находится в соответствии имеющимся потребностям, представлениями.

      

                           Таблица 3 

Показатели  соотношения средних значений по методике исследования самоэффективности 
 

     
  ФБС Исторический  ф-т ф-т  Психологии Матем. ф-т РГФ
Средний 31,3 27,5 32,3 30,3 31
Низкий  27 0 20,5 0 23,6
Высокий 25,3 37,8 37,5 28,5 0

       

       
 

Показатели  средние значений высокой самоэффективности  отмечаются у исторического факультета (37,8) факультет психологии (37, 5) и факультет математики и информатики (28,5), средний  показатель  у факультета психологии (32,3), факультета бизнеса и сервиса (31,3),  и факультета романно – германской филологии (31) Мы можем предположить, что такое соотношение связанно с тем, что возможно студенты убеждены в том, что они способны успешно  осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов. Это воспринимаемые убеждения о своих способностях справиться в будущем с определенной деятельностью. Результаты различных исследований показывают, что восприятие собственной эффективности влияет на решения, действия и переживания, на целеполагание и настойчивость, на каузальные атрибуции, а также на ряд других когнитивных и эмоциональных факторов, воздействующих в свою очередь на поведение и эффективность деятельности. Самоэффективность отражает личное убеждение человека о наличии у него способностей и способствует развитию мотивации к определенной деятельности, в то время как представления субъекта о своем контроле над результатами не гарантируют возникновения мотивации.

              Таблица 4 

Показатели  соотношение средних  значений по показателям  склонности к рефлексии. 
 

  ФБС Исторический  ф-т ф-т  Психологии Матем. ф-т РГФ
Средний 8,1 9 12,6 13,6 10,6
Низкий  6,8 0 7 0 1
Высокий 13,6 15,75 25,2 15,5 27,09
 
 
 
 
 
 

     Рассматривая  показатели склонности к рефлексии  из таблицы видно, что высокие  показатели имеет факультет романно  – германской филологии (27,09) факультет психологии (25,2), и исторический факультет (5,75)  это указывает на то что познавательные действия студентов заключается в уточнении своих знаний, в выяснении их оснований, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение (В.В. Давыдова).

     Средние показатели отмечены у  факультета психологии  (12,6) факультета информатики и математики (10,6),  и исторического факультета (9) что говорит о способности встать в позицию наблюдателя, исследователя по отношению к своей деятельности. Процесс рефлексии индивидуален, он проявляется в мыслительной активности и предполагает критическую реконструкцию реальности

                           Таблица 5 

Показатели  соотношения  средних  значений по  употребляемости  частей речи при ответе на вопрос "Кто Я?" 

      Существительные Прилагательные Глагол
    ФБС 7,06 4,38 1
    Исторический  ф-т 9,6 4,8 0
    ф-т  Психологии 6,12 12,24 0
    Матем. ф-т 8,11 4,29 0,37
    РГФ 13,8 8,46 1,3

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов