Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

Работа содержит 1 файл

Копия мотивация .doc

— 1.06 Мб (Скачать)
 
 

     Методика  №3 Тест смысложизненных  ориентации Д.А. Леонтьева  

     С помощью этого теста исследуются  представления о будущей жизни  по таким характеристикам, как наличие  или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность  жизнью, представления о себе как  об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь

     Стимульным  материалом являются 20 шкал, на разных полюсах которых расположены  противоположные по смыслу утверждения. Между ними – числовые значения, соответствующие различной степени выраженности каждого состояния от –3 до +3.

     Тест  имеет ряд субшкал: цели в жизни (придает жизни осмысленность); процесс  жизни (показывает, воспринимается ли жизнь интересной, эмоционально насыщенной); результативность жизни (показывает удовлетворенность самореализацией); локус контроля - Я. (Я — хозяин жизни, представление о себе как о сильной личности); локус контроля - жизнь (управляемость жизни, то есть то, в какой мере человек может управлять своей жизнью).

     Цель  теста заключается в эмпирической валидизации ряда представлений об экзистенциальном вакууме (фрустрации), который является причиной неогенных неврозов. Методика состоит из трех этапов: А, В и С.

     Этап  А. На листе бумаги перед испытуемым две колонки утверждений (по 20 пунктов), между которыми расположены цифры в следующем порядке: 3 2 10 12 3. Испытуемый подчеркивает или обводит нужную цифру в зависимости от степени согласия с тем или иным утверждением. Восходящая последовательность градаций от 1 до 7 чередуется в случайном порядке с нисходящей. По каждому пункту подсчитывается сумма: 7 — наличие смысла жизни, 1 — отсутствие. Испытуемый должен ответить быстро, не раздумывая. Этот этап удобен тем, что не занимает много времени, но дает достаточно значимые результаты по смысложизненным ориентациям.

     Этап  В состоит из 13 неоконченных предложений, затрагивающих тему смысла жизни. На этапе С испытуемый кратко излагает свои устремления и цели жизни  и то, насколько успешно они  реализуются. Проводить испытуемых через этапы В и С необязательно, но они полезны при индивидуальной работе в клинике.

     Испытуемых  педагогов мы проводим через этап А; в то же время этап С полностью  реализуется в индивидуальных беседах.

     Методика  №4 Изучение мотивационной  сферы учащихся (Матюхина) 

     Методика  предназначена для диагностики мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

     Методика  была подвергнута стандартизации и  показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

     Проводится  три серии испытаний.

     Первая серия

     Испытуемым  дают карточки, на каждой из которых  написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

     Вторая серия

     Из  всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

     Третья серия

     Из  всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

     Ключ  к тесту 

     Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 – 4;
  • благополучия: 5 – 6;
  • аффилиации: 7 -8;
  • престижа: 9 – 10;
  • избегания неудачи: 11 – 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 – 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 – 16;
  • коммуникативные: 17 – 18;
  • творческой самореализации: 19 – 20;
  • достижения успеха: 21 – 22.

     (Тексты  методик см. приложение №1)

2.3. Система коррекции мотивационно – смысловой сферы подростков

 

       Полученные в ходе исследования  результаты будут использованы  для разработки программы формирования  индивидуальной,  стратегии развития  личности. Эффективность процесса формирования жизненных перспектив и социального кругозора будет обеспечиваться созданием системы воспитательной деятельности, ее соориентированностью на открытость, вовлечения социума, семьи, дополнительного образования в этот процесс, реализацией индивидуально-личностного подхода в организации воспитательной работы. Включением школьников в социально полезную деятельность в микрорайоне школы, в решении проблем сверстников, в ходе чего достигается редукция коллективных жизненных перспектив в личностные, происходит их актуализация.

     При возникновении в самосознании подростков несоответствия между реальными  смыслообразующими мотивами и предлагаемыми  образцами формируются негативные отношения,  как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Он начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации, увеличивая шанс попасть в группу риска. Очень важно оказать таким людям вовремя психологическую поддержку, научить их правильному отношению к себе и другим. Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобного волнуют не только подростков.

     С нашей точки зрения одним из лучших вариантов помощи  подросткам для развития мотивационно – смысловой сферы  является  организация работы с юношами в тренинговых группах. Это и игра, и работа одновременно. Как уже говорилось, подростки не так часто приходят к психологу со своими проблемами сами. А, посещая тренинги,  в группе сверстников они чувствуют себя в безопасности, им комфортнее. С одной стороны, можно и проблемы проработать, с другой – не выделяешься среди других.

     В ходе построения программы тренинга руководствовались следующими принципами:

     1) принцип «нормативности» развития  на основе учета возрастно-психологических  и индивидуальных особенностей  ребенка;

     2) принцип «коррекции сверху вниз»  посредством создания зоны ближайшего  развития ребенка; принцип системности  коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и коррекции; принцип приоритетности коррекции причинного типа; деятельностный принцип коррекции;

     3) принцип комплексности методов  психологического воздействия [2].

     Кроме основного метода нами также были использованы следующие методы:

     - арттерапия;

     - психогимнастика; 

     -игротерапия;

     - групповая дискуссия;

     - социальная терапия.

     Исходя  из этого, целью наших занятий является решение развития ценностных ориентаций и создание условий для личностного роста через организацию взаимодействия участников.

     Задачи  тренинга:

     1. Создать условия для формирования  стремления к самопознанию, погружения  в свой внутренний мир и  ориентация в нем, а также  для формирования способности  адекватно оценивать себя и  других людей. 

     2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

     3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

     4. Способствовать осознанию своей  жизненной перспективы, жизненных  целей, путей и способов их  достижения.

     Продолжительность занятий – 60 минут. Каждое занятие состоит из трех частей:

     1. Вводная часть. 

     2. Основная часть. 

     3. Завершение.

     Кратность – два раза в неделю.

     Коррекционно-развивающая  программа рассчитана на 15 занятий. 

     Категория участников:

     Подростки 14-15 лет, количество участников тренинга – 15 человек.

     Программа включает три этапа:

     1 этап – ориентировочный.  Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы, снятие напряжение, сплочение группы.

     2 этап – развивающий.  Цель этапа: активизация процесса самосознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

     3 этап – закрепляющий. Цель этапа: повышение самопонимания в целях коррекции самооценки и актуализации личностных ресурсов. Преобладают упражнения закрепляющего характера.

     (см. приложение №2) 
 
 
 

Глава 3 Эмпирическое исследование

3.1. Результаты становления мотивационно – смысловой сферы  у  подростков

     Результаты  по методике  Ценностные ориентации Рокича

     Среди терминальных ценностей, наиболее часто  участники называли конкретные ценности, отражающие стремление к физической и экономической безопасности:  «стабильной зарплаты»  и т.п. Значимость «хорошей работы», высшего образования, карьеры также во многом определялась направленностью на материальное благополучие. Эти и другие называемые ценности в своем большинстве носили сугубо индивидуальный характер. В то же время часть исследуемых декларировала значимость и ценностей межличностных отношений: наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье детей и внуков. Последнюю группу, наряду со стабильностью и «порядком», можно обозначить также как традиционные, консервативные ценности.

     В исследовании участники не продемонстрировали какого-либо интереса к таким либеральным  ценностям, как свобода, демократия, права человека, терпимость, уважение к иному мнению, независимость, самостоятельность, инициативность, предприимчивость и т.п.

     Таблица  2

       Результаты исследований иерархии  ценностей девочек  по методике  М. Рокича

     Терминальные  ценности      Инструментальные  ценности
  1. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  2. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  3. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  4. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  5. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  6. здоровье (физическое и психическое);
  7. интересная работа;
  8. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  9. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  10. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  11. наличие хороших и верных друзей;
  12. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  13. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  14. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  15. творчество (возможность творческой деятельности
  16. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  17. счастливая семейная жизнь;
  18. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
     
  1. жизнерадостность (чувство юмора);
  2. исполнительность (дисциплинированность);
  3. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  4. непримиримость к недостаткам в себе и других;
  5. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  6. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  7. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  8. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  9. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  10. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  11. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  12. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  13. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  14. воспитанность (хорошие манеры);
  15. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  16. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  17. чуткость (заботливость).
  18. честность (правдивость, искренность);
 

Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)