Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа
Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.
Методика
№3 Тест смысложизненных
ориентации Д.А. Леонтьева
С
помощью этого теста
Стимульным
материалом являются 20 шкал, на разных
полюсах которых расположены
противоположные по смыслу утверждения.
Между ними – числовые значения,
соответствующие различной
Тест имеет ряд субшкал: цели в жизни (придает жизни осмысленность); процесс жизни (показывает, воспринимается ли жизнь интересной, эмоционально насыщенной); результативность жизни (показывает удовлетворенность самореализацией); локус контроля - Я. (Я — хозяин жизни, представление о себе как о сильной личности); локус контроля - жизнь (управляемость жизни, то есть то, в какой мере человек может управлять своей жизнью).
Цель
теста заключается в
Этап А. На листе бумаги перед испытуемым две колонки утверждений (по 20 пунктов), между которыми расположены цифры в следующем порядке: 3 2 10 12 3. Испытуемый подчеркивает или обводит нужную цифру в зависимости от степени согласия с тем или иным утверждением. Восходящая последовательность градаций от 1 до 7 чередуется в случайном порядке с нисходящей. По каждому пункту подсчитывается сумма: 7 — наличие смысла жизни, 1 — отсутствие. Испытуемый должен ответить быстро, не раздумывая. Этот этап удобен тем, что не занимает много времени, но дает достаточно значимые результаты по смысложизненным ориентациям.
Этап
В состоит из 13 неоконченных предложений,
затрагивающих тему смысла жизни. На
этапе С испытуемый кратко излагает
свои устремления и цели жизни
и то, насколько успешно они
реализуются. Проводить испытуемых
через этапы В и С
Испытуемых педагогов мы проводим через этап А; в то же время этап С полностью реализуется в индивидуальных беседах.
Методика
№4 Изучение мотивационной
сферы учащихся (Матюхина)
Методика предназначена для диагностики мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).
Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Вторая серия
Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Мотивы:
(Тексты методик см. приложение №1)
Полученные в ходе
При
возникновении в самосознании подростков
несоответствия между реальными
смыслообразующими мотивами и предлагаемыми
образцами формируются
С нашей точки зрения одним из лучших вариантов помощи подросткам для развития мотивационно – смысловой сферы является организация работы с юношами в тренинговых группах. Это и игра, и работа одновременно. Как уже говорилось, подростки не так часто приходят к психологу со своими проблемами сами. А, посещая тренинги, в группе сверстников они чувствуют себя в безопасности, им комфортнее. С одной стороны, можно и проблемы проработать, с другой – не выделяешься среди других.
В ходе построения программы тренинга руководствовались следующими принципами:
1)
принцип «нормативности»
2)
принцип «коррекции сверху
3)
принцип комплексности методов
психологического воздействия [
Кроме основного метода нами также были использованы следующие методы:
- арттерапия;
- психогимнастика;
-игротерапия;
- групповая дискуссия;
- социальная терапия.
Исходя из этого, целью наших занятий является решение развития ценностных ориентаций и создание условий для личностного роста через организацию взаимодействия участников.
Задачи тренинга:
1.
Создать условия для
2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4.
Способствовать осознанию
Продолжительность занятий – 60 минут. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Завершение.
Кратность – два раза в неделю.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 15 занятий.
Категория участников:
Подростки 14-15 лет, количество участников тренинга – 15 человек.
Программа включает три этапа:
1 этап – ориентировочный. Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы, снятие напряжение, сплочение группы.
2 этап – развивающий. Цель этапа: активизация процесса самосознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
3 этап – закрепляющий. Цель этапа: повышение самопонимания в целях коррекции самооценки и актуализации личностных ресурсов. Преобладают упражнения закрепляющего характера.
(см.
приложение №2)
Результаты по методике Ценностные ориентации Рокича
Среди терминальных ценностей, наиболее часто участники называли конкретные ценности, отражающие стремление к физической и экономической безопасности: «стабильной зарплаты» и т.п. Значимость «хорошей работы», высшего образования, карьеры также во многом определялась направленностью на материальное благополучие. Эти и другие называемые ценности в своем большинстве носили сугубо индивидуальный характер. В то же время часть исследуемых декларировала значимость и ценностей межличностных отношений: наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье детей и внуков. Последнюю группу, наряду со стабильностью и «порядком», можно обозначить также как традиционные, консервативные ценности.
В исследовании участники не продемонстрировали какого-либо интереса к таким либеральным ценностям, как свобода, демократия, права человека, терпимость, уважение к иному мнению, независимость, самостоятельность, инициативность, предприимчивость и т.п.
Таблица 2
Результаты исследований
|
Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)