Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

Работа содержит 1 файл

Копия мотивация .doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Глава 2. Организация  и  характеристика  исследования

2.1. Объект и методы  исследования

     Целью исследования  является изучение особенностей развития мотивационно - смысловой  сферы детей подросткового возраста.

     Для достижения  цели исследования, и  реализации гипотезы, разработана  программа исследования, состоящую  из  двух этапов:

  1. Выявление гендерных особенностей мотивационно – смысловой сферы у подростков, сравнительный анализ;
  2. Разработка коррекционно – развивающей программы с целью развития мотивационно – смысловой сферы у подростков;
  3. Проверка эффективности программы коррекции мотивационно – смысловой сферы.

     Результаты, полученные в ходе  данного исследования, могут быть использованы в работе с подростками,  в области  межличностных отношений, личностного развития, а также в психологическом консультировании

     Для проведения исследования были  сформированы 2 выборки:

     Обследуемая группа состоит из 25 человек, из них 13 девочек, 12 мальчиков.

     Испытуемые  являются членами одного класса. Исследование проводилось на базе школы №114 г. Уфы  в 9 «А» классе. 
 
 
 
 

     Таблица 1.

     Характеристика  выборки

имя возраст семья
1 Алина 15 полная
2 Айгуль 16 полная
3 Булат 15 не полная
4 Вероника 15 полная
5 Виталий 15 полная
6 Василий 16 полная
7 Галина 16 полная
8 Денис 16 полная
9 Дарина 15 полная
10 Динар 16 не полная
11 Загир 16 полная
12 Ирина 16 полная
13 Индира 15 полная
14 Ильмар 16 не полная
15 Илья 16 полная
16 Камилла 16 не полная
17 Марина 16 полная
18 Марсель 15 не полная
19 Николай 16 полная
20 Наташа 16 не полная
21 Никита 16 полная
22 Олег 16 полная
23 Рената 15 не полная
24 Светлана 16 не полная
25 Тагир 16 полная

     Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.

     Тестирование  проводили в отдельном помещении  и в отсутствии посторонних.

     Для получения сопоставимых результатов  психологическое тестирование проводили  в условиях, одинаковых для всех групп

     Все испытуемые с пониманием отнеслись  к исследованию,  испытуемые с  интересом расспрашивали о теме и целях работы, отвечали быстро, эмоционально обсуждали вопросы  и комментировали их.

     Все испытуемые так же проявляли интерес  к теме работы и серьёзно отнеслись к выполнению своей задачи, некоторые испытуемые  отвечали на вопросы в тишине и с предельной серьёзностью. На некоторые вопросы,  некоторые из испытуемых затруднились ответить и либо не писали ничего, либо отвечали «незнаю», такие ответы приравнивались ответу «ничего» ( т.е. всё устраивает).

     Анкетирование проводилось в школе, во время  перемены и во время классного  часа.  Каждому испытуемому был  выдан листочек для записей, вопросы  задавались либо автором работы вслух, либо испытуемые выполняли самостоятельно. После заполнения анкеты, листочки собрала автор работы. Ответы были подсчитаны и проанализированы, результаты отображены в диаграммах и прокомментированы.

2.2. Описание методик,  критерии и уровни  развития

 

     Методика  №1 Ценностные ориентации (М.Рокич)

     М.Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

     Это деление соответствует традиционному  делению на ценности-цели и ценности-средства.

     Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.

     Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

     Интерпретация результатов теста

     Анализируя  иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

     Если  не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

     Достоинством  методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

     При анализе иерархии ценностей следует  обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других.

     Методика  №2 Морфологический  тест жизненных ценностей

     В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина

     Выявление причин действий, поступков, деятельности человека - процедура, требующая кропотливого изучения. Исследование жизненных ценностей человека является одним из важнейших направлений в выявлении этих причин. В ряде исследований показано, что сила мотива и эффективность деятельности человека зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах», а потому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.

     Предлагаемый  вариант опросника жизненных  ценностей призван помочь практическому  психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных  групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина.

     Данная  методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно - ценностной структуры личности.

     Основным  диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под  термином «ценность» мы понимаем отношение  субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

     Перечень  жизненных ценностей включает:

     1. Развитие себя. т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

     2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

     3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

     4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

     5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

     6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

     7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

     8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

     Процедура измерения:

КЛЮЧ  К МОРФОЛОГИЧЕСКОМУТЕСТУ  ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ФОРМАА)

жц  
 
ЖИЗНЕНН

ЫЕ СФЕРЕ

э! 

Шкала достоверности
ПРОФЕС. ОБРАЗОВ. СЕМЬЯ ОБЩЕСТ. УВЛЕЧ. ФИЗИЧ.
Развитие  себя 1

57

15

71

27

83

37

93

45

101

51

107

 
+7

-14

+20

+31

-40

+47

+52

-55

-63

+70

+76

+87

+96

-103

-108

-111

Духовное  удовлетворение 8

64

2

58

16

72

28

84

38

94

46

102

Креативность 21

77

9

65

3

59

17

73

29

85

39

95

Социальные  контакты 32

88

22

78

10

66

4

60

18

74

30

86

Собственный престиж 41

97

33

89

23

79

11

67

5

61

19

75

Достижения 48

104

42

98

34

90

24

80

12

68

6

62

Материальное  положение 53

109

49

105

43

99

35

91

25

81

13

69

Сохранение  индивидуальности 56

112

54

110

50

106

44

100

36

92

26

82

Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)