Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа
Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.
Целью исследования является изучение особенностей развития мотивационно - смысловой сферы детей подросткового возраста.
Для достижения цели исследования, и реализации гипотезы, разработана программа исследования, состоящую из двух этапов:
Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в работе с подростками, в области межличностных отношений, личностного развития, а также в психологическом консультировании
Для проведения исследования были сформированы 2 выборки:
Обследуемая группа состоит из 25 человек, из них 13 девочек, 12 мальчиков.
Испытуемые
являются членами одного класса. Исследование
проводилось на базе школы №114 г.
Уфы в 9 «А» классе.
Таблица 1.
Характеристика выборки
№ | имя | возраст | семья |
1 | Алина | 15 | полная |
2 | Айгуль | 16 | полная |
3 | Булат | 15 | не полная |
4 | Вероника | 15 | полная |
5 | Виталий | 15 | полная |
6 | Василий | 16 | полная |
7 | Галина | 16 | полная |
8 | Денис | 16 | полная |
9 | Дарина | 15 | полная |
10 | Динар | 16 | не полная |
11 | Загир | 16 | полная |
12 | Ирина | 16 | полная |
13 | Индира | 15 | полная |
14 | Ильмар | 16 | не полная |
15 | Илья | 16 | полная |
16 | Камилла | 16 | не полная |
17 | Марина | 16 | полная |
18 | Марсель | 15 | не полная |
19 | Николай | 16 | полная |
20 | Наташа | 16 | не полная |
21 | Никита | 16 | полная |
22 | Олег | 16 | полная |
23 | Рената | 15 | не полная |
24 | Светлана | 16 | не полная |
25 | Тагир | 16 | полная |
Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.
Тестирование
проводили в отдельном
Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех групп
Все испытуемые с пониманием отнеслись к исследованию, испытуемые с интересом расспрашивали о теме и целях работы, отвечали быстро, эмоционально обсуждали вопросы и комментировали их.
Все испытуемые так же проявляли интерес к теме работы и серьёзно отнеслись к выполнению своей задачи, некоторые испытуемые отвечали на вопросы в тишине и с предельной серьёзностью. На некоторые вопросы, некоторые из испытуемых затруднились ответить и либо не писали ничего, либо отвечали «незнаю», такие ответы приравнивались ответу «ничего» ( т.е. всё устраивает).
Анкетирование проводилось в школе, во время перемены и во время классного часа. Каждому испытуемому был выдан листочек для записей, вопросы задавались либо автором работы вслух, либо испытуемые выполняли самостоятельно. После заполнения анкеты, листочки собрала автор работы. Ответы были подсчитаны и проанализированы, результаты отображены в диаграммах и прокомментированы.
Методика №1 Ценностные ориентации (М.Рокич)
М.Рокич различает два класса ценностей:
Это
деление соответствует
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.
Вначале
предъявляется набор
Интерпретация результатов теста
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.
Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
При анализе иерархии ценностей следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других.
Выявление причин действий, поступков, деятельности человека - процедура, требующая кропотливого изучения. Исследование жизненных ценностей человека является одним из важнейших направлений в выявлении этих причин. В ряде исследований показано, что сила мотива и эффективность деятельности человека зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах», а потому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.
Предлагаемый
вариант опросника жизненных
ценностей призван помочь практическому
психологу как в индивидуальной
диагностике и
Данная методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно - ценностной структуры личности.
Основным
диагностическим конструктом
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя. т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Процедура измерения:
|
Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)