Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа
Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.
Как
видно из таблицы, иерархия предпочитаемых
терминальных ценностей имеет одинаковую
направленность. Абстрактные жизненные
ценности (творчество, счастье других
людей) носят пассивный характер
(красота природы и искусство). По мнению
Франкла [11], у человека, который особенно
стремится к наслаждениям и развлечениям,
оказывается в конечном счете фрустрировано
стремление к смыслу.
Результаты
по методике мотивация
жизненных ценностей
Структура
ценностных представлений выглядит
следующим образом: позиция «иметь
интересную работу» вышла на 1-е место,
на 2-м – «иметь надежных друзей, много
общаться», на 3-м – «жить для себя и своей
семьи». Эта тенденция хорошо согласуется
с результатами, полученными по методике
Рокича. Семья объективно выступает в
роли «буфера», защищающего девушку
от противоречивых влияний современного
общества. В структуре жизненных перспектив
можно выделить отчетливые противопоставления:
с одной стороны, «иметь много денег, ни
в чем не нуждаться», «отдых и развлечения»
и, с другой стороны, «быть полезным для
людей, работать для общества». В будущем
испытуемые собираются активно заниматься
спортом. На жизненные перспективы
влияет уровень удовлетворенности жизнью.
Наименее удовлетворены школьники
своей учебой.
Таблица 2
Жизненные ценности у подростков
мальчики | девочки | ||
Развитие себя | 6% | Сфера профессиональной жизни. | 15% |
Духовное удовлетворение | 5% | Сфера образования. | 21% |
Креативность | 7% | Сфера семейной жизни. | 25% |
Активные социальные контакты | 25% | Сфера общественной активности. | 14% |
Собственный престиж | 23% | Сфера увлечений. | 16% |
Высокое материальное положение | 18% | Сфера физической активности | 10% |
Достижение | 15% | Сфера профессиональной жизни. | 15% |
Наиболее высокие баллы, получены по шкале: «Активные социальные контакты», то есть, у испытуемых девушек, наблюдается стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны.
Значимо высокие результаты по шкале Собственный престиж – у 70% испытуемых, что свидетельствует о стремление девушек к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Нуждается в социальном одобрении своего поведения
Так же, выявлено, что для девушек характерно высокий уровень материального благосостояния является основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки
Результаты по методике Тест смысложизненных ориентаций
Результаты по шкалам разделяются на следующие группы: цели, удовлетворённость сегодняшним днём, довольство прошлым, локус-контроля - Я, локус-контроля – жизнь.
Таким
образом, можно заключить, что общий
показатель осмысленности жизни
в группе, показатель по шкале цели
в жизни, по шкале процесс жизни, по
шкале удовлетворенность самореализацией,
локус контроля-Я, управляемость жизни
– находится в границах выше среднего
значения нормы.
Рис. 1 Выраженность шкал осмысленность жизненных целей
Анализ факторной структуры полученных данных позволил сделать следующие выводы: шкала «Цели в жизни" выражен достаточно высоко, что характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
"Процесс
жизни или интерес и
"Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
Показатель локус контроля тоже достаточно низкий. Характеризует представление о себе как о недостаточно сильной личности.
Для большинства респондентов характерно, то что они стараются активно преодолевают трудности, стараются не сдаваться. Однако, их уверенность в собственных силах не непоколебима, они могут опустить люди перед лицом трудностей.
В целом, такие люди остаются активными и деятельными, хотя перед лицом стресса могут потерять самообладание, стать пассивными и опустить руки.
Результаты
изучения мотивационной
сферы учащихся
Мотив долга и ответственности у девочек – полное совпадение в 55% случаев. Таким образом, чаще всего у девочек в подростковом возрасте мотив долга выступает как реально действующий. Как понимаемый он плохо осознается, почти не упоминается в свободных высказываниях детей, и только по методике с готовым перечнем мотивов, когда стимулируется осознание, учащиеся указывают на этот мотив. Мотив долга побуждает учебную деятельность, хотя первоначально не осознается и не называется ребенком в числе побуждений.
Анализ материалов показывает, что девочки, даже имея конечную цель, не выделяют промежуточных целей, не видят, не осознают средств достижения цели.
Итак, мотивы девочек распределились следующим образом:
Таблица 4
Иерархия мотивов у девочек
мотивы | Совпадение в % по группе |
долга и ответственности | 55% |
самоопределения и самосовершенствования | 86% |
благополучия | 74% |
аффилиации | 35% |
престижа | 74% |
избегания неудачи | 45% |
учебно-познавательные (содержание учения) | 55% |
учебно-познавательные (процесс учения) | 55% |
коммуникативные | 73% |
творческой самореализации | 21% |
достижения успеха | 72% |
(результаты исследования
см.приложение №2)
В тоже время повышается значимость таких ценностей, как желание иметь интересную работу, стремление к самореализации и личной свободе, к престижу и карьерному росту. В таком случае особую актуальность приобретает задача проектирования пространства для самореализации смысложизненных установок.
Осознания значимости духовных ценностей и здоровья, обеспечения соответствующих условий для саморазвития отходит на второй план, не смотря на то, что студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок.
Отсюда можно сделать вывод, что в процессе обучения в вузе, студенты знают, что необходимо воспринимать здоровье, как ценность, но предпринимать какие-либо действия для его укрепления и сохранения собираются в отдаленном будущем.
Таким образом, среди предпочитаемых терминальных ценностей у подростков: здоровье, друзья, работа, деньги, развлечения, свобода. Большинство из этих ценностей относятся к категории конкретных и индивидуальных. Среди отвергаемых терминальных ценностей оказались: развитие, познание, красота природы и искусства, жизненная мудрость, счастье других; большинство из них относятся к категориям пассивных и абстрактных ценностей.
Можно также выделить группу ценностей, актуальных в настоящем, ценностей «здесь и сейчас» (активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе) в противовес ценностям, которые направлены, должны реализовываться или будут более актуальны в будущем, в более старшем возрасте (жизненная мудрость, здоровье, познание, продуктивная жизнь, развитие, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество). В исследуемой группе среди предпочитаемых ценностей оказались только «здесь и сейчас» ценности.
Среди предпочитаемых инструментальных ценностей у мальчиков оказались: жизнерадостность, самоконтроль, рационализм, эффективность в делах, независимость, твёрдая воля. Все эти ценности подразумевают некоторую автономность личности от воздействий и взаимодействия с окружающими людьми и превалирование интеллектуальных ценностей над ценностями непосредственного мироощущения.
Девочки отметили следующие ценности: аккуратность, чуткость, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и в других. Эти ценности можно охарактеризовать как направленные на взаимодействие и достижения.
Результаты по методике «Морфологический тест жизненных ценностей»
Наибольшей значимостью для представителей исследуемой группы обладают такие типы ценностей, как «достижение», «самостоятельность»
Таблица 5
Жизненные ценности подростков
Перечень жизненных ценностей | |
Развитие себя | 12% |
Духовное удовлетворение | 5% |
Креативность | 2% |
Активные социальные контакты | 17% |
Собственный престиж | 25% |
Высокое материальное положение | 23% |
Достижение | 16% |
Таблица 6
Жизненная
сфера подростков
Перечень жизненных сфер | |
Сфера профессиональной жизни. | 20% |
Сфера образования. | 18% |
Сфера семейной жизни. | 13% |
Сфера общественной активности. | 9% |
Сфера увлечений. | 23% |
Сфера физической активности. | 17% |
У подростков, после проведения программы, при интерпретации результатов, наблюдаются: стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других. По выявленным шкалам, можно сказать, что мальчики в подростковом возрасте нуждаются в социальном одобрении своего поведения. Подростки самонадеянны, категоричны в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от него.
Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)