Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

Работа содержит 1 файл

Копия мотивация .doc

— 1.06 Мб (Скачать)
 

     Как видно из  таблицы, иерархия предпочитаемых терминальных ценностей имеет одинаковую направленность. Абстрактные жизненные ценности (творчество, счастье других людей)   носят пассивный характер (красота природы и искусство). По мнению Франкла [11], у человека, который особенно стремится к наслаждениям и развлечениям, оказывается в конечном счете фрустрировано стремление к смыслу.   

     Результаты  по методике  мотивация  жизненных ценностей 

     Структура ценностных представлений выглядит следующим образом: позиция «иметь интересную работу» вышла на 1-е место, на 2-м – «иметь надежных друзей, много общаться», на 3-м – «жить для себя и своей семьи». Эта тенденция хорошо согласуется с результатами, полученными по методике Рокича. Семья объективно выступает в роли «буфера», защищающего  девушку от противоречивых влияний современного общества. В структуре жизненных перспектив можно выделить отчетливые противопоставления: с одной стороны, «иметь много денег, ни в чем не нуждаться», «отдых и развлечения» и, с другой стороны, «быть полезным для людей, работать для общества». В будущем  испытуемые собираются активно заниматься спортом.   На жизненные перспективы влияет уровень удовлетворенности жизнью. Наименее удовлетворены  школьники своей учебой. 

     Таблица 2

     Жизненные ценности у подростков

     мальчики      девочки
     Развитие  себя      6% Сфера профессиональной жизни.      15%
     Духовное  удовлетворение      5% Сфера образования.      21%
     Креативность      7%  Сфера семейной  жизни.      25%
Активные  социальные контакты      25% Сфера общественной активности.      14%
Собственный престиж      23% Сфера увлечений.      16%
Высокое материальное положение      18% Сфера физической активности      10%
Достижение      15% Сфера профессиональной жизни.      15%
 

     Наиболее  высокие баллы,  получены по шкале: «Активные социальные контакты», то есть, у испытуемых девушек, наблюдается стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны.

     Значимо высокие результаты по шкале Собственный  престиж – у 70% испытуемых, что  свидетельствует о стремление  девушек к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Нуждается в социальном одобрении своего поведения

     Так же, выявлено, что для девушек  характерно высокий уровень материального  благосостояния  является основанием для развития чувства собственной  значимости и повышенной самооценки

     Результаты  по методике Тест смысложизненных  ориентаций

     Результаты  по шкалам разделяются на следующие группы: цели, удовлетворённость сегодняшним днём, довольство прошлым, локус-контроля - Я, локус-контроля – жизнь.

     Таким образом, можно заключить, что общий  показатель осмысленности жизни  в группе, показатель по шкале цели в жизни, по шкале процесс жизни, по шкале удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я,  управляемость жизни – находится в границах выше среднего значения нормы.  

     

     Рис. 1  Выраженность шкал осмысленность жизненных целей

     Анализ  факторной структуры полученных данных позволил сделать следующие выводы: шкала «Цели в жизни" выражен достаточно высоко, что характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

     "Процесс  жизни или интерес и эмоциональная  насыщенность жизни" достаточно  низок. Можно  сказать, что  у испытуемых очень низкий  или практически отсутствует  удовлетворенность своей жизнью  в настоящем, 

     "Результативность  жизни или удовлетворенность самореализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

     Показатель  локус контроля  тоже достаточно низкий. Характеризует представление о себе как о недостаточно сильной личности.

     Для большинства респондентов характерно, то что они стараются  активно  преодолевают трудности, стараются  не сдаваться. Однако, их уверенность  в собственных силах не непоколебима, они могут опустить люди перед лицом трудностей.

     В целом, такие люди остаются активными  и деятельными, хотя перед лицом  стресса могут потерять самообладание, стать пассивными и опустить руки.

     Результаты  изучения мотивационной  сферы учащихся 

     Мотив долга и ответственности у девочек – полное совпадение в 55% случаев. Таким образом, чаще всего  у девочек в подростковом возрасте мотив долга выступает как реально действующий. Как понимаемый он плохо осознается, почти не упоминается в свободных высказываниях детей, и только по методике с готовым перечнем мотивов, когда стимулируется осознание, учащиеся указывают на этот мотив. Мотив долга побуждает учебную деятельность, хотя первоначально не осознается и не называется ребенком в числе побуждений.

     Анализ  материалов показывает, что  девочки, даже имея конечную цель, не выделяют промежуточных целей, не видят, не осознают средств достижения цели.

     Итак, мотивы девочек распределились следующим  образом:

     Таблица 4

     Иерархия  мотивов у девочек

     мотивы      Совпадение  в % по группе
долга и ответственности      55%
самоопределения и самосовершенствования       86%
благополучия       74%
аффилиации      35%
престижа      74%
избегания неудачи       45%
учебно-познавательные (содержание учения)      55%
учебно-познавательные (процесс учения)      55%
коммуникативные      73%
творческой  самореализации      21%
достижения  успеха      72%
 

     (результаты исследования  см.приложение №2) 

    1. Результаты  исследования мотивационно – смысловой сферы  у  подростков после экспериментально программы

     Результаты  по методике Рокича

     Анализируя результаты тестирования, видим, что наиболее высокий уровень ценности имеет здоровье

     В тоже время повышается значимость таких  ценностей, как желание иметь  интересную работу, стремление к самореализации и личной свободе, к престижу и  карьерному росту. В таком случае особую актуальность приобретает задача проектирования пространства для самореализации смысложизненных установок.

     Осознания значимости духовных ценностей и  здоровья, обеспечения соответствующих  условий для саморазвития отходит  на второй план, не смотря на то, что студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок.

     Отсюда  можно сделать вывод, что в  процессе обучения в вузе, студенты знают, что необходимо воспринимать здоровье, как ценность, но предпринимать  какие-либо действия для его укрепления и сохранения собираются в отдаленном будущем.

     Таким образом, среди предпочитаемых терминальных ценностей у подростков:  здоровье,  друзья, работа, деньги, развлечения, свобода. Большинство из этих ценностей относятся к категории конкретных и индивидуальных.  Среди отвергаемых терминальных ценностей оказались: развитие, познание, красота природы и искусства, жизненная мудрость, счастье других; большинство из них относятся к категориям пассивных и абстрактных ценностей.

     Можно также выделить группу ценностей, актуальных в настоящем, ценностей «здесь  и сейчас» (активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе) в противовес ценностям, которые направлены, должны реализовываться или будут более актуальны в будущем, в более старшем возрасте (жизненная мудрость, здоровье, познание, продуктивная жизнь, развитие, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество). В исследуемой группе среди предпочитаемых ценностей оказались только «здесь и сейчас» ценности.

     Среди предпочитаемых инструментальных ценностей  у мальчиков оказались: жизнерадостность, самоконтроль, рационализм, эффективность  в делах, независимость, твёрдая  воля. Все эти ценности подразумевают некоторую автономность личности от воздействий и взаимодействия с окружающими людьми и превалирование интеллектуальных ценностей над ценностями непосредственного мироощущения.

     Девочки отметили следующие ценности: аккуратность, чуткость, исполнительность,  непримиримость к недостаткам в себе и в других. Эти ценности можно охарактеризовать как направленные на взаимодействие и достижения.

     Результаты  по методике «Морфологический тест жизненных ценностей»

     Наибольшей  значимостью для представителей исследуемой  группы обладают такие типы ценностей, как «достижение», «самостоятельность»

     Таблица 5

     Жизненные ценности подростков

     Перечень  жизненных ценностей       
     Развитие  себя      12%
     Духовное  удовлетворение      5%
     Креативность      2%
     Активные  социальные контакты      17%
     Собственный престиж      25%
     Высокое материальное положение      23%
     Достижение      16%
 

     Таблица 6

     Жизненная сфера подростков 

     Перечень  жизненных сфер       
     Сфера профессиональной жизни.      20%
     Сфера образования.      18%
       Сфера семейной жизни.      13%
     Сфера общественной активности.      9%
     Сфера увлечений.      23%
     Сфера физической активности.      17%
 

     У подростков, после проведения программы, при интерпретации результатов, наблюдаются: стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других. По выявленным шкалам, можно сказать, что мальчики в подростковом возрасте нуждаются в социальном одобрении своего поведения. Подростки самонадеянны,  категоричны в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от него.

Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)