Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

Работа содержит 1 файл

Копия мотивация .doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     При этом   мальчики более уверенны в своих силах, чем девочки, зато  девочки более целеустремленны.  Это может быть связанно с тем, что  подростки еще не задумываются о своем будущем и о средствах достижения целей, сомневаются в правильности своего выбора, и картина будущей жизни для них еще размыта.

     Учащиеся  обеих выборок видят свою жизнь не осмысленной, не уверены в своих силах. Такие данные могут быть вызваны тем, что  десятиклассники  еще не определились на ближайшее время со своими планами,  и это дает им неуверенность, придает неосмысленность событиям жизни. Школьники еще не определились в своем выборе, и не чувствуют твердой почвы под ногами.     

     

     Рис.7 Процентное соотношение уровней сформированности жизненных ориентаций

     

     Рис 8  . Выраженность шкал осмысленность жизненных целей 

     Итак, на переходном этапе жизни ученики 10 класса чувствуют себя потерянно, вследствие чего возникает чувство неуправляемости жизни. Пройдя этот этап и выбрав профессию, от этих ощущений избавляются, отношения нормализуются. Следовательно, на формирование смысложизненных ориентаций в этом возрасте влияет выбор профессии, и возрастной фактор.

     Сравнительный анализ изучения мотивов выявил следующие  особенности: подтвердились следующие  теоретические положения:  отечественные  психологи считают, что одно из центральных  новообразований этого периода  - чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым. Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые, впервые оказываются, им доступны, и где они могут проявить свои новые возможности.

     По  данной методике, в этот период снижается  мотивация учения, что объясняется  увеличением интереса к окружающему  миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. Но у девочек познавательный  мотив выше.

     Как для мальчиков, так и для девочек, формируются зрелые формы учебной  мотивации, происходит переход к  новой, более высокой форме учебной  деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.

     Для большей наглядности, представим результаты графически:

     

     Рис.9. Показатели мотивационной сферы у подростков 

     Таким образом, у мальчиков и у девочек возникает потребность и возможности совершенствования своей деятельности,

     После проведения корреционно –развивающей работы, для подростков характерно стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми Часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны

     Интерпретация данных по шкалам жизненных сфер, показало, что после проведения коррекционной программы, достаточно высокая значимость для  подростков, является сферы профессиональной деятельности  Испытуемые, считают, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека (у 65% испытуемых в группе)

     У всех подростков, выявлены высокие показатели., по шкале образование т.е., наблюдается стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора Они считают, что главное в жизни - это учиться и получать новые знания

     У 55% испытуемых получены высокие результаты по шкале «семейная сфера», то есть для  большинства достаточно высокая значимость всего того, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье

     То  же самое, по нашим данным, наблюдается  в отношении такого мотива, как  учебно – познавательные мотивы. В  этом случае сопоставлялись два ряда данных: указание на такой мотив, как  «хочу получать хорошие отметки», и реальное проявление этого мотива в экспериментальной ситуации. Анализировались данные, полученные при работе с одними и теми же учащимися.

     Почти полно совпадение 86% выявлен в  мотиве самоопределения и самосовершенствования, благополучия, престижа  - 74%, коммуникативных  мотивов – 73% и  достижения успеха – 72%

     Подростки указывают на важность для себя  данных мотивов и соответственно реально проявляют его.

     Мотивы  самообразовательной деятельности у девочек связываются с более  далекими целями, жизненными перспективами, а у мальчиков с  выбором профессии. У мальчиков менее выражены социальные мотивы гражданского долга, отдача обществу.

     В задачу исследования так же входит выявление особенностей структуры  мотивационно – смысловой сферы  у подростков, для этого проведем общегрупповой корреляционный анализ по шкалам всех методик с шкалами мотивации. (см.приложение № 5)

     Итак, корреляционный анализ мотивационной  сферы и ценностных ориентаций, показал, что: инструментальные ценности, которые  отметили подростки достоверно коррелирует  с  мотивами: благополучия, коммуникативными мотивами, долга и ответственности. Терминальные ценности коррелирует с учебно - познавательными мотивами, мотивами долга и ответственности, коммуникативными, достижение успеха.

     Представим  результаты графически: 

     

     Рис.10 Взаимосвязь мотивации и ценностей у подростков 

     Корреляционный  анализ мотивации и морфологических  ценностей подростков показал, что  сфера профессиональной жизни коррелирует  с мотивами обучения и познавательными  мотивами, с мотивами долга и ответственности. Сфера образования – не выявлена корреляция. Сфера семейной жизни коррелирует с мотивами  достижения успеха, благополучия, творческой реализации. Сфера общественной активности коррелирует с коммуникативными мотивами, достижением успеха, престижа. Сфера увлечений коррелирует с мотивами коммуникации, творческой реализации, избегания неудачи, престижа. В сфере физической активности и мотивации корреляция не значима 

       

     Рис.11. взаимосвязь мотивации и ценностей жизненных сфер у подростков 

     Таким образом, в подростковом возрасте стремление повышать уровень своего образования  обусловлено мотивами развития себя как личности и своих способностей. Подростки характеризуются заинтересованностью  в оценке себя как личности и своих знаний, умений, способностей

     Корреляции познавательного мотива со сферой профессиональной жизни, свидетельствует о стремление достичь конкретного, сугубо практического результата с помощью познавательной деятельности.

     Стремление  идентифицировать себя с определенной социальной группой, обусловлено мотивами достигнуть определенного социального уровня, чтобы войти в тесные контакты с представителями данной социальной группы.

     Стремление  как можно полнее реализовать  и развивать свои способности  в сфере общественно-политической жизни Особая заинтересованность в информации о своих способностях и возможностях в данной сфере с целью их дальнейшего совершенствования Стремление к новому идеалу

     Стремление  достичь каких либо успехов в  данной сфере путем минимизации затрат со своей стороны Требовательность уважения к себе такому, какой есть, тТакие люди считают, что необходимо приспосабливаться к обстоятельствам, а не тратить время на совершенствование

     В исследовании выявлено, стремление реализовать  свою социальную направленность через активную общественную жизнь, через мотивы занять такое место в структуре общественной жизни, которое обеспечивало бы более тесный контакт с определенным кругом лиц и давало бы возможность взаимодействовать с ним в общественной жизни

     Анализ взаимосвязи мотивов и смысложизенных ориентаций, показал, что шкала локус контроль и цели в жизни коррелирует со всеми мотивами, это говорит о том, что для подростка  очень важно чужое мнение

     Результативность  жизни коррелируют со следующими мотивами: учебно - познавательными, мотивами самоопределения, благополучия. Эмоциональность жизни коррелирует с мотивами благополучия, коммуникативными мотивами, достижением успеха, долга и ответственности: 
 

       

     Рис.12. взаимосвязь мотивации и смысложизненных ориентации 

     Социальные  притязания (на образование и должность)  подростков характеризуются очень  высоким уровнем. В сочетании  с другими данными это свидетельствует  о сформированности у них престижно-прагматической ориентации. Причем, чем выше уровень образовательных притязаний, тем выше прогнозы интересной работы, духовного развития и нравственного самосовершенствования, а чем выше уровень должностных притязаний, тем выше прогноз материального достатка, ценностной ориентации «иметь много денег, ни в чем не нуждаться». От будущей профессии подростки ожидают самореализации и хорошей оплаты труда.

       В структуре социальных идентификаций  у   подростков доминируют  сами  и его друзья и противостоят  интересам более масштабных социальных  Можно сделать вывод об индивидуализации жизни современной развивающейся личности. За противопоставлением личных интересов интересам крупных социальных образований скрываются противоречия между индивидуальным и общественным.

     В исследовании, выявлено, что чем  ближе, у обследуемых подростков их собственные интересы, тем чаще они прогнозирует наличие в своей будущей жизни престижа и восхищения со стороны окружающих 
 
 
 

     Приведенные данные подтверждают вывод о прагматичности  подростков и уменьшении их ориентаций на духовные аспекты жизни. А чем ближе, обследованным подросткам их интересы, заботы, тем чаще он прогнозирует в своей будущей жизни нравственное самосовершенствование, жизнь ради других людей.

     Исследование  показало, что смысловые образования  тесно связанны с ценностями: Важными терминальными ценностями  испытуемых являются  их окружение (друзья) и они сами.

     У большинства  девочек, данные ценности переключаются на любовь, семенную сферу.

       В средних по значимости ценностях  появляется интересная работа, учеба,  для мальчиков чаще важна свобода и жизненная мудрость. Как для мальчиков, так и для девочек -  материально обеспеченная жизнь. Не важна для всех испытуемых ценность творчества.

     На  основе проведенного исследования, можно  сделать вывод о том, что  мотивационно –смысловая сфера подростков связанна с установлением отношений с другими людьми. И здесь можно говорить о влиянии возрастных особенностей. В то же время  мотивационно- смысловую структуру и влияет и степень заинтересованности материальным благосостоянием, овладением будущей профессии. (подростки начинают задумываться о том материальном положении, которое обеспечит им эта профессия)     

     Тем не менее, в  подростковом возрасте наблюдается некоторое расхождение  в смыслах и мотивациях.

     Смысложизненные ориентации зависят от учебной мотивации.  Школьники с профессией еще не определились и чувствуют себя неуверенно. Ценности же больше подвержены влиянию возраста. Дружба, любовь - важные проблемы  подросткового возраста, и решение этих проблем наиболее ценно.  Следовательно, это расхождение с возрастом исчезнет, но чтобы оно исчезло безболезненно и способствовало развитию смысловой сферы, необходима специальная работа.

Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)