Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

Работа содержит 1 файл

Копия мотивация .doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Выводы  по третьей главе

 

     Использованные  методики в исследовании позволили  дифференцировать виды ценностных представлений, имеющихся у респондентов

     Иерархии  ценностных ориентаций, у подростков  отражают, прежде всего их реальный образ жизни, обусловленный молодостью, отсутствием (как правило) семьи  и родом занятий, предоставляющим  относительно большую свободу и не требующим высокой личной ответственности.

     Характерно, что и мальчики, и девочки, на первые места выдвигают абстрактные  ценности, иррелевантные индивидуальной деятельности

     Ценностные  ориентации подростков отличаются большим  разнообразием; обобщенные ценности, как у мальчиков, так и девочек характеризуют человека, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своей индивидуальности.

     Анализ  данных, выявил, определенные гендерные  различия в определении жизненных  ценностей подростков.

     Девочками первые места были отведены таким  ценностям как «счастливая семейная жизнь  «интересная работа»  «любовь»

     Лидирующее  положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья»  Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности», «равенство» «познание и интеллектуальное развитие»  «материальное обеспечение жизни»

     Наименее  значимыми ценностями для девочек  явились «творческая деятельность»  Остальные ценности не определяют жизненную  позицию девочек.

     Мальчики  показали большую ориентированность  на «интересную работу» и «хороших и верных друзей» Среди ведущих  ценностей, определяющих ядро ценностей  для мальчиков данной группы, отмечены «здоровье»  «уверенность в себе» 

     Малоценными мальчикам, так же как и девочкам представляются такие ценности как «красота природы»,  «творческая деятельность»

     Анализ  данных  по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков, как у мальчиков, так у девочек,  высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

     Приоритетными являются для обеих групп «  интересная работа», «наличие хороших  и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными  для подростков являются также «активная  деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.

     Гендерные различия в данной методике, проявились: в оценке сферы семейной жизни: для  девочек, более характерно значимо  то, что связано с жизнью его  семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье

     Для девочек так же, присуще высокая  значимость проблем жизни общества.  Для мальчиков высокая значимость увлечений, хобби. Мальчики больше отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна

     Так же выявлены различия между мальчиками и девочками в следующем: у  мальчиков высокая  значимость физической активности и физической культуры как  элемента обшей культуры для человека. У девочек данная сфера не значима.

     Мальчики  воспринимают свою жизнь более интересной и наполненной смыслом, чем девочки. Это может быть связанно с тем, что девочки подошли к новому этапу своей жизни, где им предстоит  принимать решение о дальнейшем жизненном пути. В то время как для  мальчиков эта проблема еще не актуальна, и они могут отложить ее решение.

     При этом   мальчики более уверенны в своих силах, чем девочки, зато  девочки более целеустремленны.  Это может быть связанно с тем, что  подростки еще не задумываются о своем будущем и о средствах достижения целей, сомневаются в правильности своего выбора, и картина будущей жизни для них еще размыта.

     Учащиеся  обеих выборок видят свою жизнь  не осмысленной, не уверены в своих силах. Такие данные могут быть вызваны тем, что  десятиклассники  еще не определились на ближайшее время со своими планами,  и это дает им неуверенность, придает неосмысленность событиям жизни. Школьники еще не определились в своем выборе, и не чувствуют твердой почвы под ногами.

     Мотивы  самообразовательной деятельности у девочек связываются с более  далекими целями, жизненными перспективами, а у мальчиков с  выбором  профессии. У мальчиков менее  выражены социальные мотивы гражданского долга, отдача обществу.

     Корреляционный  анализ мотивационной сферы и  ценностных ориентаций, показал, что: инструментальные ценности, которые отметили подростки  достоверно коррелирует с  мотивами: благополучия, коммуникативными мотивами, долга и ответственности. Терминальные ценности коррелирует с учебно - познавательными мотивами, мотивами долга и ответственности, коммуникативными, достижение успеха

     Конечно, каждый человек сам решает, в каком  направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это  существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать  подростковый возраст, и задача современной психологии - разработать способы помощи  подростку в поиске смысла и ценности своей настоящей и будущей жизни.

Заключение

 

     Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

     Получили  свое обобщение и подтверждение  следующие теоретические положения:

     Проблема  формирования социально значимых мотивов  находится в центре изучения научных  дисциплин, предметом которых является человек. Именно отношение мотива деятельности к непосредственной цели деятельности позволяет понять существо смысла жизни человека. При этом ведущую психологическую смысложизненную нагрузку в системе мотив — цель играет мотив. С мотива «начинается» смысл, при изменении мотива происходит соответствующее изменение смысла, мотив определяет содержание смысла.

     Смысл не существует в сознании в готовом  виде, а является продуктом внутренней активности субъекта, с помощью которой  он определяет, какому мотиву служит данное действие и является ли оно оптимальным с точки зрения соответствия его мотиву, нормативным требованиям и достигнутому результату. Поэтому личностный смысл и определяется как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Формирование смысла жизни психологически своим исходным моментом всегда имеет мотивацию.

     В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются

качественные  изменения мотивов, которые характеризуются  теперь большой устойчивостью. Многие интересы принимают характер стойкого увлечения. 
В подростковом возрасте, по содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением.

По своему строению мотивационная смысловая  сфера подростков

начинает  характеризоваться не рядоположенностью  мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций  на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения

Использованные  методики в исследовании позволили дифференцировать виды ценностных представлений, имеющихся у респондентов

     Иерархии  ценностных ориентаций, у подростков  отражают прежде всего их реальный образ жизни, обусловленный молодостью, отсутствием (как правило) семьи  и родом занятий, предоставляющим относительно большую свободу и не требующим высокой личной ответственности.

     Характерно, что и мальчики, и девочки, на первые места выдвигают абстрактные  ценности, иррелевантные индивидуальной деятельности

     Ценностные  ориентации подростков отличаются большим разнообразием; обобщенные ценности как у мальчиков, так и девочек характеризуют человека, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своей индивидуальности.

     Анализ  данных, выявил, определенные гендерные  различия в определении жизненных ценностей подростков.

     Девочками первые места были отведены таким  ценностям как «счастливая семейная жизнь  «интересная работа»  «любовь»

     Лидирующее  положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья»  Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности», «равенство» «познание и интеллектуальное развитие»  «материальное обеспечение жизни»

     Наименее  значимыми ценностями для девочек  явились «творческая деятельность»  Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек.

     Мальчики  показали большую ориентированность  на «интересную работу» и «хороших и верных друзей» Среди ведущих  ценностей, определяющих ядро ценностей  для мальчиков данной группы, отмечены «здоровье»  «уверенность в себе»

     Малоценными мальчикам, так же как и девочкам представляются такие ценности как  «красота природы»,  «творческая  деятельность» 

     Анализ  данных  по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков, как у мальчиков, так у девочек,  высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

     Приоритетными являются для обеих групп «  интересная работа», «наличие хороших  и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными  для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.

     Гендерные различия в данной методике, проявились: в оценке сферы семейной жизни: для  девочек, более характерно значимо  то, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье

     Для девочек так же, присуще высокая  значимость проблем жизни общества.  Для мальчиков высокая значимость увлечений, хобби. Мальчики больше отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна

     Так же выявлены различия между мальчиками и девочками в следующем: у  мальчиков высокая  значимость физической активности и физической культуры как элемента обшей культуры для человека. У девочек данная сфера не значима.

     Мальчики  воспринимают свою жизнь более интересной и наполненной смыслом, чем девочки. Это может быть связанно с тем, что девочки подошли к новому этапу своей жизни, где им предстоит принимать решение о дальнейшем жизненном пути. В то время как для  мальчиков эта проблема еще не актуальна, и они могут отложить ее решение.

     При этом   мальчики более уверенны в своих силах, чем девочки, зато  девочки более целеустремленны.  Это может быть связанно с тем, что  подростки еще не задумываются о своем будущем и о средствах достижения целей, сомневаются в правильности своего выбора, и картина будущей жизни для них еще размыта.

     Учащиеся  обоих выборок видят свою жизнь  не осмысленной, не уверены в своих силах. Такие данные могут быть вызваны тем, что  десятиклассники  еще не определились на ближайшее время со своими планами,  и это дает им неуверенность, придает неосмысленность событиям жизни. Школьники еще не определились в своем выборе, и не чувствуют твердой почвы под ногами.

     Мотивы  самообразовательной деятельности у девочек связываются с более  далекими целями, жизненными перспективами, а у мальчиков с  выбором  профессии. У мальчиков менее  выражены социальные мотивы гражданского долга, отдача обществу.

     Корреляционный  анализ мотивационной сферы и  ценностных ориентаций, показал, что: инструментальные ценности, которые отметили подростки  достоверно коррелирует с  мотивами: благополучия, коммуникативными мотивами, долга и ответственности. Терминальные ценности коррелирует с учебно - познавательными мотивами, мотивами долга и ответственности, коммуникативными, достижение успеха

Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)