Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа
Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.
Использованные методики в исследовании позволили дифференцировать виды ценностных представлений, имеющихся у респондентов
Иерархии ценностных ориентаций, у подростков отражают, прежде всего их реальный образ жизни, обусловленный молодостью, отсутствием (как правило) семьи и родом занятий, предоставляющим относительно большую свободу и не требующим высокой личной ответственности.
Характерно, что и мальчики, и девочки, на первые места выдвигают абстрактные ценности, иррелевантные индивидуальной деятельности
Ценностные ориентации подростков отличаются большим разнообразием; обобщенные ценности, как у мальчиков, так и девочек характеризуют человека, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своей индивидуальности.
Анализ данных, выявил, определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.
Девочками
первые места были отведены таким
ценностям как «счастливая
Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья» Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности», «равенство» «познание и интеллектуальное развитие» «материальное обеспечение жизни»
Наименее
значимыми ценностями для девочек
явились «творческая
Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» и «хороших и верных друзей» Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «здоровье» «уверенность в себе»
Малоценными мальчикам, так же как и девочкам представляются такие ценности как «красота природы», «творческая деятельность»
Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков, как у мальчиков, так у девочек, высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».
Приоритетными являются для обеих групп « интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.
Гендерные различия в данной методике, проявились: в оценке сферы семейной жизни: для девочек, более характерно значимо то, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье
Для
девочек так же, присуще высокая
значимость проблем жизни общества.
Для мальчиков высокая
Так же выявлены различия между мальчиками и девочками в следующем: у мальчиков высокая значимость физической активности и физической культуры как элемента обшей культуры для человека. У девочек данная сфера не значима.
Мальчики воспринимают свою жизнь более интересной и наполненной смыслом, чем девочки. Это может быть связанно с тем, что девочки подошли к новому этапу своей жизни, где им предстоит принимать решение о дальнейшем жизненном пути. В то время как для мальчиков эта проблема еще не актуальна, и они могут отложить ее решение.
При
этом мальчики более уверенны
в своих силах, чем девочки, зато
девочки более целеустремленны.
Учащиеся обеих выборок видят свою жизнь не осмысленной, не уверены в своих силах. Такие данные могут быть вызваны тем, что десятиклассники еще не определились на ближайшее время со своими планами, и это дает им неуверенность, придает неосмысленность событиям жизни. Школьники еще не определились в своем выборе, и не чувствуют твердой почвы под ногами.
Мотивы
самообразовательной
Корреляционный анализ мотивационной сферы и ценностных ориентаций, показал, что: инструментальные ценности, которые отметили подростки достоверно коррелирует с мотивами: благополучия, коммуникативными мотивами, долга и ответственности. Терминальные ценности коррелирует с учебно - познавательными мотивами, мотивами долга и ответственности, коммуникативными, достижение успеха
Конечно, каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать подростковый возраст, и задача современной психологии - разработать способы помощи подростку в поиске смысла и ценности своей настоящей и будущей жизни.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Получили
свое обобщение и подтверждение
следующие теоретические
Проблема формирования социально значимых мотивов находится в центре изучения научных дисциплин, предметом которых является человек. Именно отношение мотива деятельности к непосредственной цели деятельности позволяет понять существо смысла жизни человека. При этом ведущую психологическую смысложизненную нагрузку в системе мотив — цель играет мотив. С мотива «начинается» смысл, при изменении мотива происходит соответствующее изменение смысла, мотив определяет содержание смысла.
Смысл не существует в сознании в готовом виде, а является продуктом внутренней активности субъекта, с помощью которой он определяет, какому мотиву служит данное действие и является ли оно оптимальным с точки зрения соответствия его мотиву, нормативным требованиям и достигнутому результату. Поэтому личностный смысл и определяется как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Формирование смысла жизни психологически своим исходным моментом всегда имеет мотивацию.
В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются
качественные
изменения мотивов, которые характеризуются
теперь большой устойчивостью. Многие
интересы принимают характер стойкого
увлечения.
В подростковом возрасте, по содержанию
на первое место выдвигаются мотивы, связанные
с жизненным планом ученика, его намерениями
в будущем, его мировоззрением и самоопределением.
По своему строению мотивационная смысловая сфера подростков
начинает
характеризоваться не рядоположенностью
мотивов, а их иерархической структурой,
наличием определенной системы соподчинения
различных мотивационных
Использованные методики в исследовании позволили дифференцировать виды ценностных представлений, имеющихся у респондентов
Иерархии ценностных ориентаций, у подростков отражают прежде всего их реальный образ жизни, обусловленный молодостью, отсутствием (как правило) семьи и родом занятий, предоставляющим относительно большую свободу и не требующим высокой личной ответственности.
Характерно, что и мальчики, и девочки, на первые места выдвигают абстрактные ценности, иррелевантные индивидуальной деятельности
Ценностные ориентации подростков отличаются большим разнообразием; обобщенные ценности как у мальчиков, так и девочек характеризуют человека, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своей индивидуальности.
Анализ данных, выявил, определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.
Девочками
первые места были отведены таким
ценностям как «счастливая
Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья» Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности», «равенство» «познание и интеллектуальное развитие» «материальное обеспечение жизни»
Наименее
значимыми ценностями для девочек
явились «творческая
Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» и «хороших и верных друзей» Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «здоровье» «уверенность в себе»
Малоценными мальчикам, так же как и девочкам представляются такие ценности как «красота природы», «творческая деятельность»
Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков, как у мальчиков, так у девочек, высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».
Приоритетными являются для обеих групп « интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.
Гендерные различия в данной методике, проявились: в оценке сферы семейной жизни: для девочек, более характерно значимо то, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье
Для
девочек так же, присуще высокая
значимость проблем жизни общества.
Для мальчиков высокая
Так же выявлены различия между мальчиками и девочками в следующем: у мальчиков высокая значимость физической активности и физической культуры как элемента обшей культуры для человека. У девочек данная сфера не значима.
Мальчики воспринимают свою жизнь более интересной и наполненной смыслом, чем девочки. Это может быть связанно с тем, что девочки подошли к новому этапу своей жизни, где им предстоит принимать решение о дальнейшем жизненном пути. В то время как для мальчиков эта проблема еще не актуальна, и они могут отложить ее решение.
При
этом мальчики более уверенны
в своих силах, чем девочки, зато
девочки более целеустремленны.
Учащиеся обоих выборок видят свою жизнь не осмысленной, не уверены в своих силах. Такие данные могут быть вызваны тем, что десятиклассники еще не определились на ближайшее время со своими планами, и это дает им неуверенность, придает неосмысленность событиям жизни. Школьники еще не определились в своем выборе, и не чувствуют твердой почвы под ногами.
Мотивы
самообразовательной
Корреляционный анализ мотивационной сферы и ценностных ориентаций, показал, что: инструментальные ценности, которые отметили подростки достоверно коррелирует с мотивами: благополучия, коммуникативными мотивами, долга и ответственности. Терминальные ценности коррелирует с учебно - познавательными мотивами, мотивами долга и ответственности, коммуникативными, достижение успеха
Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)