Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа
Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.
К
числу значимых побудителей и
регуляторов активности личности относятся
мотивы и смыслы. Традиционно область
исследования мотивации носит относительно
самостоятельный характер и прямо
не связана с проблематикой
Круг
наиболее актуальных для выбранной
темы проблем лежит в области соотношения
мотивов и смыслов и их интеграции в единую
мотивационно - смысловую сферу, задающую
область значимого для
человека. Данная проблематика разрабатывается
в работах таких авторов как: А.Г. Асмолов,
Е.Н. Баканов, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович
, Б.С. Братусь, Ю.М Забродин, Т.В. Корнилова,
Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен , К.
Обуховский, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов.
[7,19] Однако на сегодняшний день недостаточно
работ, в которых было бы проанализировано
структурное строение мотивационно - смысловой
сферы, обозначены и описаны ее компоненты
и характер связи между ними.
Мотивационно - смысловая сфера личности позволяет определить «потенциальные возможности субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] Особенно это относится к школьному возрасту, когда системы категорий и их структурные связи находятся в стадии формирования (Л.С. Выготский). Актуальным это является для подросткового возраста, когда происходит активное становление мотивов и смыслов всей жизни личности.
Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.
Таким образом, проблема связи мотивов и смысла является актуальной для организации практической работы с личностью в школьном возрасте.
Разработка психологических механизмов функционирования мотивационно - смысловых особенностей позволила бы решать проблемы образования и развития человека в контексте усвоения им человеческого опыта, научить его лучшему видению и решению своих жизненных проблем, увеличить, по мнению Ю.М. Забродина, долю человеческого в регулировании поведения.
Недостаточная изученность проблемы позволило сформулировать проблему исследования: каково содержание психологического сопровождения развития мотивационно – смысловой сферы личности в подростковом возрасте.
Целью исследования изучение методов психологической коррекции мотивационно - смысловой сферы у подростков.
Объектом исследования является мотивационно - смысловая сфера подростка.
Предметом исследования – методы психологической коррекции развития мотивационно смысловой сферы у подростков.
Гипотеза исследования - мотивационно - смысловая сфера современной подростковой личности имеет свои психологические особенности: разобщенность мотивов и смысловых образований, не сформированность иерархии смысловых ориентаций.
Задачи исследования:
Для
научной проверки гипотезы и реализации
задач исследования был использован
комплекс взаимопроверяющих и
1.
Обзорно-аналитический метод,
2. Психодиагностический метод, с помощью которого происходит фиксация и описание данных тестирования мотивационной сферы личности подростков.
3.
Экспериментальный метод,
4.
Метод многомерного
Теоретико-
Практическое значение:
Описанные
психологические характеристики мотивационно-
смысловой сферы могут быть использованы
в педагогической и
психологической практике при разработке
специальных программ, оказывающих влияние
на формирование мотивационно - смысловой
сферы подростков, в развивающей и коррекционной
работе.
Этапы работы:
База исследования: подростки в возрасте 15-16 лет, учащиеся 9 «А» класса, школы №114 г. Уфы, в количестве 25 человек (12 мальчиков, 13 девочек)
Структура
работы. Работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях. При этом, как отмечает Л.И. Божович: «Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена» [14]. Во многом это связано с тем, что «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [8]. Вплоть до сегодняшнего дня сохраняется неопределенность в употреблении понятия мотива. А. Н. Леонтьев пишет, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации — до такой степени различны те значения, в которых употребляется термин «мотив» [22]
Мотивами
обычно называются внутренние факторы,
побуждающие реальную деятельность. «Употребляющиеся
сегодня определения мотива» - как отмечает
В. А Иванников - «используются для обозначения
и первопричин поведения и устойчивых
психических образований, мотивирующих
выбор целей, средств и способов действий,
формирующих смысл действий, и ситуативных
образований, инициирующих конкретную
деятельность или отдельные действия»
[15]. Образования, рассматриваемые в одних
исследованиях в качестве мотивационных,
часто обсуждаются в других не под этим
названием, а как ценности, интересы, отношения,
смыслы, идеалы, установки, нормы, убеждения
и др. Все они, как указывает В. К. Вилюнас,
обозначают «разновидности активного,
пристрастно-оценочного отношения человека
к различным аспектам окружающей действительности.
[8] Источником же пристрастности в отражении,
как широко признается, являются потребности
человека. Именно это оценочное отношение
потребностного происхождения, общее
для различных, выделяемых в литературе
пристрастных образований, обсуждаются
под названием мотивационных явлений»
[12], В этой связи возникает целый ряд проблем
связанных с необходимостью дифференциации
понятия «мотив» от других мотивационных
форм.
Значимый
вклад в раскрытие понятия мотива
внес А.Н.Леонтьев, Понимание А. Н. Леонтьевым
мотива как предмета потребности выносит
его за пределы внутрисубъектного пространства,
относя к внешнему миру. Предмет может
быть "материальный или идеальный, чувственно
воспринимаемый или данный только в представлении,
в мысленном плане" [6]. По мнению Д.А.
Леонтьева "предметом-мотивом могут
выступать и целостные события, или же
специфические действия субъекта" [22
с.31].
Некоторые психологи отказываются от
определения мотива и используют термин
мотивация, обозначающий условия, активирующие
личность. В отечественной психологии
мотивация рассматривается как сложный
многоуровневый регулятор жизнедеятельности
человека — его поведения, деятельности.
Высшим уровнем этой регуляции является
сознательно- волевой.
В последние десятилетия ведутся активные работы по расширению понятия мотива с тем, чтобы вывести его анализ за рамки узко деятельностного отношения к миру. Термин "мотив" используется обычно лишь в связи с той или иной деятельностью, тогда как, по нашему мнению, и в соответствии с мнением Ю. М. Забродина и Б. А. Сосновского, его фактическое место в человеческой психике много шире и разнообразнее по своим проявлениям, включая, прежде всего, системообразующие процессы осознания и смысла.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?...". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах, а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, то есть так, как человек понимает и оценивает её.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)