Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

Работа содержит 1 файл

Копия мотивация .doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Введение

     К числу значимых побудителей и  регуляторов активности личности относятся  мотивы и смыслы. Традиционно область  исследования мотивации носит относительно самостоятельный характер и прямо  не связана с проблематикой смысла. К ряду подобного рода работ могут быть отнесены монографии В.Г. Асеева, Дж. Аткинсона, В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, К. Мадсена, А. Маслоу, B.C. Мерлина, П.В. Симонова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаева, X. Хекхаузена, П.М. Якобсона. [1, 6,15, 22]

     Круг  наиболее актуальных для выбранной темы проблем лежит в области соотношения мотивов и смыслов и их интеграции в единую мотивационно - смысловую сферу, задающую область значимого для  
человека. Данная проблематика разрабатывается в работах таких авторов как: А.Г. Асмолов, Е.Н. Баканов, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович , Б.С. Братусь, Ю.М Забродин, Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен , К. Обуховский, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов. [7,19] Однако на сегодняшний день недостаточно работ, в которых было бы проанализировано структурное строение мотивационно - смысловой сферы, обозначены и описаны ее компоненты и характер связи между ними.

     Мотивационно - смысловая  сфера личности позволяет  определить «потенциальные возможности  субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] Особенно это относится к школьному возрасту, когда системы категорий и их структурные связи находятся в стадии формирования (Л.С. Выготский). Актуальным это является для подросткового возраста, когда происходит активное становление мотивов и смыслов всей жизни личности.

     Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет  также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

     Таким образом, проблема связи мотивов и смысла является актуальной для организации практической работы с личностью в школьном возрасте.

     Разработка  психологических механизмов функционирования мотивационно - смысловых особенностей позволила бы решать проблемы образования и развития человека в контексте усвоения им человеческого опыта, научить его  лучшему видению и решению своих жизненных проблем, увеличить, по мнению  Ю.М. Забродина, долю человеческого в регулировании поведения.

     Недостаточная изученность проблемы позволило  сформулировать проблему исследования: каково содержание психологического сопровождения развития мотивационно – смысловой сферы личности в подростковом возрасте.

     Целью исследования изучение методов психологической коррекции мотивационно - смысловой  сферы у подростков.

     Объектом  исследования является мотивационно - смысловая сфера подростка.

     Предметом исследования – методы психологической коррекции развития мотивационно смысловой сферы у подростков.

     Гипотеза исследования - мотивационно - смысловая  сфера современной подростковой  личности имеет свои психологические особенности: разобщенность мотивов и смысловых образований, не сформированность иерархии смысловых ориентаций.

     Задачи исследования:

  1. Проанализировать соотношение мотивов и смыслов, формы их проявления в подростковом возрасте;
  2. Разработать коррекционно – развивающую программу для развития мотивацинно – смысловой сферы личности в подростковом возрасте;
  3. Изучить эффективность коррекционной программы для развития мотивациооно – смысловой сферы у подростков.
 

      Для научной проверки гипотезы и реализации задач исследования был использован  комплекс взаимопроверяющих и дополняющих  друг друга методов исследования:

      1. Обзорно-аналитический метод, позволяющий  изучить и проанализировать по  библиографическим источникам состояние  исследований по данной проблеме  в отечественной и мировой  науке. 

      2. Психодиагностический метод, с  помощью которого происходит фиксация и описание данных тестирования мотивационной сферы личности  подростков.

      3. Экспериментальный метод, направленный  на проверку научной гипотезы: констатирующий и формирующий  эксперименты, помогающие прослеживать  изменения в структуре мотивационно  –смысловой сферы подростков в процессе естественного и активного развивающего воздействия.

      4. Метод многомерного статистического  анализа эмпирических данных, позволяющий  обобщить, привести в систему  количественные показатели, полученные  в ходе эксперимента, и выявить скрытые в них закономерности. Статистическая обработка осуществлялась с использованием, коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена, расчета среднеарифметического и стандартного отклонения. Расчеты осуществлялись при помощи компьютерных программ «SPSS 10.0 for Windows» и «Excel».

     Теоретико-методологической базой являются: диалектика внешнего и внутреннего С.Л. Рубинштейна; культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского; концепции социальной и культурной обусловленности личности И.С.Кона, М. Коула, А.В.Петровского; фундаментальные представления об активности личности К.А. Абульхановой-Славской, , Л.И. Анцыферовой, Е.В. Шороховой; теоретические положения о мотивационно-смысловой детерминации активности личности А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся Д.А. Леонтьева; методологический подход к изучению осознаваемых аспектов мотивации Ж. Нюттена.

     Практическое  значение:

     Описанные психологические характеристики мотивационно- смысловой  сферы могут быть использованы в педагогической и  
психологической практике при разработке специальных программ, оказывающих влияние на формирование мотивационно - смысловой сферы подростков, в развивающей и коррекционной работе.

     Этапы работы:

    1. Проанализировать основные подходы к изучению мотивационно - смысловой сферы личности в подростковом возрасте;
    2. Определить особенности развития мотивационно – смысловой сферы в подростковом возрасте.
    3. Провести анализ проявления мотивационно – смысловой сферы у подростков;
    4. Сформулировать выводы о развитии и особенностях проявления мотивационно –смысловой сферы у подростков.
 

     База  исследования:  подростки в возрасте 15-16 лет, учащиеся 9 «А» класса, школы №114 г. Уфы, в количестве 25 человек (12 мальчиков, 13 девочек)

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблемы развития мотивационно - смысловой  сферы личности подростков

1.1. Изучение мотивационной  сферы  личности в психолого –педагогической литературе

     Проблема  мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях. При этом, как отмечает Л.И. Божович: «Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена» [14]. Во многом это связано с тем, что «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [8]. Вплоть до сегодняшнего дня сохраняется неопределенность в употреблении понятия мотива. А. Н. Леонтьев пишет, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации — до такой степени различны те значения, в которых употребляется термин «мотив» [22]

     Мотивами  обычно называются внутренние факторы,  
побуждающие реальную деятельность. «Употребляющиеся сегодня определения мотива» - как отмечает В. А Иванников - «используются для обозначения и первопричин поведения и устойчивых психических образований, мотивирующих выбор целей, средств и способов действий, формирующих смысл действий, и ситуативных образований, инициирующих конкретную деятельность или отдельные действия» [15]. Образования, рассматриваемые в одних исследованиях в качестве мотивационных, часто обсуждаются в других не под этим названием, а как ценности, интересы, отношения, смыслы, идеалы, установки, нормы, убеждения и др. Все они, как указывает В. К. Вилюнас, обозначают «разновидности активного, пристрастно-оценочного отношения человека к различным аспектам окружающей действительности. [8] Источником же пристрастности в отражении, как широко признается, являются потребности человека. Именно это оценочное отношение потребностного происхождения, общее для различных, выделяемых в литературе пристрастных образований, обсуждаются под названием мотивационных явлений» [12], В этой связи возникает целый ряд проблем связанных с необходимостью дифференциации понятия «мотив» от других мотивационных форм.

     Значимый  вклад в раскрытие понятия мотива внес А.Н.Леонтьев, Понимание А. Н. Леонтьевым мотива как предмета потребности выносит его за пределы внутрисубъектного пространства, относя к внешнему миру. Предмет может быть "материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане" [6]. По мнению Д.А. Леонтьева "предметом-мотивом могут выступать и целостные события, или же специфические действия субъекта" [22 с.31].  
Некоторые психологи отказываются от определения мотива и используют термин мотивация, обозначающий условия, активирующие личность. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно- волевой.

     В последние десятилетия ведутся  активные работы по расширению понятия  мотива с тем, чтобы вывести его анализ за рамки узко деятельностного отношения к миру. Термин "мотив" используется обычно лишь в связи с той или иной деятельностью, тогда как, по нашему мнению, и в соответствии с мнением Ю. М. Забродина и Б. А. Сосновского, его фактическое место в человеческой психике много шире и разнообразнее по своим проявлениям, включая, прежде всего, системообразующие процессы осознания и смысла.

      Мотивационного  объяснения требуют следующие стороны  поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

      Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?...". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

      Любая форма поведения может быть объяснена  как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов  объяснения выступают психологические  свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах, а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

      Поведение личности в ситуациях, которые кажутся  одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, то есть так, как человек понимает и оценивает её.

      Сиюминутное, актуальное поведение человека следует  рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)