Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

Работа содержит 1 файл

Копия мотивация .doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     Высокие показатели шкалы: «Материальное благосостояние», свидетельствуют о том, что  убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Это проявляется и до проведения программы, и после.

     Так же, по результатам данного теста, выявлено стремление  подростков к независимости от других людей. Такие люди, как правило, считают, что самое важное в жизни - это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций Часто не доверяют авторитетам Возможно яркое проявление таких черт, как высокий уровень самооценки, конфликтность, девиация поведения

     У большинства подростков, после проведения эксперимента, (55%) наблюдается стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора Они считают, что главное в жизни - это учиться и получать новые знания

     В данной группе выявлена высокая значимость для  мальчиков увлечений, хобби. Такие люди отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна 

     Результаты  по методике Тест смысложизненных  ориентаций

      

     Результаты  по шкалам разделяются на следующие  группы: цели, удовлетворённость сегодняшним  днём, довольство прошлым, локус-контроля - Я, локус-контроля – жизнь.

     Таким образом, можно заключить, что общий показатель осмысленности жизни в группе, показатель по шкале цели в жизни, по шкале процесс жизни, по шкале удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я,  управляемость жизни – находится в границах выше среднего значения нормы.  

     

     Рис. 3 Выраженность шкал осмысленность жизненных целей у подростков

     Анализ  факторной структуры полученных данных позволил сделать следующие  выводы: "Процесс жизни или  интерес и эмоциональная насыщенность жизни"  - высокие показатели.  Можно  сказать, что у испытуемых высокая  удовлетворенность своей жизнью в настоящем,

     Шкала «Цели в жизни" выражен достаточно  низко, что характеризует отсутствие в жизни испытуемого целей  в будущем, которые придают жизни  осмысленность, направленность и временную перспективу.

     "Результативность  жизни или удовлетворенность  самореализацией" – низкие  показатели, говорит о том, что  ощущение того, насколько продуктивна  и осмысленна была прожитая  ее часть недостаточно сформирована.

     Показатель  локус контроля   - низкий.  Характеризует представление о себе как о недостаточно сильной личности. Убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. 
 

     Результаты  изучения мотивационной  сферы мальчиков 

     Наибольшее совпадение получили познавательные мотивы(87%), для которых характерен интерес к способам приобретения знаний.

     Это может свидетельствовать о том, что наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным  формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

     Так же большое количество совпадение мотивов: коммуникативные (75%), самоопределения  и самосовершенствования (68%), достижения успеха (59%)

     Таким образом, наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом.    

      

     Итак, мотивы  подростков распределились следующим образом:

     Таблица 7

     Иерархия  мотивации подсротков

     мотивы      Совпадение  в % по группе
долга и ответственности       50%
самоопределения и самосовершенствования       68%
благополучия       74%
аффилиации      37%
престижа      69%
избегания неудачи       49%
учебно-познавательные (содержание учения)      49%
учебно-познавательные (процесс учения)      52%
коммуникативные      75%
творческой  самореализации      17%
достижения  успеха      59%
 

     Из  таблицы видно, что  устойчивое доминирование  какого-либо мотива не выявлено. Осознание  подростком соподчинения, сравнительной  значимости мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система.

     Высокие показатели мотивов благополучия, говорят, что подростку доступны самостоятельная  постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

     (результаты  исследования см. приложение №4)

3.3.Сравнительный  анализ результатов   исследования

     В данном параграфе, проведем сравнительный анализ результатов исследования по всем методикам, для того, чтобы выявить гендерные различия в мотивационно – смысловой сфере у подростков.

     Использованные  методики в исследовании позволили  дифференцировать виды ценностных представлений, имеющихся у респондентов

     Сравнительный анализ по методике Рокича, показал, что  Иерархии ценностных ориентаций, у  подростков  отражают, прежде всего, их реальный образ жизни, обусловленный молодостью, отсутствием (как правило) семьи и родом занятий, предоставляющим относительно большую свободу и не требующим высокой личной ответственности.

     Характерно, что и мальчики, и девочки, на первые места выдвигают абстрактные  ценности, иррелевантные индивидуальной деятельности

     Ценностные  ориентации подростков отличаются большим разнообразием; обобщенные ценности, как у мальчиков, так и девочек характеризуют человека, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своей индивидуальности.  

     

     Рис.3. соотношение терминальных  ценностей у подростков 

     

     Рис.4.  соотношение инструментальных ценностей у подростков 

     Анализ  данных,  полученных,  по тесту  М. Рокича выявил, определенные гендерные  различия в определении жизненных ценностей подростков.

     Девочками первые места были отведены таким  ценностям как «счастливая семейная жизнь  «интересная работа»  «любовь»

     Лидирующее  положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья»  Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности», «равенство» «познание и интеллектуальное развитие»  «материальное обеспечение жизни»

     Наименее  значимыми ценностями для девочек  явились «творческая деятельность»  Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек.

     Мальчики  показали большую ориентированность  на «интересную работу» и «хороших и верных друзей» Среди ведущих  ценностей, определяющих ядро ценностей  для мальчиков данной группы, отмечены «здоровье»  «уверенность в себе» 

     Малоценными мальчикам, так же как и девочкам представляются такие ценности как «красота природы»,  «творческая деятельность»

     Анализ  данных  по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков, как у мальчиков, так у девочек,  высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

     Приоритетными являются для обеих групп «  интересная работа», «наличие хороших  и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными  для подростков являются также «активная  деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.

     При  статистической обработке данных, получены достоверные различия между мальчиками и девочками на 5% уровне.

     Сравнительный анализ по методике «Морфологический тест жизненных ценностей», выявил следующие общие черты для подростков: мальчиков и девочек.

     В обеих группах прослеживается тенденция к самодостаточности. Такие люди ставят, как правило, порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодолеть Обидчивы при вынесении негативной оценки им, их характеристикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие, скорее всего это объясняется особенностями подросткового возраста

     Как у мальчиков, так и у девочек, низкие показатели по шкале «Духовное удовлетворение», для данной группы подростков, характерно поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности. Циничность, пренебрежение общественным мнением, общественными нормами

     Выявлены  следующие интересные результаты: в  обеих выборках достаточно низкий процент по шкале «Креативность». Это может говорить, о том, что в обследуемой подростковой группе подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности. Консерватизм, следование уже устоявшимся нормам и ценностям. Раздражает отсутствие привычного.

       Поэтому, при разработке коррекционной  программы, в данном исследовании, включены упражнения на развитие  творческой активности 

     На  первых местах так же у подростков стоит: «высокое материальное положение», что свидетельствует о стремление  подростков к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия

     Для большей наглядности представим результаты графически: 

     

     Рис. 5 Перечень жизненных ценностей 

     

     Рис.6 Перечень жизненных сфер 

     Гендерные различия в данной методике, проявились: в оценке сферы семейной жизни: для  девочек, более характерно значимо  то, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье

     Для девочек так же, присуще высокая  значимость проблем жизни общества.  Для мальчиков высокая значимость увлечений, хобби. Мальчики больше отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна

     Так же выявлены различия между мальчиками и девочками в следующем: у  мальчиков высокая  значимость физической активности и физической культуры как элемента

     обшей культуры для человека. У девочек  данная сфера не значима.

     Статистическая  обработка данных показала значимые различия на 5% уровне в жизненной  сфере, в сфере жизненных ценностей  различия достоверны

     По  результатам методики СЖО между  мальчиками и девочками  были получены значимые различия по шкале "Процесс жизни" (статистически достоверно). Мальчики воспринимают свою жизнь более интересной и наполненной смыслом, чем девочки. Это может быть связанно с тем, что девочки подошли к новому этапу своей жизни, где им предстоит принимать решение о дальнейшем жизненном пути. В то время как для мальчиков эта проблема еще не актуальна, и они могут отложить ее решение.

     Далее, значимые различия выявились по шкалам "Локус контроль-Я" (достоверно на 5% уровне значимости) и "Цели в жизни" (на 5% уровне значимости).

Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)