Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Мотивационно - смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). [12] При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно - смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, является недостаточным.

Работа содержит 1 файл

Копия мотивация .doc

— 1.06 Мб (Скачать)

      Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной  деятельности, направленной на достижение определенной цели.

      Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации  ("Мотивация и личность"), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

      Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др.

      Потребности в безопасности – чувствовать  себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

      Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с  людьми, быть принятым ими.

      Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

      Познавательные  потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.

      Эстетические  потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

      Потребности в самоактуализации - реализация своих  целей, способностей, развитие собственной  личности. [29]

      В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Что же касается самого высокого класса способностей - самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся [29].

      Основные  характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения  и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

      Второе  после потребности по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с  деятельностью, удовлетворяющей актуализированную  потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель.

      Цель  является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной  и оперативной памяти; с ней  связаны разворачивающийся в  данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

      Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

      Каждая  из диспозиций может быть реализована  во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.

      Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

      Под широтой мотивационной сферы  понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

      Гибкость  мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

      Например, более гибкой является мотивационная  сфера человека, который в зависимости  от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем  другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

      Заметим, что широта и гибкость характеризуют  мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных для  данного человека служить средством  удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

      Наконец, иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

      Кроме мотивов, целей и потребностей, в  качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

     Проблема  мотивационно - смысловой сферы человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях.

     Мотив рассматривается как потребность А.Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном; как побуждение, влечение И.М. Сеченовым, X. Хекхаузеном, В.И. Ковалевым; как намерение К. Левиным, Б.В. Зейгарник, Л. И. Божович, личностные диспозиции Дж. Гилфордом, Е.Р. Хилгардом, A.M. Мейрович, интересы, убеждения, стремления А.В. Петровским. Рядом авторов мотив рассматривается как сложное интегральное психологическое образование: И.А. Васильев, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Д.А. Леонтьев, А.А. Файзуллаев.

     При анализе понятия, структуры, функций мотива значительное внимание уделяется побудительной и направляющей сторонам мотива. 3. Фрейд, А. Адлер, Д.Н. Узнадзе анализируют роль не вполне осознаваемых факторов в мотивации действий, признавая за ними весьма существенную в организации человеческого поведения и деятельности. Следует отметить, что мотив не всегда полностью отражает характер сил, побуждающих человека к действию. Примером могут служить описанные К. Обуховским защитные мотивы, когда содержание цели деятельности оказываются в логическом противоречии с содержанием ее программы.

     Однако, по мнению ряда авторов, таких как В. Г. Асеев, Ю.М. Забродин, Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, следует более подробно изучать содержательно-смысловую сторону мотива.

     В данном исследовании мы не рассматриваем  широкий круг проблем относящихся  к описанию сущности и природы  мотивации. Исследуя природу факторов, детерминирующих активность личности, мы учитываем регулирующую и контролирующую роль сознательных мотивов, которые направлены на определенную цель. Адекватное отражение действительной структуры активности личности должно учитывать понятие смысла в его субъективном аспекте, данные о регулирующем действии сознания.

     Формирование  мотивационно - смысловых образований, анализ механизмов их развития представляет собой одну из ключевых проблем психологии личности, принадлежащих к кругу тех фундаментальных вопросов, которые являются наименее разработанными (Л.И. Божович, Е.Ф. Колобова, Д.А. Леонтьев, Я.З. Иеверович, Е.А. Савина, Е.В. Субботский). К их числу принадлежит проблема содержательного развертывания в онтогенезе мотивационно-смысловой сферы личности. Это отвечает запросам практики на изучение закономерного и уникального в развитии человека и позволяет осуществить дифференциально-психологический анализ, проследить динамику изменения индивидуальных особенностей личности на последовательных возрастных стадиях. Разработка психологических механизмов функционирования мотивационно-смысловых образований позволила бы решать проблемы образования и развития человека в контексте «усвоения опыта человеческой жизни, научения лучшему видению и решению своих жизненных проблем, увеличения доли человеческого регулирования поведения» (Ю.М. Забродин). [8]

     Таким образом, мотивационно - смысловая сфера личности это системное образование, определяющее область «значимого» личности и задающее ориентиры как ближайшего ее поведения и развития (на ближайшем интервале жизненного пути), так и дальнего будущего (на более отдаленных отрезках жизни). Актуальные мотивы реализуются в конкретных ситуациях настоящего личности, а мотивационно - смысловая интенция относится к целым классам ситуаций, которые могут наступить в будущем. Тем самым происходит осознанное мотивационное предвосхищение будущих ситуаций и подготовка к ним.

1.3. Особенности мотивационно - смысловой  сферы  подростков

 

     Период  подросткового возраста связанный  с интенсивным развитием всей личностной структурой, и в частности, мотивационно-потребностной сферы. Вот почему характеристика мотивов деятельности и поведения подростков играет важную роль в раскрытии их психологических особенностей, выявлении механизмов управления процессом его воспитания и обучения. Если мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста, структура этих мотивов, соотношение структуры мотивов и успеваемости, влияние процесса обучения на формирование мотивов исследованы достаточно полно, то мотивы других видов деятельности, прежде всего общественно полезной, и просоциального поведения изучены слабо. Но именно эти мотивы в рассмотренный возрастной период играют доминирующую роль в развитии мотивационно потребностной сфере личности ребенка. Именно в системе общественно полезной деятельности формируется важнейшие для личностного самоопределения социальные и нравственные мотивы. [11]

     Большое влияние на формирование мотивации  оказывает адаптация. Высокая адаптивность учащихся характеризуется высокой  включенностью их в учебную деятельность, что, в свою очередь, является условием изменения личности и ее мотивационной сферы. Так люди с низким уровнем адаптивности отличаются от остальных тем, что усваивают преимущественно такие знания, содержание которых направлено на сохранение имеющегося уровня развития личности. И напротив, учащиеся с высокой адаптивностью к учебной деятельности усваивают более те знания, которые способствуют ее дальнейшему совершенствованию и формированию.

     Как известно учение представляет собой  социально опосредованную деятельность по усвоению опыта, знаний, умений, необходимых  в последующей трудовой жизни человека, и, кроме того, предполагает саморазвитие личности. В связи с этой многоаспектностью учебной деятельности обычно выделяют большой комплекс констатирующих ее мотивов.

     • Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом потребности являются сами знания и умения; есть ориентация на процесс и способы получения знаний.

     • Социальная опосредованность учебной  деятельности предполагает: направленность потребности учащихся на достижение социально одобряемого результата – мотив долга и ответственности перед обществом; направленность на идеалы и социальные ценности; направленность на способы взаимодействия с окружающими людьми; мотивы аффилиации и социальной идентификации – одобрение товарищей, учителей и родителей.

     • Выступая в качестве средства обеспечения  последующей трудовой жизни, сама учебная  деятельность может управляться  профессиональной мотивацией и ориентацией  на достижение все более высоких  результатов, стремлением к компетентности и мастерству.

     • Поскольку в ходе учения происходит изменение самого учащегося, его личности и творческих возможностей, то учебная деятельность может мотивироваться также потребностью в самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации.

     Мотивацией  обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют большую роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую Жан Пиаже называет "активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей". У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Информация о работе Мотивационно-смысловая сфера подростков (гендерный аспект)