Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:41, тест

Описание работы

Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:

 Тестовые (стандартизированные);
 Проективные;
 Методики – наблюдения.

Содержание

Введение
Многофакторный личностный опросник (FPI модифицированная форма В).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Методика диагностики типа акцентуации характера « Чертова дюжина»
Методика «Психологическая характеристика темперамента»
Методика Айзенка (EPI Form B) Психологическая характеристика темперамента
Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.
Методика «Шкала Сирса».
Проективная методика Е.Амен для определения тревожности
у детей 6 -9 лет.
Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.
Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку).
Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона)
Проективная методика «Несуществующее животное».
Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Графические методы диагностики (автор Т.Ю. Андрущенко)
Проективная методика «Автопортрет»
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Методика выявления характера дезадаптации ребенка –
карта наблюдений Д. Стотта.
Список литературы.

4

Работа содержит 1 файл

mp-vospitanniki.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

 

      При комментировании ребенком своих действий и действий партнера, выявляются характерные установки на происхождение, развитие и исход конфликтных взаимодействий: неверие в примирение, боязнь непонимания и др. Обсуждение проблем дает представление о наличии и силе защитных механизмов в ситуации обид и конфликтов; степень агрессии, готовность к сохранению или изменению отношения к партнеру по общению и к себе.

 

 

«Радости и огорчения в моей жизни».

 

     Данный метод направлен на выяснение преобладающей модальности переживаний ребенка в разные возрастные периоды. Направление беседы и совместного выполнения задания следующее:

1.      изображается «дорога жизни» ребенка от рождения до настоящего момента, на которой выделяются интервалы, связанные с пребыванием дома, в яслях, детском саду, школе (периоды школьной жизни определяются переходом в каждый следующий класс);

2.      выделяются два пространства - над и под линией; сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением, внизу темным – периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями, связанными с трудностями общения. Интенсивность цветовой штриховки (редкая/сплошная) свидетельствует об интенсивности переживания.

 

      Временная шкала субъективной оценки преобладающих переживаний, позволят увидеть «там и тогда» значимость тех или иных событий в жизни ребенка, характер устойчивости, типичности переживаний, степень благополучия (в субъективной оценке)

мироощущения на протяжении всех периодов жизни.

      Степень благополучия мироощущения мы определяем отношением (дробью) количества радостных периодов жизни к количеству неблагополучных периодов. Величина больше единицы свидетельствует о преобладании благополучных, радостных периодов жизни (радостное мироощущение). Величина меньше единицы говорит о преобладании отрицательных переживаний ребенка (неблагополучное мироощущение).

       Характер высказываний, сопровождающих выполнение совместного задания, позволяет увидеть значимость того или иного содержания событий жизни, определявшего силу переживания.

 

 

Предлагаемые методы  дают возможность:

 

      вывести и материализовать проблемы ребенка в продуктах графической деятельности;

      соединить недифференцированные, до конца неосознанные переживания с их предметами;

      провести анализ обсуждения возникших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты, а также организовать самостоятельный или совместный поиск средств разрешения внутренних конфликтов;

      вернуться в прошлое ребенка и выявить ряд нерешенных внутренних противоречий и проблем.

 

        Психолог на протяжении всего периода общения с ребенком должен внимательно слушать и фиксировать все высказывания, реплики, реакции ребенка, т.к. они дают богатый материал для анализа его восприятия жизни и ощущения себя в этом мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проективная методика «Автопортрет»

(с подросткового возраста и далее).

 

 

Е. С. Романова и С. Ф. Потемкина в своей книге проективным методикам предлагают вниманию читателей тест «Автопортрет», который вполне может быть использован и для диагностики личности. Здесь, также как и в авторском варианте, предлагаются две интерпретации этого теста: Р. Бернса (США) и их собственную, оригинальную.

По определению, автопортрет - это изображение человека, созданного им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать. Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения.

Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

      изображение лица как центрального; очень часто это графическое      изображение;

      изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

      изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту,          характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

      автопортрет-метафора - становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;

      сюжетный автопортрет,  выполненный в обычной и вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких  друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т д.;

      исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;

      изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.

 

Интерпретация I.

Тест "Автопортрет" адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. "Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, - пишет Р. Бернс, - но вы не можете это сделать на работе. Все это отразится в вашем рисунке".

 

Р. Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом:


Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.


Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.


Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.


Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении


Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опушенные руки, предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

 


Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

 

Интерпретация II (интегративно - оценочная).


Нашей задачей стала разработка теста "Автопортрет" для выявления индивидуально -
типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики: выявление индивидуально -  типологических особенностей человека.
Материал: карандаш или ручка, лист бумага размером 10*15 см.

Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».


При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом:

1. Эстетическое изображение - выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту "Автопортрет", в частности, всегда можно различить лиц, обладающих "рукой художника". Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.


2. Схематическое изображение - в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.


3. Реалистическое изображение – изображение, выполненное с  мелкими подробностями (прорисовкой лица, волос,  ушей, шеи, одежды). Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.


4. Метафорическое изображение - человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.


5. "Автопортрет в интерьере" - изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д.
По-видимому, к такого рода, изображению, склонны лица обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.


6. Эмоциональный автопортрет - человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны, к такого рода,  рисунку. Причем, переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.


7. Изображение позы или движения - человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями увлеченностью спортом, танцами и т. п.


8. Изображение автопортрета со спины - вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.


Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные - от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

 

 

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

      перечисляющий рисунок - изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один - мыслительный экстраверт;

      органический рисунок - на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. - мыслительный интроверт;

      гаптический рисунок - изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни "болит зуб", "болит голова" и т. д. - сенсорный интроверт;

      эмфатический рисунок - изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, - сенсорный экстраверт.

      декоративный рисунок - изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора - сенсорный экстраверт;

      имажинарньй рисунок - изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном изображении - эмоциональный интроверт;

      ритмический рисунок - изображение, в котором подчеркивается движение, то есть изображение движущегося человека - идущего, бегущего по лестнице и т. д. - интуитивный экстраверт;

      структурный рисунок - изображение себя  "как есть": голова, руки, ноги и т. д. (может быть изображено одно лицо, бюст; может быть изображение в полный рост) - интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за