Методы исследования уровня агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

В данной работе проводится исследование агрессивности как эмоциональной черты характера, которое является целью курсовой работы.
Исходя из предложенной цели, были сформулированы задачи:
1. в теоретической главе разобраться с основными понятиями, касающимися агрессии у человека;
2. в практической главе дать характеристику основных методов исследования агрессивного поведения и по выбранному методу провести исследования агрессивности у молодых людей.

Содержание

Введение 3
1. Выявление основных понятий об агрессивности 4
1.1 Культура – регулятор человеческих поступков 4
1.2 Понятие и виды агрессии 6
1.3 Эмоциональные основы агрессии 10
2. Методы исследования уровня агрессивности 17
2.1 Характеристика методов исследования агрессивного поведения 17
2.2 Изучение уровня агрессивности по методу Баса-Дарки 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Агрессия как эмоциональная черта характера_КП.doc

— 673.00 Кб (Скачать)
№ п\п Формы агрессии Пол (%)
Жен. Муж.
1. Физическая  агрессия 24 42
2. Косвенная агрессия 30 25
3. Раздражение 26 42
4. Негативизм 42 44
5. Обида 31 29
6. Подозрительность 35 27
7. Вербальная  агрессия 38 30
8. Чувство вины 31 23
 

     Теперь  изобразим данные Таблицы 1 в  виде рисунка (см. Рис.3).

     

     Рис. 3 Процентное соотношение формы агрессии по половому признаку 

     Из  рисунка 3 видно, что признаки физической агрессии раздражения больше развиты у молодых мужчин. Мужчины чаще, чем женщины склонны проявлять физическую агрессию, то есть используют физическую силу против другого лица, в то время как женщины чаще проявляют косвенную агрессию. Женщины для достижения своих целей чаще используют окольным путем направленные против других лиц сплетни, шутки и проявления ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами и тому подобное).

     Различия  по таким признакам, как подозрительность, указывает на тенденцию к преобладанию подозрительности у молодых женщин.

     Для молодых женщин же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых  ее формах – прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной (см. Рис.4). 
 
 

     

     Рис. 4. Уровень косвенной  агрессии у молодых  людей 

     Теоретический анализ проблемы, позволяет предположить, что у молодых мужчин такой вид агрессии появляется в качестве компенсации при невротических расстройствах, при низком уровне самооценки, невысоком рейтинге в группе. Такие молодые мужчины дистанцируются от группы, избегают контакта с окружающими, склонны к совершению необдуманных, антисоциальных поступков.

     Молодые мужчины испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, работа, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Женщины более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление).

     Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической или косвенной агрессии это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими. 
 
 

     Заключение

     Каждая  гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности, как у мужчин, так и у женщин, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.

     В данной работе даны определения агрессии и агрессивности, приведены их виды, встречающиеся в работах разных авторов, были рассмотрены различные методы диагностики агрессии и агрессивного поведения.

     В практической части было проведено  исследование молодых людей в  возрасте в возрасте 20-30 лет – 15 женщин и 15 мужчин.

     Исследование  проводилось в несколько этапов:

     – организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

     – исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности  у подростков;

     – аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа.

     Для диагностики была использована методика состояния агрессивности Баса-Дарки.

     Сравнение полученных данных показало:

     - наиболее выраженной оказалась такая форма проявления агрессии как негативизм (мужчины – 44 %, женщины – 42 %).

     – уровень физической агрессии у женщин (24 %) в среднем ниже, чем у мужчин (42 %).

     Подсчет статистической значимости различий показал, что на процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше развиты у мужчин. Женщины же склонны проявлять косвенную агрессию, т.е. использование сплетен, шуток, и проявление неправильных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами и т.п.).

     Различия  по таким признакам, как подозрительность, на процентном уровне значимости позволяет  говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у женщин.

     Сопоставление показателей выраженности таких  типов реакций, как негативизм, обида и чувство вины, не показало статистически достоверных различий в группах мужчин и женщин. Следует отметить, что в обеих группах получены высокие показатели по негативизму и вербальной агрессии, а также по чувству вины.

     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что агрессивность у молодых людей в возрасте 20-30 лет имеет гендерные различия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и  контроль: учебное пособие. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
  4. Головаха Е.И., Панина Н.В. Управление эмоциями // Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев: Наукова думка, 1989. - С.123-145
  5. Долгова А. Понятие агрессии и причины ее проявления у детей // Психология. – 2009. - №8. – С.12-16
  6. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение современной молодежи в контексте социальной ситуации. // СоцИс. – 2003. - №4. – С.10-20
  7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003 - 544 с.                                                                                                                                                              
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001 - 752 с.
  9. Лоренц К. Агрессия. – М.: Прогресс, 1994. – 256с.
  10. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории  агрессии // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998. - С.62-242.
  11. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. - Петрозаводск: Петроком,1992.- 318 с.
  12. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – М.: МЕДпресс, 2004. – 432 с.
  13. Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2006. - №1
  14. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
  15. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Спутник Плюс. - 2004. - №3. – С.13-16
  16. Сукиасян С.Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности. – М.: Академия, 2003. – 260с.   
  17. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.
  18. Хекхаузен Х.  Агрессия // Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика, 1986.- Т. 1. - С.365-405.

     Приложение

     Тест  на определение агрессивности

     по  методике Баса-Дарки 

     Инструкция  к заполнению. Тест состоит из ряда утверждений,  касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить «да» или «нет». Старайтесь отвечать правдиво и искренне. 

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

    

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

Информация о работе Методы исследования уровня агрессивности