Методы исследования уровня агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

В данной работе проводится исследование агрессивности как эмоциональной черты характера, которое является целью курсовой работы.
Исходя из предложенной цели, были сформулированы задачи:
1. в теоретической главе разобраться с основными понятиями, касающимися агрессии у человека;
2. в практической главе дать характеристику основных методов исследования агрессивного поведения и по выбранному методу провести исследования агрессивности у молодых людей.

Содержание

Введение 3
1. Выявление основных понятий об агрессивности 4
1.1 Культура – регулятор человеческих поступков 4
1.2 Понятие и виды агрессии 6
1.3 Эмоциональные основы агрессии 10
2. Методы исследования уровня агрессивности 17
2.1 Характеристика методов исследования агрессивного поведения 17
2.2 Изучение уровня агрессивности по методу Баса-Дарки 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Агрессия как эмоциональная черта характера_КП.doc

— 673.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  исследования. Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.

     Издревле  человечество проявляло интерес  к феномену агрессии. И в настоящее  время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах – эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности. В данных условиях становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии.

     В данной работе проводится исследование агрессивности как эмоциональной  черты характера, которое является целью курсовой работы.

     Исходя  из предложенной цели, были сформулированы задачи:

     1. в теоретической главе разобраться  с основными понятиями, касающимися  агрессии у человека;

     2. в практической главе дать  характеристику основных методов  исследования агрессивного поведения  и по выбранному методу провести  исследования агрессивности у молодых людей.

     Объект  исследования: группа молодых людей в возрасте 20-30 лет – 15 женщин и 15 мужчин.

     Предмет исследования: уровень агрессивности в каждой группе.

     Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 

     1. Выявление основных  понятий об агрессивности

     1.1 Культура – регулятор человеческих поступков

     Как и в любой другой области человеческого  познания, вся проблема здесь также  упирается в поиски наиболее выразительного и адекватного определения основного понятия. Откуда произошло это понятие «агрессия»?

     Прежде, чем попытаться ответить на вопрос, что же есть агрессия, необходимо рассмотреть  основные нормативные системы, среди  которых обычно выделяется – право, мораль, политические нормы, обычаи, религиозные нормы и др. Именно эти типы социальных норм направлены на регулирование агрессивности.

     Право - это объективная, внешняя по отношению  к индивиду система правил, руководящих  его поведением. В каждом обществе право является единственной совокупностью норм, не имеющей «двойников», альтернатив, поскольку в той или иной мере выражает единую волю господствующих общественных групп, слоев демократического большинства или даже всего народа. Когда отдельная личность сознательно исполняет правовые предписания и все нормативные установки, то это значит, что последние становятся для нее внутренними убеждениями; это уже моральные убеждения.

     В отличие от права, мораль несет, прежде всего, оценочную нагрузку (хорошо-плохо, справедливо-несправедливо). Ее нормы действуют через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, честь, долг и другие. Мораль закрепляет уже сложившиеся и утверждает новые правила и ценности общества, но без текстуального закрепления. Мораль приспосабливает инстинктивное наследие к требованиям культурной жизни, требованиям социальной среды. Она объединяет нашу инстинктивную сущность с социальной стороны и создает своего рода «компенсаторный аппарат», который может «поломаться» под влиянием длительных истощающих напряжений любого рода. Именно подобную «поломку» переживают все постсоветские общества.

     Обычаи  и традиции закрепляют исторически  сложившиеся, как правило, удобные  и потому привычные образцы поведения, правила общежития людей. Люди, в основном, следуют обычаям и традициям, поскольку они несут в себе определенную моральную, экономическую, психологическую полезность. Они «полезны» и всем и каждому.

     Эстетические  нормы закрепляют представления  о прекрасном и безобразном в быту, природе, в поступках, действиях и творчестве людей. Их особенность в том, что они имеют субъективный характер и связаны с национальными, социальными, психологическими, возрастными различиями людей.

     Политические  нормы регулируют отношения между субъектами политической жизни общества – классами, партиями, социальными группами, государством. Их особенность в том, что они, во-первых, закрепляются в других социальных нормах – правовых, организационных, моральных; во-вторых, они преходящи и изменчивы, поскольку зависят от меняющихся условий «текущего момента», взаимоотношений политических сил, группировок, их задач и целей.

     Религиозные нормы, являясь самой древней, вбирают  в себя по содержанию многие нормы  права, морали, традиций и способны использовать регулятивные свойства каждой из перечисленных нормативных систем. В религии интересно сочетаются внутренний моральный долг и угроза возмездия внешней силы – бога. Многие религиозные нормы являются сдерживающим фактором для верующих, запрещая совершать преступления, злоупотреблять алкогольными напитками, вести себя непристойно.

     Хекхаузен Х. показал, что агрессия находится  под безусловным контролем социальных норм и функций. Культура формирует  и задает норму, которая определяет тип и частоту агрессивных форм поведения.1 Этот факт подтверждается наблюдениями за детьми, которые до возраста 10 – 11 лет, фактически, остаются «вне культуры» и проявляют одинаковые формы и частоту агрессивного поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, тем самым, предопределяя, что можно разрешать, что запрещать и что поощрять.

     Как видно из вышеприведенного текста, каждая из выше отмеченных соционормативных систем в отдельности и совокупности выступает в качестве регулятора человеческих поступков. Иными словами, свою внутреннюю, природную агрессивность человек регулирует различными нормами.

     1.2 Понятие и виды  агрессии

     Попытаемся  теперь рассмотреть понятия «агрессия» и «агрессивность». В бытовом, обыденном  понимании слово «агрессия» означает действие, направленное на нарушение физической и психической целостности человека (или группы людей), ведущее к уничтожению; как причинение материального ущерба. Как видно из такого понимания, основным содержанием его является антисоциальный оттенок. По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Это и детские шалости и игры, это и подростковые драки и конфликты; сюда же относятся столкновения у взрослых – войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и апартеид. Мотивационно-психологический анализ форм деятельности человека, в том числе и агрессивного, показывает, что они отличны по генезу, но всегда обусловлены той или иной ситуацией, имея с ней сложную мотивационно-причинную связь. Как подчеркивает Хекхаузен Х.: «когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу».2 Проявляя агрессию, человек, как правило, не просто реагирует на какое-либо обстоятельство среды и ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценить намерения других людей и последствия собственных поступков.

     Понятие aggredi (агрессивный) происходит от слова adgradi, которое в буквальном смысле означает gradus – «шаг», ad – «на», то есть получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле быть агрессивным означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».3 Как это перекликается с современным американским пониманием «агрессивности»! В современной психологии понятие «агрессивность человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию – способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию – человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей. Сфера действия моральной оценки не распространяется на так называемые вне моральные действия. Агрессивность понимается как черта характера, как одна из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми; а также как действие индивидуума, личности.

     З. Фрейд выделял следующие виды агрессивности: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель – осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такая агрессивность направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиту от угрозы жизненно важным интересам. В своем представлении о садизме Фрейд усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения. З. Фрейд признавал и третий тип деструктивности, который он описывал следующим образом: «Но даже там, где он появляется без сексуальной цели, в слепой ярости разрушения, мы не можем не признать, что удовлетворение инстинкта сопровождается чрезвычайно высокой степенью нарциссического наслаждения, обязанного своим происхождением проявлений Я вместе с осуществлением давнего желания последнего стать всесильным».4

     Разные  специалисты дают разные толкования термину «агрессии». Авторы Бэрон Р., Ричардсон Д. в своей книге «Агрессия» пишут, что в настоящее время большинством принимается следующее определение: «Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения».5

     Агрессивность рассматривается авторами Бэрон Р., Ричардсон Д. как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка. Хотя, с моей точки зрения, она всегда ассоциируется со злыми эмоциями, мотивами на оскорбление или повреждение, с негативными расовыми, этническими, классовыми и другими установками. Авторы рассматривают агрессивность как человеческое проявление, с одной стороны, и как форму социального поведения, с другой; и критерий «намерения» рассматривают как обязательный для определения агрессии, что исключает любое случайное действие, сопровождающееся повреждением. С другой стороны, сюда не подпадают действия хирургов, травматологов, стоматологов, педагогов и родителей, наказывающих детей в дисциплинарных целях. Их определение термина агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

     Для описания агрессии Buss A.H. (1976) предложил  концептуальную рамку, включающую три шкалы: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. Такой подход, подобные «условия» исключают фактически садомазохизм, некоторые формы деструктивного поведения. То же относится и к суициду.

     Бэрон Р. и Ричардсон Д. выделяют следующие  виды агрессии: враждебная агрессия, которая  имеет целью причинение жертве страданий, и инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда. Zillman (1970) вместо этих терминов предпочитает говорить об агрессии «обусловленной раздражителем» (действия, направленные на устранение неприятной ситуации) и «обусловленной побуждением» (действия, предпринимаемые с целью достижения различных внешних выгод). Dodge и Coie (1987) предложили понятия реактивной и проактивной агрессии. Первая предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу, а вторая, - как инструментальная порождает поведение, направленное на получение определенного позитивного результата. Хекхаузен Х. (1986) различает реактивную и спонтанную агрессию. Feshbach S. (1964, 1970) различает экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессии, исключая непреднамеренную агрессию. Экспрессивную агрессию он представляет как непроизвольный, нецеленаправленный, быстро прерывающийся взрыв гнева и ярости. При этом сам источник агрессии не обязательно и не всегда подвергается нападению. К враждебной агрессии автор относит те случаи, где преследуется цель нанесение вреда другому. В то время как инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а сама агрессия является всего лишь средством. Некоторыми авторами агрессивность рассматривается в трех измерениях: агрессивность как нормальная реакция, агрессивность как функциональная реакция и агрессивность как реакция насилия (Jansen G., 1997). Критически анализируя соответствующую литературу, Vitello B. и Soft D.M.(1997) выделили две подгруппы агрессии – импульсивно-реактивно-жестоко-аффективная и контролировано проактивно-инструментально-хищная.

     Tadeschi J.T. и соавторы (1974) рассматривают  агрессию настолько широко, что  оно сливается у них с понятием  власти. Авторы пишут, что «действие может быть отнесено к категории агрессивных при следующих условиях: 1) действие включает в себя ограничение возможностей другого путем принуждения и наказания»; 2) наблюдатель воспринимает действие как преднамеренное нанесение ущерба интересам; иными словами, как злонамеренное или эгоистическое; 3) действие представляется наблюдателю как противоречащее нормам и антизаконное.

     Конечно, по форме можно признать и согласиться  с автором по поводу подобной интерпретации  агрессии, хотя следует не забывать, что мотивационные цели «власти» и «агрессии» совершенно разные.

     Все перечисленные выше исследователи  подчеркивают ситуационную обусловленность  агрессивного поведения.

Информация о работе Методы исследования уровня агрессивности