Методы исследования практического интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ методов исследования практического интеллекта.
Объект исследования – практический интеллект.
Предмет исследования – методы исследования практического интеллекта.
Задачи исследования:
1. Сделать обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных исследованиям практического интеллекта.
2. Проанализировать не экспериментальные психологические методы исследования.
3. Проанализировать диагностические методы психологического исследования.
4. Проанализировать экспериментальные методы психологического исследования.
5. Проанализировать формирующие методы психологического исследования.
6. Проанализировать методы исследования практического интеллекта.
7. Рассмотреть проблемы психодиагностики практического интеллекта.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема практического интеллекта в психологической литературе…………….5
1.1. Понятие практического интеллекта в психологической литературе………………….....5
1.2. Зарубежные и отечественные исследования практического интеллекта………………..7 1.2.1. Практический интеллект Р. Стернберга………………………………………………..13
1.3. Интеллект как предикатор жизненных достижений ……………………………………16
Глава 2. Методы исследования практического интеллекта………………………………...21
2.1. Классификация методов психологического исследования …………………………….21
2.1.1. Не экспериментальные психологические методы исследования…………………….22
2.1.2. Диагностические методы психологического исследования…………………………..27
2.1.3. Экспериментальные методы психологического исследования……………………...29
2.1.4. Формирующие методы психологического исследования……………………………..31
2.2. Методы исследования практического интеллекта……………………………………....34
2.2.1. Тесты интеллекта как метод непрямого измерения практического интеллекта…….34
2.2.2. Тест измерения социального интеллекта Дж. Гилфорда и М.Салливена……………37
2.2.3. Методы исследования практического интеллекта Р. Стернберга……………………39
Заключение…………………………………………………………………………………… .41
Выводы………………………………………………………………………………………….43
Литература………………………………………………………………………………………46
Приложение……………………………………………………………………………………..50

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3 кур.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО «Пермский  государственный  университет» 

Кафедра психологии развития 
 
 
 

Методы  исследования практического  интеллекта 
 

                                   
 
 

                                                     Курсовая работа студентки 3 курса                                             

                                                               философско-социологического  факультета специальности  «Психология»                                                                                                                         Емельянова Е.В.

 

                            Научный руководитель: к.п.н.,

старший преподаватель

кафедры психологии развития,

Дудорова  Е.В. 

Пермь, 2009

Содержание. 

Ведение…………………………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Проблема практического интеллекта в психологической литературе…………….5 

1.1. Понятие практического интеллекта в психологической литературе………………….....5

1.2. Зарубежные и отечественные исследования практического интеллекта………………..7                  1.2.1. Практический интеллект Р. Стернберга………………………………………………..13

1.3. Интеллект как предикатор жизненных достижений ……………………………………16 

Глава 2. Методы исследования практического  интеллекта………………………………...21 

2.1. Классификация  методов психологического исследования …………………………….21

2.1.1. Не экспериментальные психологические методы исследования…………………….22

2.1.2. Диагностические методы психологического исследования…………………………..27

2.1.3. Экспериментальные методы психологического исследования……………………...29

2.1.4. Формирующие методы психологического исследования……………………………..31

2.2. Методы исследования практического интеллекта……………………………………....34

2.2.1. Тесты интеллекта как метод непрямого измерения практического интеллекта…….34

2.2.2. Тест измерения социального интеллекта Дж. Гилфорда и М.Салливена……………37

2.2.3. Методы исследования практического интеллекта Р. Стернберга……………………39 

Заключение……………………………………………………………………………………  .41  
 

Выводы………………………………………………………………………………………….43  
 

Литература………………………………………………………………………………………46 

Приложение……………………………………………………………………………………..50 
 
 
 

    Введение

Появляющаяся  литература, посвященная вопросам практического  интеллекта и подобных ему конструктов, например таких, как социальный и эмоциональный интеллект, является ответом на призыв Мак-Клеланда найти новые методы для оценки практических способностей. Семьдесят лет назад редакторы журнала Journal of Educational Psychology провели симпозиум, на котором выдающихся теоретиков в области психологии просили описать, как они представляют себе интеллект и какие этапы в его изучении наиболее важны в перспективе. Подобным же образом Стернберг и Деттерман (Sternberg & Det-terman, 1986) поставили аналогичные вопросы перед современными ведущими теоретиками. Сравнительный анализ ответов двух групп ученых показал, что теперь в первую очередь их интересуют практические стороны интеллекта (Sternberg & Berg, 1986). Например, из 42 важнейших этапов перспективных исследований, которые были названы этими теоретиками, изучение вопроса о проявлении интеллекта в реальной жизни упоминалось чаще всего. Таким образом, сегодня развитие науки проявило еще один, ранее не очень заметный аспект интеллекта - его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах деятельности. Об этом свидетельствует частое рассмотрение проблемы связи интеллекта с профессиональной успешностью, с успешностью в обучении такими исследователями как Р.Стернберг (1985,1997), Вагнер (1987,1994), Г.Айзенк (1985), В.Н Дружинин (2004), Д.В. Ушаков(2003), М.А Холодная(2001). В своих работах авторы делают больший акцент на создание такого инструмента, благодаря которому можно было бы выявить данные способности с последующей возможностью прогнозирования успешности выполнения той или иной деятельности человеком в определенной профессиональной области.

  Актуальность темы. Р.Дж. Стернберг один из первых, кто сделал акцент на том, что многие люди делают успехи в своей профессии не благодаря тем академическим знаниям, которым их обучали в школах и институтах. В основе их успеха лежат совершенно другие знания и способности. В последние два десятилетия отечественная психологическая наука проявляет особый интерес к исследованию практического интеллекта, проводится много исследований, в которых изучают те способностей, которые обуславливают успешное выполнение людьми определенной деятельности. Это исследования творческих способностей и интеллекта (В.Н Дружинин,2002; М.А Холодная М.А ,2002; Д.В. Ушаков,2000),  интеллекта и спортивных достижений (Т.Т.Джамгаров,1984; В.И. Румянцева ,1985), креативности и интеллекта (Е.Л.Григоренко, Д.Б Богоявленская, 2004), исследования интеллекта и успешности обучения (Д.В. Ушаков,2004; В.Н Дружинин,2001,2002), интеллекта и адаптации (С.С. Белова, Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков,2006). Однако до сих пор нет отечественных исследований, специально направленных на изучение природы практического интеллекта, нет согласия относительно определения   практического интеллекта, имеются методические трудности его диагностики.  Таким образом, проблема практического интеллекта в отечественных исследованиях является недостаточно разработанной, как эмпирически, так и методически (Ушаков,2003; Холодная, 2001; Дружинин, 2004) и поэтому нуждается в дополнительных исследованиях.

      Цель исследования – анализ методов исследования  практического  интеллекта. 

Объект исследования – практический  интеллект. 

Предмет исследования – методы исследования  практического  интеллекта. 

Задачи исследования: 

1. Сделать  обзор отечественных и зарубежных  работ, посвященных  исследованиям практического интеллекта.

2. Проанализировать не экспериментальные психологические методы исследования.

3. Проанализировать диагностические методы психологического исследования.

4. Проанализировать экспериментальные методы психологического исследования.

5. Проанализировать формирующие методы психологического исследования.

6. Проанализировать методы исследования практического интеллекта.

7. Рассмотреть проблемы психодиагностики практического интеллекта.

  

       Научная новизна исследования. Научная новизна работы выражается в комплексном анализе современных отечественных и зарубежных исследований, работ в области практического интеллекта, анализе методических аспектов, достоинств и ограничений диагностики практического интеллекта. 

ГЛАВА 1. Проблема  практического интеллекта в психологической литературе

В первой главе рассматривается современное  понятие практического интеллекта, рассматривается известные в настоящее время теоретические подходы в его исследовании. Показана роль практического интеллекта в жизненных достижениях человека.

1.1. Понятие практического интеллекта в психологической литературе 

       Практический, или повседневный, интеллект отличается от того типа интеллекта, который ассоциируется с академическими достижениями (Neisser, 1976,1979). В своей повседневной жизни мы, так или иначе, ощущаем это различие. Мы видим людей, хорошо учившихся в школе, но имеющих проблемы на работе, и тех, кто очень плохо учился, но с успехом продвигался по служебной лестнице. Мы встречаем людей, которые имеют высокие результаты при тестировании интеллекта, но неспособны к социальному взаимодействию. И есть люди с низкими интеллектуальными показателями, которые могут легко вступать в контакт практически с любым человеком. Даже непрофессионал легко поймет разницу между академическим (книжным складом ума) и практическим интеллектом («житейским», или обычным, складом ума). Эта разница подтверждается соответствующими исследованиями в рамках имплицитных теорий интеллекта, которыми интересуются как любители, так и профессионалы.

        Различие между академическим и практическим интеллектом обусловлено множеством причин. Большая их часть определяется явной разницей проблем, с которыми сталкивается академический и практический интеллект.    Американские исследователи интеллекта давно обратили внимание на то, что высокий показатель IQ (академического интеллекта) выпускников университетов и колледжей не коррелирует с их жизненным успехом. Ученики и выпускники колледжей, имеющие высокий уровень академического интеллекта, далеко не всегда становятся

квалифицированными  специалистами, способными осваивать  новый опыт и успешно выстраивать карьеру и личную жизнь, у них наблюдаются трудности в межличностном взаимодействии ( Goleman, 1998; Salovey, Mayer, 1990; и др.).

        Поэтому практический интеллект  зарубежные психологи чаще всего  связывают с житейскими ситуациями. Так как в этих ситуациях   часто возникают проблемы общения, управления, социального приспособления. Иначе говоря, индивидам приходится решать задачи социально-практического характера, вследствие чего интеллект, используемый в них, часто называют социальным. Лица с высоким практическим интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

      Тем самым высокий практический интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Уровень развития практического интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким практическим интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.  Таким образом, практический интеллект  является профессионально важным качеством для профессий типа "человек - человек", что  позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

       Таким образом, определение  практического интеллекта можно представить в следующей формулировке: практический интеллект – это умение ориентироваться в социуме, ладить с людьми и решать задачи прикладного, реального свойства, люди с развитым практически интеллектом умеют хорошо понимать поведение других и собственные мотивы, быстро умеют налаживать контакты с окружающими, умеют добиваться поставленных целей и в своей деятельности  нацелены на результат (Р.Стернберг1997). 

1.2. Зарубежные и отечественные  подходы к исследованию  практического интеллекта

           Большинство зарубежных психологов обратились к проблеме определения и диагностики практического интеллекта после эмпирических попыток найти характеристики общего интеллекта, некоего g-фактора, лежащего в основе всех достижений индивидов. Эти попытки закончились неудачей, разочарованием в возможностях интеллектуальных тестов предсказывать правильное "интеллектуальное" выполнение разнообразных типов задач, обычно включаемых в тест (Bohman,1980). Обнаружилось, что одни люди лучше решают одни типы задач, другие предпочитают выполнять иные типы заданий. Было высказано положение о том, что интеллект состоит из разных когнитивных способностей.

Информация о работе Методы исследования практического интеллекта