Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

курсовая3 Никитин.doc

— 3.19 Мб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

 

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5

1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17

1.3. Методы исследования особенностей  детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

 

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

 

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей  детей  дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30

       2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30

       2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей  детей  дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32

2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38

2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста  с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47

Заключение……………………………………………………………………...53

Список литературы…………………………………………………………….56

Приложение……………………………………………………………………..64

 

 

 

Введение

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью обусловлена тем, что данный синдром одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в старшем дошкольном возрасте.

Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности существенно влияют на развитие ребенка, его воспитание, социальную адаптацию.

Ранние диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности должны быть ориентированы на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Родители при обращении за психологической помощью сталкиваются с трудностями в связи с нехваткой специалистов в этой области, которые способны оказать эффективную и целенаправленную помощь. Дефицит специ­алистов связан с дефицитом надежных, научно обоснован­ных методов психологической работы, прошедших проверку на эффективность в соответствии с современными критериями доказательности.

Накопленный исследователями опыт говорит не только о дефиците методов психологической работы, но и об отсутствии единого мнения о факторах, ведущих к возникновению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об отсутствии единого названия для данного патологического синдрома.

Концептуальные вопросы в названии синдрома дефицита внимания и гиперактивности (авторы использовались наиболее часто встречающиеся признаки заболевания: гиперактивность, невнимательность, статикомоторная недостаточность) изучали В.Д. Трошин, И.В. Крук, Б.В. Лебедев, В.И. Фрейдков, Ю.И. Барашнев, Д. Маттнер. Современные направления развивающей и коррекционной работы изучают А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, Я.Л. Обухов, А.Л. Сиротюк. Особенности развития внимания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в разное время изучали ряд ученых Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Ю.С. Шевченко.

  Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.

Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.

          Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

-         проанализировать специальную литературу;

-         дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;

-         изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;

-         составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;

-         экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;

-         опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

          Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

-         изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

-         констатирующий этап эксперимента.

Для реализации исследования использовались методики: «Запомни и расставь точки», «Переплетённые линии», «Найди и вычеркни», «Проставь значки»,  «Найди отличия».

          Экспериментальной базой является «МДОУ №115 компенсирующего вида г. Тула». Выборку составили 10 человек, из них 7 девочек и 3 мальчика в возрасте 6 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблемы исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.           Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе около 150 лет назад. Немецкий врач Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребёнка, назвав его «непоседа Фил». Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов, психиатров.

В 1902 году ей посвящена довольно большая статья в журнале «Lancet». Информации о большом количестве детей, поведение которых выходит за рамки привычных норм, стали появляться после эпидемии летаргического энцефалита Экономо. Это заставило более пристально изучить связь: поведение ребёнка в среде и функции его мозга. С тех пор было сделано множество попыток объяснить причину, а также предлагались различные способы лечения детей, у которых наблюдались импульсивность и двигательная расторможенность, отсутствие внимания, возбудимость, неуправляемость поведения [25].

Так, в 1938 году доктор Левин после длительных наблюдений пришёл к неожиданному выводу, что причиной тяжёлых форм двигательного беспокойства является органическое поражение мозга, а в основе лёгких форм лежит неправильное поведение родителей, их нечуткость и нарушение взаимопонимания с детьми. К середине 1950-х годов появляется термин «гипердинамический синдром», и врачи всё с большей уверенностью начинают говорить о том, что основная причина заболевания – последствия ранних органических поражений головного мозга [25].

В англо-американской литературе в 1970-е годы уже чётко звучит определение «минимальная мозговая дисфункция». Его применяют к детям с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющим нормальный уровень интеллекта и лёгкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций. Для уточнения границ данной патологии в США была создана специальная комиссия, предложившая следующее определение минимальной мозговой дисфункции: данный термин относится к детям со средним уровнем интеллекта, с нарушениями в обучении или в поведении, которые сочетаются с патологией центральной нервной системы.

Несмотря на усилия комиссии, единого мнения в понятиях по-прежнему не было.

Детей с подобными нарушениями стали делить на две диагностические категории:

1) дети с нарушением активности и внимания;

2) дети со специфическими расстройствами обучаемости.

К последним относятся дисграфия (изолированное расстройство правописания), дислексия (изолированное расстройство чтения), дискалькулия (расстройство счёта), а также смешанное расстройство школьных навыков.

В 1966 году С.Д. Клементc дал следующее определение этого заболевания у детей: «Заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальным уровнем, с нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций». По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетических отклонений, биохимических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервной системы или других органических причин неизвестного происхождения [25, с. 11].

В 1968 году появился ещё один термин: «гипердинамический синдром детского возраста». Термин был принят в Международной классификации болезней, но скоро ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания» и, наконец, «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)».

В СССР применялся термин «задержка психического развития» (Певзнер М.С.), с 1975 года появлялись публикации с использованием терминов «парциональная мозговая дисфункция», «легкая дисфункция мозга» (Журба Л.Т.) и «гиперактивный ребенок» (Исаев Д.Н.), «нарушение развития», «неправильное созревание» (Ковалев В.В.), «синдром двигательной расторможенности», а позднее – «гипердинамический синдром» (Личко А.Е., Ковалев В.В.). Большинство психологов использовали термин «двигательное нарушение восприятия» (Запорожец А.В.) [63].

Существуют и могут встретиться у некоторых авторов такие определения, как «минимальная мозговая дисфункция» (ММД).

Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова в своих исследованиях употребили термин ММД для обозначения состояний непроградиентного характера (когда отсутствуют усугубления первичного нарушения) с наличием легких, минимальных повреждений мозга на ранних этапах развития (до 3 лет) и проявляющихся в парциональных (неравномерно развивающихся) или общих нарушениях психической деятельности за исключением общего интеллектуального недоразвития. Авторы выявили наиболее характерные нарушения в виде своеобразной моторной недостаточности, нарушений речи, восприятия, поведения, специфических трудностей обучения [45].

Автор 3. Тржесоглава предлагает рассматривать ММД со стороны органических и функциональных нарушений. Он употребляет термины «легкая детская энцефалопатия», «легкое повреждение мозга» с позиций органического подхода, а термины «гиперкинетический ребенок», «синдром повышенной возбудимости», «синдром дефицита внимания» и другие – с позиции клинического с учетом проявлений ММД или наиболее выраженного функционального дефицита [74].

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок-ответственности» за данную проблему – ретикулярная формация (скопление нейронов, окруженное нервными волокнами). Этот отдел центральной нервной системы «отвечает» за человеческую энергию, двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен.

Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом [31].

В зарубежной науке, преимущественно американской, особое внимание было уделено также когнитивному компоненту – нарушениям внимания. Был выделен особый синдром – дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ). Многолетнее изучение этого синдрома позволило выявить его чрезвычайно широкую распространенность (наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте, по некоторым сведениям им страдают от 2 до 9,5% детей школьного возраста во всем мире), а также уточнить данные о причинах его возникновения [25].

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Определяющую роль в формировании современной концепции СДВГ сыграли работы канадской исследовательницы когнитивистской ориентации В. Дуглас, впервые в 1972 г. рассмотревшей дефицит внимания с аномально коротким периодом его удерживания на каком-либо объекте или действии в качестве первичного дефекта при СДВГ. При уточнении ключевых характеристик СДВГ Дуглас в своих последующих работах наряду с такими типичными проявлениями этого синдрома, как дефицит внимания, импульсивность моторных и вербальных реакций и гиперактивность, отметила необходимость существенно большего, чем в норме, подкрепления для выработки поведенческих навыков у детей с СДВГ. Одной из первых она пришла к выводу о том, что СДВГ обусловливается общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне реакции психической деятельности, но отнюдь не элементарными расстройствами восприятия, внимания и двигательных реакций. Работы Дуглас и послужили основанием для введения в 1980г. в классификации Американской психиатрической ассоциации и затем в классификации МКБ 10 (1994) диагностического термина «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Согласно самой современной теории, дисфункция лобных структур может быть обусловлена нарушениями на уровне нейромедиаторных систем. Становится всё более очевидно, что основные изыскания в данной области относятся к компетенции нейрофизиологии и нейропсихологии [53].

Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста