Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа
Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.
Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.
I Раздел «Методики изучения эмоциональной сферы»
1. Методики, направленные на выявление страхов:
- Методика “Незаконченные предложения”……………………………………………4
- Методика диагностики детских страхов (Захаров)…………………………………..6
2. Методики, направленные на выявление тревожности:
- Тест-опросник Спилбергера-Ханина…………………………………………………9
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)…………………………………..13
- Тест изучения школьной тревожности Филллипса…………………………………18
3. Методики, направленные на выявление депрессии:
- Шкала самооценки депрессии Цунга………………………………………………...25
4. Методики, направленные на выявление неврозов:
- Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”…28
5. Методики, направленные на выявление агрессии:
- Опросник “Баса - Дарки”……………………………………………………………..30
- Методика “Несуществующее животное”……………………………………………35
6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”……………………………………………………………………….44
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге………………………………………………………………………………………49
7. Методики, направленные на диагностику эмоций:
- Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)…………………………………………………………………………………….52
- Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард……………………………………54
- Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности…56
II Раздел «Методики изучения волевой сферы»:
1. Методики, направленные на изучение темперамента:
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)…...58
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)……..67
- Тест Стреляу…………………………………………………………………………..72
- Методика Айзенка «EPI»……………………………………………………………..81
- Методика Айзенка «EPQ»……………………………………………………………86
- Протокол наблюдения ………………………………………………………………..99
Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”
Цель: данный опросник может быть использован с целью оценки невротической симптоматики у ребенка родителями, педагогом или психологом.
Описание: Этот опросник содержит утверждения, описывающие невротический тип личностного реагирования детей.
Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».
Количественный анализ: Подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации:
- если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно;
- если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время;
- если набрано от 10 до 15 баллов,
то нервное расстройство не
обязательно достигающее
- если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка;
- если набрано до 5
баллов, то отклонения несущественны
или являются выражением
Качественный анализ: интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:
- сомато – вегетативные: 12, 14, 15;
- эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
- самооценочные проблемы: 11, 13.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________
Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».
Утверждения |
Интенсив- ное |
Встречается периодически |
Отсутствует |
1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу |
2 |
1 |
0 |
2.Чуть, что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться |
2 |
1 |
0 |
3.Капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть |
2 |
1 |
0 |
4.Более чем часто обижается, “дуется”, не переносит никаких замечаний |
2 |
1 |
0 |
5.Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно |
2 |
1 |
0 |
6.Все больше грустит и печалится без видимой причины |
2 |
1 |
0 |
7.Как и впервые годы снова сосет соску, палец, все вертит в руках |
2 |
1 |
0 |
8.Во время тихого часа (ночного сна) долго не засыпает без присутствия рядом воспитателя (родителя), беспокойно спит, просыпается, не может сразу придти в себя после сна. |
2 |
1 |
0 |
9.Становится повышенно возбужденным, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий |
2 |
1 |
0 |
10.Появляется выраженные страхи, опасения, боязливость любых новых, неизвестных или ответственных ситуаций |
2 |
1 |
0 |
11.Нарастает неуверенность в себе, нерешимость в действиях и поступках |
2 |
1 |
0 |
12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время |
2 |
1 |
0 |
13.Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя |
2 |
1 |
0 |
14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи |
2 |
1 |
0 |
15.Снижается аппетит, часто подолгу болеет, повышается без причины температура, часто пропускает детский сад |
2 |
1 |
0 |
Опросник “Баса - Дарки”
Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии. Может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Описание: Этот опросник состоит из 75 утверждений
Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет”.
Количественный анализ: ответы оцениваются по 8 шкалам в соответствии со специальным ключем:
индекс агрессивности
индекс враждебности
Качественный анализ: анализируется общие показатели. Предпочтительнее анализировать соотнесение (агрессивность и враждебность), в результате анализируется профиль параметров агрессивности:
- наиболее выраженная у субъекта;
- сочетания, которые они образуют;
- высок показатель аутоагрессии.
Анализ и интерпретация результатов тестирования: На основе полученных ответов на тест выявляются проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть выделены следующие виды реакций испытуемого.
Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1, 2, 7 — как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакции "Раздражение", "Негативизм" и "Чувство вины" (3, 4, 8), без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.
Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов:
Вид реакции |
"Да" — 1 балл, "Нет" — 0 баллов |
"Нет" - 1 балл, "Да" - 0 баллов |
Номинальная сумма баллов |
Сумма баллов, набранная испытуемым |
Физическая агрессия |
1,25,33,41, 48, 55, 62, 68 |
9,17 |
4—6 |
|
Косвенная агрессия |
2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 |
26,49 |
4—5 |
|
Раздражение |
3, 19,27,43, 50, 57, 64, 72 |
11,35,69 |
4—6 |
|
Негативизм |
4, 12,20,28 |
36 |
2—3 |
|
Обида |
5, 13,21,29, 37,44,51, 58 |
4—5 |
||
Подозрительность |
6, 14,22,30, 38, 45, 52, 59 |
65,70 |
4—6 |
|
Вербальная агрессия |
7, 15,23,31, 46, 53, 60, 71,73 |
39, 66, 74,75 |
4—6 |
|
Чувство вины |
8, 16,24,32, 40, 47, 54, 61,67 |
4—5 |
Известно, что каждая личность должна обладать определенной степенью враждебности—агрессивности. Норма такой оценки по каждому из видов реакций испытуемого зафиксирована в колонке "Номинальная сумма баллов по видам реакций". Так по реакциям "Физическая агрессия", "Раздражение", "Подозрительность", "Вербальная агрессия" нормой считается номинальная сумма 4-6 баллов. Для других типов реакций этот показатель несколько ниже.
В случае если сумма баллов
по отдельным видам реакций
Если же сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого превышает номинал, то это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________
Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов ответов нет”.
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
|
да |
нет |
Методика “Несуществующее животное”
Цель: диагностика личностных особенностей.
Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.
Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием".
Психолог отмечает все реакции:
- вербальные;
- невербальные;
- стирания и к чему они приводят;
- порядок рисования объектов, наличие пауз.
По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).
Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.
Анализ данных проводится путем интерпритации рисунка и особенности рассказа.
Признаки агрессии на рисунке:
- острые импульсивные линии, сильный нажим;
- общий характер агрессивный, нападающий;
- наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.)
- вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь)
Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии.
Признаки агрессии в рассказе:
- злой характер;
- питается животными, людьми;
- очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая;
- удаленное место жительства;
- одиночество животного.
Интерпретация.
Общие замечания.