Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа
Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.
Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.
I Раздел «Методики изучения эмоциональной сферы»
1. Методики, направленные на выявление страхов:
- Методика “Незаконченные предложения”……………………………………………4
- Методика диагностики детских страхов (Захаров)…………………………………..6
2. Методики, направленные на выявление тревожности:
- Тест-опросник Спилбергера-Ханина…………………………………………………9
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)…………………………………..13
- Тест изучения школьной тревожности Филллипса…………………………………18
3. Методики, направленные на выявление депрессии:
- Шкала самооценки депрессии Цунга………………………………………………...25
4. Методики, направленные на выявление неврозов:
- Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”…28
5. Методики, направленные на выявление агрессии:
- Опросник “Баса - Дарки”……………………………………………………………..30
- Методика “Несуществующее животное”……………………………………………35
6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”……………………………………………………………………….44
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге………………………………………………………………………………………49
7. Методики, направленные на диагностику эмоций:
- Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)…………………………………………………………………………………….52
- Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард……………………………………54
- Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности…56
II Раздел «Методики изучения волевой сферы»:
1. Методики, направленные на изучение темперамента:
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)…...58
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)……..67
- Тест Стреляу…………………………………………………………………………..72
- Методика Айзенка «EPI»……………………………………………………………..81
- Методика Айзенка «EPQ»……………………………………………………………86
- Протокол наблюдения ………………………………………………………………..99
1. |
─ |
11. |
+ |
21. |
─ |
31. |
─ |
41. |
+ |
51. |
─ |
2. |
─ |
12. |
─ |
22. |
+ |
32. |
─ |
42. |
─ |
52. |
─ |
3. |
─ |
13. |
─ |
23. |
─ |
33. |
─ |
43. |
+ |
53. |
─ |
4. |
─ |
14. |
─ |
24. |
+ |
34. |
─ |
44. |
+ |
54. |
─ |
5. |
─ |
15. |
─ |
25. |
+ |
35. |
+ |
45. |
─ |
55. |
─ |
6. |
─ |
16. |
─ |
26. |
─ |
36. |
+ |
46. |
─ |
56. |
─ |
7. |
─ |
17. |
─ |
27. |
─ |
37. |
─ |
47. |
─ |
57. |
─ |
8. |
─ |
18. |
─ |
28. |
─ |
38. |
+ |
48. |
─ |
58. |
─ |
9. |
─ |
19. |
─ |
29. |
─ |
39. |
+ |
49. |
─ |
||
10. |
─ |
20. |
+ |
30. |
+ |
40. |
─ |
50. |
─ |
Результаты:
1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________
Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.
№ |
Утверждение |
Да |
Нет |
1 |
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? |
||
2 |
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? |
||
3 |
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? |
||
4 |
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? |
||
5 |
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? |
||
6 |
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? |
||
7 |
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? |
||
8 |
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? |
||
9 |
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? |
||
10 |
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? |
||
11 |
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? |
||
12 |
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? |
||
13 |
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? |
||
14 |
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? |
||
15 |
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? |
||
16 |
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? |
||
17 |
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? |
||
18 |
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? |
||
19 |
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе? |
||
20 |
Похож ли ты на своих одноклассников? |
||
21 |
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? |
||
22 |
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? |
||
23 |
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? |
||
24 |
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? |
||
25 |
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? |
||
26 |
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? |
||
27 |
Боишься ли ты временами вступать в спор? |
||
28 |
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? |
||
29 |
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? |
||
30 |
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? |
||
31 |
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? |
||
32 |
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? |
||
33 |
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? |
||
34 |
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? |
||
35 |
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? |
||
36 |
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? |
||
37 |
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? |
||
38 |
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? |
||
39 |
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? |
||
40 |
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? |
||
41 |
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? |
||
42 |
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? |
||
43 |
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? |
||
44 |
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? |
||
45 |
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? |
||
46 |
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? |
||
47 |
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? |
||
48 |
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? |
||
49 |
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? |
||
50 |
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? |
||
51 |
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? |
||
52 |
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? |
||
53 |
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? |
||
53 |
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? |
||
55 |
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? |
||
56 |
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? |
||
57 |
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? |
||
58 |
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? |
Шкала самооценки депрессии Цунга
Цель: самооценка депрессии и интенсивности депрессивных симптомов
Описание: Данный опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Опросник из 20 утверждений, содержащих определенные симптомы депрессии. Представленность этих симптомов нужно оценить по шкале оценок: крайне редко, редко, часто, большую часть времени или постоянно.
Процедура проведения: Испытуемому предлагается бланк теста с утверждениями, которые он должен оценить относительно того, в какой степени утверждения соответствуют его состоянию. Нужный вариант отмечается в бланке тестов.
Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых вам необходимо оценить как крайне редкое, редкое, большую часть времени или постоянное в вашей жизни. В бланке ответов отметьте наиболее подходящий Вам вариант.
Обработка результатов: Общий балл по методике определяющий наличие или отсутствие депрессии рассчитывается по формуле:
где ∑пр. – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
∑обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 5, 6, 11, 12, 16, 17, 18, 20.
Например: у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 – ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т.д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
Необходима интерпретация каждой характеристики, каких симптомов больше, в чем они выражаются. Важно учитывать искренность ответов, нет ли склонности к симуляции или диссимуляции.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________
Инструкция: “Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых вам необходимо оценить как крайне редкое, редкое, большую часть времени или постоянное в вашей жизни. В бланке ответов отметьте наиболее подходящий Вам вариант”.
Текст опросника |
Крайне редко (1) |
Редко (2) |
Часто (3) |
Постоян- но (4) |
1. Я чувствую угнетенность, подавленность. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Я лучше всего чувствую себя утром. |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Я много плачу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Я плохо сплю ночью. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Я ем столько же, сколько и раньше. |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Я получаю удовольствие от
того, что нахожусь среди |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Я заметно теряю в весе. |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Меня беспокоят запоры. |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Мое сердце бьется чаще, чем обычно. |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Я чувствую усталость без видимой причины. |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. Я мыслю так же четко, как и раньше. |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Мне легко выполнять привычную работу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. Я беспокоен и не нахожу себе место. |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Я полон светлых надежд на будущее. |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Я более раздражен, чем раньше. |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Мне легко принимать решения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. Я чувствую, что полезен и нужен людям. |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. Я живу полной и интересной жизнью. |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Я считаю, что другим было бы лучше, если бы я умер. |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. Я по-прежнему получаю |
1 |
2 |
3 |
4 |