Методики изучения волевой сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.
Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Содержание

I Раздел «Методики изучения эмоциональной сферы»
1. Методики, направленные на выявление страхов:
- Методика “Незаконченные предложения”……………………………………………4
- Методика диагностики детских страхов (Захаров)…………………………………..6
2. Методики, направленные на выявление тревожности:
- Тест-опросник Спилбергера-Ханина…………………………………………………9
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)…………………………………..13
- Тест изучения школьной тревожности Филллипса…………………………………18
3. Методики, направленные на выявление депрессии:
- Шкала самооценки депрессии Цунга………………………………………………...25
4. Методики, направленные на выявление неврозов:
- Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”…28
5. Методики, направленные на выявление агрессии:
- Опросник “Баса - Дарки”……………………………………………………………..30
- Методика “Несуществующее животное”……………………………………………35
6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”……………………………………………………………………….44
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге………………………………………………………………………………………49
7. Методики, направленные на диагностику эмоций:
- Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)…………………………………………………………………………………….52
- Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард……………………………………54
- Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности…56



II Раздел «Методики изучения волевой сферы»:
1. Методики, направленные на изучение темперамента:
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)…...58
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)……..67
- Тест Стреляу…………………………………………………………………………..72
- Методика Айзенка «EPI»……………………………………………………………..81
- Методика Айзенка «EPQ»……………………………………………………………86
- Протокол наблюдения ………………………………………………………………..99

Работа содержит 1 файл

эмоционально-волевая сфера.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

 

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.___________________________________    

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

 

 

№ пробы

Порядок выбора

1.

 

2.

 

3.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник  структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова

(взрослый  вариант).

 

Цель: диагностика свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Описание: ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал, 8 шкал содержит по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности) – 9 вопросов.

Процедура проведения: каждому испытуемому предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаясь к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.

Процедура опроса занимает от 1 часа 30минут до 2 часов на одном классе: раздача бланков для ответов на вопросы от 3 до 7 минут, чтение инструкции 6 минут, ответы на уточнение вопросов от 7 до 10 минут, заполнение бланков 1 час 30 минут на один класс.

Инструкция: “Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые приведены ниже. Учитывается только ответы «да» и «нет». Не задумывайтесь над вопросами слишком долго. Неправильных ответов здесь нет. Старайтесь не пропускать вопросы и возвращаться к уже пройденному. Приступайте к работе!”

Обработка данных: проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи к вопросам:

 

Шкала

Номера вопросов

с ответом «Да»

Номера вопросов

 с ответом «Нет» 

Энергичность (ЭР)

4,8,15,22,42,50, 58,64,98,

27,83,103

Социальная энергичность (СЭР)

11,30,57,62,67,78,86

3,34,74,90,105

Пластичность (П)

20,25,35,38,47,66,71,76,101,104

54,59

Социальная  пластичность (СП)

2,9,18,26,45,68,85,99

31,81,87,93

Темп (Т)

1,13,19,33,46,49,55,77

29,43,70,94

Социальный  темп (СТ)

24,37,39,51,72,92

5,10,16,56,96,102

Эмоциональность (ЭМ)

14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97

 

Социальная 

эмоциональность (СЭМ)

6,7,21,36,41,48,53,63,75,80,84,100

 

Контрольные вопросы (К)

32,52,89

12,23,44,65,73,82


 

После того как получены необходимые данные, строится график с осями -  название шкал – по горизонтали (каждый параметр отмечается на данной оси с определенным интервалом), и осью – значения данной шкалы – по вертикали. Где значение ниже 4 это показатель очень слабого проявления данного признака, а значение выше 9 – высокий показатель данного признака. На данном графике отмечаются суммы значений ответов «да» и «нет» по каждому представленному параметру.

В результате получается индивидуальный показатель проявления тех или иных качеств темперамента в виде определенной кривой. По данной кривой строится уже качественный анализ полученных результатов с учетом степени проявления того или иного параметра.

Качественный анализ:

ОСТ содержит следующие  шкалы:

1. Предметная энергичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую  потребность в освоении предметного  мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и  физическому труду, легкость умственного  пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень  тонуса и активации, нежелание умственного  напряжения, низкую вовлеченность в  процесс деятельности.

2. Социальная энергичность. Содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ – коммуникативная энергичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3. Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к  монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность. Содержит вопрос, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ – широкий набор  коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ – трудность  в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. Темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность  действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп. Включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита  речедвигательная система, речевая  медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность. Включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность к неудачам к работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое  беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при  неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в  себе.

8. Социальная эмоциональность. Включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность  в коммуникативной сфере, высокая  чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность  в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. Контрольная шкала. Включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть  лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

Протокол (взрослый вариант)

Инструкция: “Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые приведены ниже. Учитывается только ответы «да» и «нет». Не задумывайтесь над вопросами слишком долго. Неправильных ответов здесь нет. Старайтесь не пропускать вопросы и возвращаться к уже пройденному. Приступайте к работе!”

 

1. Подвижный ли Вы  человек?

2. Всегда ли Вы готовы  сходу, не раздумывая, включиться  в разговор?

3. Предпочитаете ли  Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы  постоянно жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно  медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли Вы  человек?

7. Часто ли Вам не  спится из-за того, что Вы поспорили  с друзьями?

8. В свободное время  Вам хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с  друзьями Ваша речь часто опережает  Вашу мысль?

10. Раздражает ли Вас  быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали бы Вы  себя несчастным человеком, если  бы на длительное время были  лишены возможности общения с  людьми?

12. Вы когда-нибудь  опаздывали на свидание или  на работу?

13. Нравится ли Вам  быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете  неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнять  работу, требующую длительного внимания  и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли Вам  говорить очень быстро?

17. Часто ли Вы испытываете  чувство тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто ли Ваши  мысли перескакивают с одной  на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам  игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли Вы можете  найти другие варианты решения  известной задачи?

21. Испытываете ли Вы  чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли Вы выполняете, ответственную работу?

23. Бывает ли, что Вы  говорите о вещах, в которых  не разбираетесь?

24. Легко ли Вы воспринимаете  быструю речь?

25. Легко ли Вам одновременно  делать очень много дел?

26. Возникают ли у  Вас конфликты с Вашими друзьями  из-за того, что Вы сказали им  что-то, не подумав заранее?

27. Обычно Вы предпочитаете  делать несложные дела, не требующие  от Вас большой энергии?

28. Легко ли Вы расстраиваетесь,  когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29. Любите ли Вы сидячую  работу?

30. Легко ли Вам общаться  с разными людьми?

31. Обычно Вы предпочитаете  подумать, взвесить и лишь потом  высказываетесь?

32. Все ли Ваши привычки  хороши и желательны?

33. Быстры ли у Вас  движения рук?

34. Обычно Вы молчите  и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе  малознакомых людей?

35. Легко ли Вам переключиться  от одного варианта решения  задачи к другому?

36. Склонны ли Вы, иногда  преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких к Вам людей?

37. Разговорчивый ли  Вы человек?

38. Обычно Вам легко  выполнять дело, требующее мгновенных  реакций?

39. Вы обычно говорите  свободно, без запинок?

40. Беспокоят ли Вас  страхи, что Вы не справитесь  с работой?

41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают  на Ваши личные недостатки?

42. Испытываете ли Вы  тягу к напряженной, ответственной  деятельности?

43. Считаете ли Вы  свои движения медленными и  неторопливыми?

44. Бывают ли у Вас  мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45. Можете ли Вы без  долгих раздумий задать щекотливый  вопрос другому человеку?

46. Доставляют ли Вам  удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли Вы «генерируете»  новые идеи, связанные с работой?

48. Сосет ли у Вас  под ложечкой перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать,  что Вы быстро выполняете порученное  Вам дело?

50. Любите ли Вы браться  за большие дела самостоятельно?

51. Богатая ли у Вас  мимика в разговоре?

52. Если Вы обещали  что-то сделать, всегда ли Вы  выполняете свое обещание, независимо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете ли Вы  чувство обиды от того, что  окружающие Вас люди обходятся  с Вами хуже, чем следовало  бы?

54. Обычно Вы предпочитаете  выполнять только одну операцию  одновременно?

55. Любите ли Вы игру в быстром темпе?

56. Много ли в Вашей  речи длительных пауз?

57. Легко ли Вам внести  оживление в компанию?

58. Обычно Вы чувствуете  в себе избыток сил, и Вам  хочется заняться каким-нибудь  другим делом? 

59. Обычно Вам трудно  переключить внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли, что у  Вас надолго портиться настроение  от того, что сорвалось запланированное  Вами дело?

Информация о работе Методики изучения волевой сферы