Методики изучения волевой сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.
Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Содержание

I Раздел «Методики изучения эмоциональной сферы»
1. Методики, направленные на выявление страхов:
- Методика “Незаконченные предложения”……………………………………………4
- Методика диагностики детских страхов (Захаров)…………………………………..6
2. Методики, направленные на выявление тревожности:
- Тест-опросник Спилбергера-Ханина…………………………………………………9
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)…………………………………..13
- Тест изучения школьной тревожности Филллипса…………………………………18
3. Методики, направленные на выявление депрессии:
- Шкала самооценки депрессии Цунга………………………………………………...25
4. Методики, направленные на выявление неврозов:
- Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”…28
5. Методики, направленные на выявление агрессии:
- Опросник “Баса - Дарки”……………………………………………………………..30
- Методика “Несуществующее животное”……………………………………………35
6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”……………………………………………………………………….44
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге………………………………………………………………………………………49
7. Методики, направленные на диагностику эмоций:
- Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)…………………………………………………………………………………….52
- Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард……………………………………54
- Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности…56



II Раздел «Методики изучения волевой сферы»:
1. Методики, направленные на изучение темперамента:
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)…...58
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)……..67
- Тест Стреляу…………………………………………………………………………..72
- Методика Айзенка «EPI»……………………………………………………………..81
- Методика Айзенка «EPQ»……………………………………………………………86
- Протокол наблюдения ………………………………………………………………..99

Работа содержит 1 файл

эмоционально-волевая сфера.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест Стреляу

 

Цель: предназначен для определения типов темперамента

Инструкция: «Вам будут предложены вопросы об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов плохих или хороших. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечайте «да», «нет», «не знаю». Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте»!

Интерпретация теста: Оценка каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности, производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ испытуемого совпадает с кодом, то он оценивается в 2 балла, если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку. Ответ «не знаю» оценивается в 1 балл.

Код

1. Сила  процессов возбуждения

«Да»– 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

«Нет»–47, 51, 107, 123.

2. Сила процессов торможения

«Да»– 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

«Нет» – 18, 34, 36, 59, 67, 128.

3. Подвижность нервных процессов

«Да»– 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131.

«Нет»–25, 57, 63.

Заключение: сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности.

Уравновешенность по силе: Р = сила по возбуждению/сила по торможению.

Чем ближе к единице, тем более высока уравновешенность.

Меньше 1 - неуравновешенность в сторону возбуждения,

больше 1 - неуравновешенность в сторону торможения.

 

САНГВИНИК - СУП (сильный уравновешенный подвижный),

 ХОЛЕРИК  -СНП (сильный неуравновешенный подвижный),

ФЛЕГМАТИК - СУИ (сильный уравновешенный инертный),

МЕЛАНХОЛИК - Сл (слабый).

 

 

Протокол

Инструкция: «Вам будут предложены вопросы об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов плохих или хороших. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечайте «да», «нет», «не знаю». Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте»!

 

  1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?
  2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?
  3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после продолжительной работы?
  4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?
  5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов?
  6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (отпуска, каникул)?
  7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталости?
  8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ожидать ее окончания?
  9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?
  10. Умеете ли хранить тайну, если Вас об этом попросят?
  11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев?
  12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонятное?
  13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения?
  14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?
  15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?
  16. Можете ли вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства?
  17. Ведете ли Вы себя так же, как обычно, в присутствии незнакомых людей?
  18. Трудно ли Вам сдержать злость и раздражение?
  19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?
  20. Умеете ли Вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
  21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ?
  22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение?
  23. Способны ли Вы переносить неудачи?
  24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите ли Вы так же свободно, как обычно?
  25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня?
  26. Есть ли у Вас на все готовый ответ?
  27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение?
  28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?
  29. Обладаете ли Вы быстрой реакцией?
  30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру к походке или манере людей более медлительных?
  31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?
  32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?
  33. Легко ли Вам испортить настроение?
  34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?
  35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим?
  36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?
  37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером?
  38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела?
  39. Если Вы читаете какой-либо тест, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений автора?
  40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
  41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо о том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?
  42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
  43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?
  44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?
  45. Можете ли Вы работать и ночью, после того, как работали весь день?
  46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?
  47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?
  48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют?
  49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?
  50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции?
  51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке?
  52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду в глаза?
  53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встречи с начальником?
  54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?
  55. Нравятся ли Вам частые перемены и разнообразия?
  56. Восстанавливаете ли полностью свои силы после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа?
  57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени?
  58. Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?
  59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начнете говорить сами?
  60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?
  61. Способны ли Вы к напряженной работе, учебе?
  62. Можете ли Вы удержаться от неуместных замечаний?
  63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях?
  64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?
  65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение?
  66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся вам препятствия?
  67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?
  68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково?
  69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательства в общественных местах?
  70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений, жестикуляции?
  71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?
  72. Нравится ли Вам занятие (работа), требующая большого усилия (больших усилий)?
  73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?
  74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений?
  75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?
  76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения?
  77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, пока закончат свою работу другие?
  78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как наблюдали (стали свидетелем) какого-то неприятного события?
  79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?
  80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?
  81. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова и т.д.?
  82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?
  83. Может ли работа изменить Ваше настроение?
  84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, если Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас?
  85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?
  86. Быстро ли Вы говорите обычно?
  87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?
  88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов?
  89. Терпеливы ли Вы?
  90. Можете ли приспособиться к ритму работы человека, более медлительного, чем Вы?
  91. Можете ли Вы планировать свои занятия, чтобы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел?
  92. Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние?
  93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?
  94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?
  95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?
  96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает?
  97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях?
  98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой незнакомой компании?
  99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?
  100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других людей?
  101. Нравится ли Вам часто менять вид занятий?
  102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь «из ряда вон выходящее»?
  103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих ситуациях?
  104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?
  105. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам кажется, что Вы правы?
  106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленности)?
  107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного умственного утомления?
  108. В состоянии ли Вы спокойно, долго ждать, например, в очереди?
  109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?
  110. Можете ли Вы спокойно аргументировать высказывания во время бурного разговора?
  111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию?
  112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом не просят?
  113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
  114. Умеете ли Вы интенсивно работать?
  115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха?
  116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?
  117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае?
  118. Присутствуя на спортивных соревнованиях и т.п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?
  119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми?
  120. Владеете ли Вы мимикой?
  121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений?
  122. Считаете ли Вы себя смелым человеком?
  123. Прерывается ли у Вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуации?
  124. Можете ли Вы преодолеть обескураженность, нежелание работать в момент неудачи?
  125. В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом просят?
  126. В состоянии ли Вы подавить веселье, если это может кого-либо задеть?
  127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?
  128. Легко ли Вы выходите из равновесия?
  129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязательные в вашей среде правила поведения?
  130. Нравится ли Вам выступать публично?
  131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительного подготовительного периода?
  132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя своей жизнью?
  133. Энергичны ли Ваши движения?
  134. Охотно ли Вы исполняете ответственную работу?

 

 

 

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.___________________________________    

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

Да

Нет

Не 

знаю

Да

 Нет

Не 

знаю

Да

 Нет

Не 

знаю

Да

 Нет

Не 

знаю

1

     

44

     

82

     

122

     

2

     

45

     

83

     

123

     

3

     

46

     

84

     

124

     

4

     

47

     

85

     

125

     

5

     

48

     

86

     

126

     

6

     

49

     

87

     

127

     

7

     

50

     

88

     

128

     

8

     

51

     

89

     

129

     

9

     

52

     

90

     

130

     

10

     

53

     

91

     

131

     

11

     

54

     

92

     

132

     

12

     

55

     

93

     

133

     

13

     

56

     

94

     

134

     

14

     

57

     

95

             

15

     

58

     

96

             

16

     

59

     

97

             

17

     

60

     

98

             

18

     

61

     

99

             

19

     

62

     

100

             

20

     

63

     

101

             

21

     

64

     

102

             

22

     

65

     

103

             

23

     

66

     

104

             

24

     

67

     

105

             

25

     

68

     

106

             

26

     

69

     

107

             

27

     

71

     

108

             

28

     

72

     

109

             

29

     

73

     

110

             

30

     

74

     

111

             

31

     

75

     

112

             

32

     

76

     

113

             

33

     

71

     

114

             

34

     

72

     

115

             

35

     

73

     

116

             

36

     

74

     

117

             

37

     

75

     

118

             

38

     

76

     

119

             

39

     

77

     

120

             

40

     

78

     

121

             

41

     

79

     

122

             

42

     

80

     

123

             

43

     

81

     

124

             

 

 

 

Методика  Айзенка «EPI»

 

Цель: определение типа темперамента и особенностей соответствующим этим типам.

Описание: методика представляет собой опросник, состоящий из 57 вопросов, на которые необходимо дать ответ «да» или «нет».

Процедура проведения:  испытуемому предлагается текст опросника -бланк ответов, в который он заносит свои ответы.

Инструкция: Вам предлагается ответить на серию вопросов. На каждый вопрос вы должны дать ответ «да» или «нет». На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам и не пропуская очередной вопрос.

Обработка результатов: Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению. Если сумма баллов более 7, данные недостоверны, при сумме баллов 0 – 4 ответы достоверны.

Подсчитываются баллы  по показатель экстраверсии – интроверсии (за каждое совпадение – 1 балл). Далее  необходимо начертить график, состоящий  из двух перпендикулярных линий. В  правой стороне   горизонтальной оси располагается экстравертированность, в левой – интровертированность. На верху вертикальной оси находится нейротизм, а внизу эмоциональная устойчивость. Каждая шкала имеет значения от 0 до 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

Э

 
 

Э

Э

 

Н

 

Н

 

Н

 

Э

 

Э

 
 

Э

Н

 

Н

 
 

Л

 

Э

Л

 

Н

 

Л

 

Э

 

Э

 

Н

 

Н

 

Н

 

Э

 

Э

 
 

Э

Н

 

Н

 

Н

 

Э

 
 

Э

 

Л

Н

 
 

Л

Э

 
 

Л

Н

 

Н

 

Э

 
 

Э

 

Э

Н

 

Н

 

Н

 
 

Э

 

Э

Э

 

Н

 

Н

 
 

Л

Э

 

Л

 

Н

 
 

Л

 

Э

Э

 

Н

 

Н

 

Н

 

 

 

 

 

Нейротизм

24

Нестабильный

меланхолик

Тревожный

Нервный

холерик

Угрюмый

Обидчивый

Суровый

Агрессивный

Сдержанный

Раздражительный

Пессимистичный

Изменчивый

Скрытый

Импульсивный

Асоциальный

Оптимистичный

Спокойный

Активный

0              Интровертированный

Экстравертированный               24

флегматик

Пассивный

Общительный

сангвиник

Благоразумный

Открытый

Вдумчивый

Словоохотливый

Мирный

Чувствительный

Не подверженный настроениям

Добродушный

Контролируемый

Расторопный

Слабохарактерный

Склонный к лидерству

Безмятежный

Беспечный

0

Стабильный


 

 

 

 

 

 

На каждой из осей откладывается  тот числовой показатель, который  был получен при подсчете баллов. Найдя точку пересечения этих показателей, мы сможем увидеть какими особенностями темперамента обладает испытуемый.

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.________________________________________________.   

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

Инструкция: Вам предлагается ответить на серию вопросов. На каждый вопрос вы должны дать ответ «да» или «нет». На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам и не пропуская очередной вопрос.

Информация о работе Методики изучения волевой сферы