Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа
Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.
Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.
I Раздел «Методики изучения эмоциональной сферы»
1. Методики, направленные на выявление страхов:
- Методика “Незаконченные предложения”……………………………………………4
- Методика диагностики детских страхов (Захаров)…………………………………..6
2. Методики, направленные на выявление тревожности:
- Тест-опросник Спилбергера-Ханина…………………………………………………9
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)…………………………………..13
- Тест изучения школьной тревожности Филллипса…………………………………18
3. Методики, направленные на выявление депрессии:
- Шкала самооценки депрессии Цунга………………………………………………...25
4. Методики, направленные на выявление неврозов:
- Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”…28
5. Методики, направленные на выявление агрессии:
- Опросник “Баса - Дарки”……………………………………………………………..30
- Методика “Несуществующее животное”……………………………………………35
6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”……………………………………………………………………….44
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге………………………………………………………………………………………49
7. Методики, направленные на диагностику эмоций:
- Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)…………………………………………………………………………………….52
- Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард……………………………………54
- Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности…56
II Раздел «Методики изучения волевой сферы»:
1. Методики, направленные на изучение темперамента:
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)…...58
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)……..67
- Тест Стреляу…………………………………………………………………………..72
- Методика Айзенка «EPI»……………………………………………………………..81
- Методика Айзенка «EPQ»……………………………………………………………86
- Протокол наблюдения ………………………………………………………………..99
Методика
определения
Холмса и Раге
Цель: определение наличия или отсутствия стресса и степени его выраженности.
Описание: представляет собой набор из 43 утверждений, указывающих на различные жизненные события. Испытуемому необходимо отметить те события, которые происходили с ним, если же эти события происходили более одного раза необходимо умножить соответствующее число балов на число раз, соответствующих подобным событиям.
Процедура проведения: испытуемому предлагается текст опросника и предлагается отметить те события, которые имели место в жизни испытуемого.
Инструкция: “Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочитайте каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами за последние два года. Если какая-то ситуация возникла у вас чаще одного раза, тол соответствующее количество баллов умножьте на данное число раз”.
Оценка полученных результатов:
- если испытуемый набрал больше 300-350 баллов, то это свидетельствует о высоком риске возникновения стресса;
- если менее 100-150 баллов, то риск незначителен.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________
Инструкция: “Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочитайте каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами за последние два года. Если какая-то ситуация возникла у вас чаще одного раза, тол соответствующее количество баллов умножьте на данное число раз”.
Жизненные события |
Баллы |
Смерть супруги (супруга) |
100 |
Развод |
73 |
Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером |
65 |
Тюремное заключение |
63 |
Смерть близкого члена семьи |
63 |
Травма или болезнь |
53 |
Женитьба, свадьба |
50 |
Увольнение с работы |
47 |
Примирение супругов |
45 |
Уход на пенсию |
45 |
Изменение в состоянии здоровья членов семьи |
44 |
Беременность партнерши |
40 |
Сексуальные проблемы |
39 |
Появление нового члена семьи, рождение ребенка |
39 |
Реорганизация на работе |
39 |
Изменение финансового положения |
38 |
Смерть близкого друга |
37 |
Изменение профориентации, смена места работы |
3 |
Усиление конфликтности отношений с супругом |
35 |
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) |
31 |
Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги |
30 |
Изменение должности, повышение служебной ответственности |
29 |
Сын или дочь покидают дом |
29 |
Проблемы с родственниками мужа (жены) |
29 |
Выдающееся личное достижение, успех |
28 |
Супруг бросает работу (или приступает к работе) |
26 |
Начало или окончание обучения в учебном заведении |
26 |
Изменение условий жизни |
25 |
Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов |
24 |
Проблемы с начальством, конфликты |
23 |
Изменение условий или часов работы |
20 |
Перемена места жительства |
20 |
Смена места обучения |
20 |
Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска |
19 |
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием |
19 |
Изменение социальной активности |
18 |
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (например, телевизора) |
17 |
Изменение привычек, связанных со сном, нарушение сна |
16 |
Изменение числа живущих вместе членов семьи, характера и частоты встречи с другими членами семьи |
15 |
Изменение привычек, связанных с питанием (количество пищи, диета) |
15 |
Отпуск |
13 |
Рождество, встреча Нового Года, день рождения |
12 |
Незначительное нарушение правопорядка (штраф) |
11 |
Самооценка психического состояния:
Самочувствие, Активность, Настроение (САН).
Цель: оперативная оценка САН
Описание: Опросник, который состоит из 30 пар противоположных характеристик. По содержанию эти характеристики входят в 3 группы: самочувствие, активность, настроение. По 10 пар в каждой шкале. Выраженность каждой полярности может быть представлена в баллах от -3 до 3.
Процедура проведения: Испытуемый должен оценить в баллах каждую из предлагаемых характеристик своего состояния.
Инструкция: “Выразите количеством баллов от -3 до 3 свое состояние, имея ввиду, что баллы 2, 3, и -2, -3 более близки к предлагаемым оценкам, а 0, 1 и -1 менее. При этом баллы 3, 2 соответствуют оценкам левого столбца, а -2, -3 – правого”.
Обработка результатов: По каждой группе подсчитывается средний балл. Для этого суммируются баллы по каждой группе и делятся на 10.
Шкала самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Шкала настроение: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30
Шкала активность (с противоположным знаком): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21. 22, 27, 28
минимальное значение -3
среднее значение 0
максимальное значение +3
Оценки превышающие 0 баллов говорят о благоприятном состоянии, чем ближе к 3, тем выше характеристика. Чем ближе к -3, тем менее благоприятное состояние. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны оценки не только его отдельных показателей, но и их соотношение. Так, у отдохнувшего человека оценки САН примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения Самочувствия и Активности, по сравнению с Настроением.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________
Инструкция: Вам необходимо, прочитав каждую пару противоположных характеристик оценить свое состояние по шкале от 3 до -3 в зависимости от степени выраженности этого состояния в данный момент. Выбранный Вами вариант отметьте в бланке.
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный
4. Малоподвижный
5. Веселый
6. Хорошее настроение
7. Работоспособный
8. Полный сил
9. Медлительный
10. Бездеятельный
11. Счастливый
12.Жизнерадостный
13. Напряженный
14. Здоровый
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный
17. Восторженный
18. Радостный
19. Отдохнувший
20. Свежий
21. Сонливый
22. Желание отдохнуть
23. Спокойный
24. Оптимистический
25. Выносливый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно
28. Рассеянный
29. Полный надежд
30. Довольный
Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард
Цель: изучение эмоциональных отклонений и выявление доминирующих эмоций, оценки наличия или отсутствия депрессивных симптомов и депрессии в целом.
Описание методики: Бланковый вариант изучения фундаментальных эмоций представляет собой набор эмоций (всего 10), где каждой из них соответствует три определенных эмоции в понятиях (30 понятий).
Процедура проведения: Каждую эмоцию, выраженную в понятиях, испытуемый должен оценить в четырех бальной шкале в зависимости от того, в какой степени она проявляется в данный момент.
Возможны 4 варианта ответов:
1. Совсем не подходит.
2. Пожалуй, верно.
3. Верно.
4. Совершенно верно.
Инструкция: «Оцените по 4 –х бальной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент».
Обработка результатов.
Количественный анализ: Подсчитывается сумма баллов по строкам, вычисляется коэффициент самочувствия (К), по формуле:
К = Сумма эмоций №1,2,3,9,10 (в баллах)/Сумма эмоций №4,5,6,7,8.
Определяются преобладающие шкалы и те, которые наиболее выражены, минимальное количество – 3, максимальное – 12.
Качественный анализ: Предполагает обнаружение доминирующих эмоций.
Если К>1, то самочувствие отвечает положительному (гипертимному) полюсу, при К<1 - отрицательному (дистимному, с пониженным настроением) полюсу. При очень низком коэффициент самочувствия можно предположить наличие депрессии.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________
Инструкция: «Оцените по 4 –х бальной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент».
Шкалы эмоций в понятиях |
Сумма |
Эмоция | |||||
Внимательный |
Концентрированный |
Собранный |
1.Интерес | ||||
Наслаждающийся |
Счастливый |
Радостный |
2. Радость | ||||
Удивленный |
Изумленный |
Пораженный |
3. Удивление | ||||
Унылый |
Печальный |
Сломленный |
4. Горе | ||||
Взбешенный |
Гневливый |
Безумный |
5. Гнев | ||||
Чувствующий неприязнь |
Чувствующий отвращение |
Чувствующий омерзение |
6. Отвращение | ||||
Презрительный |
Пренебрегающий |
Надменный |
7. Презрение | ||||
Пугающий |
Страшный |
Сеющий панику |
8. Страх | ||||
Застенчивый |
Робкий |
Стыдливый |
9. Стыд | ||||
Сожалеющий |
Виноватый |
Раскаивающийся |
10. Вина |
Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.
Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.
Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.
Процедура проведения: испытуемому предлагаются все три карточки. Ему необходимо выбрать из 3 наиболее понравившуюся карточку, после осуществления выбора карточка откладывается. Затем из 2 оставшихся испытуемый выбирает наиболее привлекательную для него карточку. Так повторяется три раза подряд, это необходимо для определения общей тенденции.
Инструкция: посмотри на эти карточки и выбери ту карточку цвет, который тебе сей час нравится больше (убираем выбранную карточку), а теперь какая тебе больше нравится? Процедура повторяется три раза.
Обработка результатов: при обработке оценивается последовательность сочетания цветов, указанная испытуемым дважды (общая тенденция).
Соответствие эмоциональных состояний типу цветовой чувствительности.
К – С – З
К – З – С
Положительное эмоциональное
З – К – С
З – С – К
Нейтральное эмоциональное
С – З – К
С – К – З Отрицательное эмоциональное состояние.
Выборы |
Эмоциональное состояние |
Характеристика |
К – С – З |
Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ) |
Диапазон изменений
от переживания чувства |
К – З – С |
Состояние функционального возбуждения (ФВ) |
Эмоции, связанные с
удовлетворением потребностей. Диапазон
– от переживания чувства |
З – К – С |
Состояние функционального расслабления (ФР) |
Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжение. |
З – С – К |
Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН) |
Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех случаях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант состояния функциональной системы. |
С – З – К |
Состояние функционального торможения (ФТ) |
Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность), от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма. |
С – К – З |
Состояние аффективного торможения. |
Встречается в клинике глубоких эндогенных депрессий. Диапазон – от состояния растерянности психологического дискомфорта, до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций. |