Методики изучения волевой сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.
Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Содержание

I Раздел «Методики изучения эмоциональной сферы»
1. Методики, направленные на выявление страхов:
- Методика “Незаконченные предложения”……………………………………………4
- Методика диагностики детских страхов (Захаров)…………………………………..6
2. Методики, направленные на выявление тревожности:
- Тест-опросник Спилбергера-Ханина…………………………………………………9
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)…………………………………..13
- Тест изучения школьной тревожности Филллипса…………………………………18
3. Методики, направленные на выявление депрессии:
- Шкала самооценки депрессии Цунга………………………………………………...25
4. Методики, направленные на выявление неврозов:
- Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”…28
5. Методики, направленные на выявление агрессии:
- Опросник “Баса - Дарки”……………………………………………………………..30
- Методика “Несуществующее животное”……………………………………………35
6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”……………………………………………………………………….44
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге………………………………………………………………………………………49
7. Методики, направленные на диагностику эмоций:
- Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)…………………………………………………………………………………….52
- Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард……………………………………54
- Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности…56



II Раздел «Методики изучения волевой сферы»:
1. Методики, направленные на изучение темперамента:
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)…...58
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)……..67
- Тест Стреляу…………………………………………………………………………..72
- Методика Айзенка «EPI»……………………………………………………………..81
- Методика Айзенка «EPQ»……………………………………………………………86
- Протокол наблюдения ………………………………………………………………..99

Работа содержит 1 файл

эмоционально-волевая сфера.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Содержание:

 

I Раздел «Методики изучения эмоциональной сферы»

1. Методики, направленные  на выявление страхов:

- Методика “Незаконченные предложения”……………………………………………4

- Методика диагностики детских страхов (Захаров)…………………………………..6

2. Методики, направленные на выявление тревожности:

- Тест-опросник Спилбергера-Ханина…………………………………………………9

- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)…………………………………..13

 - Тест изучения школьной тревожности Филллипса…………………………………18

3. Методики, направленные  на выявление депрессии:

- Шкала самооценки депрессии Цунга………………………………………………...25

4. Методики, направленные  на выявление неврозов:

- Опросник Захарова А.И. “Ваш  ребенок болен неврозом или  заболеет, если…”…28

5. Методики, направленные  на выявление агрессии:

- Опросник “Баса - Дарки”……………………………………………………………..30

- Методика “Несуществующее животное”……………………………………………35

6. Методики, направленные  на выявление стрессоустойчивости:

- Методика определения  нервно-психической устойчивости, риска  дезадаптации в стрессе “Прогноз”……………………………………………………………………….44

- Методика определения  стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге………………………………………………………………………………………49

7. Методики, направленные  на диагностику эмоций:

- Самооценка психического  состояния:  Самочувствие, Активность, Настроение (САН)…………………………………………………………………………………….52

- Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард……………………………………54

- Оценка эмоционального  состояния по типу сдвига цветовой чувствительности…56

 

 

 

II Раздел «Методики изучения волевой сферы»:

1. Методики, направленные на изучение темперамента:

- Опросник структуры  темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)…...58

- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)……..67

- Тест Стреляу…………………………………………………………………………..72

- Методика Айзенка  «EPI»……………………………………………………………..81

- Методика Айзенка  «EPQ»……………………………………………………………86

- Протокол наблюдения ………………………………………………………………..99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика  “Незаконченные предложения”

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.

Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Инструкция для  ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.

Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение к отцу  – 13, 21

2. Отношение к матери – 8, 24

3. Отношение к себе  – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29

4. Отношение к сверстникам  – 2, 22, 26, 30

5. Отношение к детскому  саду – 1, 16, 19, 23

6. Страхи и опасения  – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

 

Эта методика простая  по содержанию, хорошо выявляет скрытые  переживания ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка

Эксперимент идет в быстром  темпе.

 

 

 

 

 

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.   

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

1. Мой детский сад…

2. Мой друг…

3. Если меня наказывают, то…

4. Я играю чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама и я…

9. Сделал бы все, чтобы забыть…

10. Не люблю, когда меня…

11. Плачу, когда…

12. Когда меня спрашивают…

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю “ужасы” в  кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский  сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на  занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

25. Когда я выхожу во двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие ребята…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика  диагностики детских страхов (Захаров)

Цель: выявление количества и группы детских страхов

Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Инструкция для  ребенка: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить  к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Эти страхи можно разделить  на несколько групп:

  1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)
  2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)
  3. Страх смерти (умереть)
  4. Животных и сказочных персонажей
  5. Кошмарных снов, темноты
  6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)
  7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность  переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол

Инструкция: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

  1. остаться один
  2. заболеть
  3. умереть
  4. каких-то детей
  5. воспитателей
  6. того, что они тебя накажут
  7. бабу-ягу, кощея, бармалея
  8. страшных снов
  9. темноты
  10. волка, медведя, пауков, змей
  11. машины, поездов, самолетов
  12. бури, грозы, наводнения
  13. высоты
  14. в маленькой темной комнате, туалете
  15. воды
  16. огня, пожара
  17. войны
  18. врачей, кроме зубных
  19. крови
  20. уколов
  21. боли
  22. резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.________________________________________________.   

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

Содержание

Группа

1

остаться один

 

2

заболеть

 

3

умереть

 

4

каких-то детей

 

5

воспитателей

 

6

того, что они тебя накажут

 

7

бабу-ягу, кощея, бармалея

 

8

страшных снов

 

9

темноты

 

10

волка, медведя, пауков, змей

 

11

машины, поездов, самолетов

 

12

бури, грозы, наводнения

 

13

высоты

 

14

в маленькой темной комнате, туалете

 

15

воды

 

16

огня, пожара

 

17

войны

 

18

врачей, кроме зубных

 

19

крови

 

20

уколов

 

21

боли

 

22

резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

 

 

 

 

 

Тест-опросник Спилбергера-Ханина

 

Цель:  дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).

Описание: опросник по исследованию тревожности состоит из 40 утверждений: 20 предназначены для оценки СТ и 20 для оценки ЛТ. Соответственно эти утверждения представлены в 2-х бланках с разными инструкциями.

Процедура проведения: Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами направленными на изучение ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент (обычно). Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов: подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20.По некоторым пунктам баллы начисляются в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности.

 

 

 

 

 

 

3,5 – 4,0 балла – очень  высокая тревожность;

3,0 – 3,4 – высокая  тревожность;

2,0 – 2,9 – средняя  тревожность;

1,5 – 1,9 – низкая  тревожность;

0,0 – 1,4 – очень низкая тревожность.

Следует осторожно относиться к очень низкому уровню тревожности. Необходимо проанализировать отдельные  пункты, характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответов

Шкала ситуативной тревожности

 

Ф.И.О.___________________________________.   

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

 

 

пп

Суждение

Нет,

это не так

Пожа-

луй так

Верно

Совершен-но верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего  удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне  не по себе

1

2

3

4

18

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Информация о работе Методики изучения волевой сферы