Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:33, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Конфликтологии".
3) непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта
I. Диагностика конфликта
Диагностика конфликта включает:
На
этапе диагностики важно
Необходимо выделить определяющий фактор, лежащий в основе конфликта.
II. Разработка стратегии
Зависит от конкретной ситуации, от вида конфликта, от уровня развития и от степени интенсивности.
Например, если развитие конфликта предполагается по модели: победа-поражение или выигрыш – проигрыш, то разрабатывается стратегия устранения одной из сторон, путем доведения борьбы до победного конца.
Когда возможна модель победа – победа, выигрыш – выигрыш, взаимный выигрыш, то прорабатывается стратегия завершения конфликта, путем взаимного преобразования сторон и на основе этого взаимного применения.
Эффективное разрешение конфликта возможно при наличии нескольких условий и реализации принципов управления конфликтом:
В зависимости от модели разрешения конфликта различают пять степеней разрешения конфликта:
Данный стиль применяется, если человек чувствует, что уступая в чем-то он мало теряет. Субъект стремится выработать решения, которые бы удовлетворяли обе стороны.
Позитивное разрешения конфликта очень важно для обеих сторон, никто не желает устраниться от решения данного вопроса. Оба субъекты способны изложить суть своих интересов, способны выслушать друг друга и оба в состоянии объяснить свои желания, выразить свои мысли, выработать альтернативные варианты решения проблемы.
5. стиль компромисса: обе стороны находятся в поиске решения проблемы, основываясь на взаимных уступках.
Методы в борьбе конфликтующих сторон
1. Достижение победы. Включает:
- Получение необходимой свободы действий.
- Создание свободы действий для себя.
- Сковывание свободы действий оппонента.
Приобретение лучших позиций, может быть даже ценой материальных потерь.
Например: Эффективным приемом в дискуссии может быть навязывание противнику в качестве дискуссии таких вопросов в которых он мало компетентен и может себя скомпрометировать.
Использование одной из сторон в своих целях функций и резервов противника.
Например: В дискуссии использование аргументов противника, или принуждение оппонента к действиям полезных для другой стороны.
2. Выведение из строя в первую очередь управляющих центров, и в месте с тем руководствующих личностей. В дискуссии это будет упор на дискредитацию ведущих участников, в политической борьбе особенное значение имеет критика отрицательных черт лидера и через нее выводы о несостоятельности их деятельности.
3. Метод проволочек.
Несмотря на то, что одним из главных принцип – своевременности, может усиленно использовать и метод затягивания. Это частный случай выбора соответствующего места и времени для нанесения удара. Медлительность в этом случае оправдывается необходимостью сосредоточения больших сил и ресурсов для одержания победы.
4. Метод ухода от борьбы.
Применяется когда:
-
Не решена задача по
- Он
применяется для заманивания
противника в какую – либо
подготовленную ловушку, для
- Когда эмитируется бегство для того, чтобы затем застигнуть противника врасплох.
Выход из конфликтной ситуации.
Существуют структурные и межличностные способы управления конфликтной ситуацией.
Различие в характерах—это всего лишь один из факторов, который вызывает конфликт.
Но чаще всего это факторы, маскирующие истинные причины конфликта.
Методы выхода из конфликтной ситуации.
Одним из лучших методов управления негативными конфликтами является объяснение того, какие результаты ожидают каждого участника конфликта, какова степень ответственности, кто предоставляет и кто получает информацию
Такой компромисс означает согласие только для избежания ссоры, но никак не для того, чтобы найти нужный способ выхода из конфликта в свете имеющихся фактов.
9. Решение проблемы: этот стиль означает признание различия во мнениях и во взглядах, готовность ознакомиться с другой точкой зрения, чтобы понять причины и найти нужный выход из конфликта. Конфликт рассматривается как позитивный, а в сложных ситуациях, где для принятия решения требуется разнообразие подходов и точная информация, нужно управлять ситуацией. Высоко эффективные компании не уклоняются от проблем, а ищут решение, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их не существует. Наиболее предпочтительным способом являются переговоры.
Переговоры.
Основным позитивным методом разрешения конфликта являются переговоры. Они являются продолжением конфликта и средством его преодоления.
Если рассматривать их как продолжение конфликта, то и вести переговоры нужно с позиции силы и целью их будет достижение односторонней победы.
Такой характер переговоров обычно приводит к временному и частичному разрешению конфликта.
Если же упор делать на вторую часть (переговоры как метод регулирования), то в этом случае они имеют форму честных и открытых дебатов и рассчитаны на взаимные уступки.
Метод принципиальных переговоров: означает жесткий подход к рассмотрению существа дела и мягкий подход к отношениям между участниками переговоров.
Этот метод включает несколько пунктов:
(Лоббирование—защита собственных интересов).
Если же критерии будут субъективны, то одна из сторон будет чувствовать себя ущемленной. Решение будет восприниматься как несправедливое и условия договора не будут выполняться.
Для обеспечения справедливых решений может быть использован жребий или посредник. Одним из основных способов разрешения конфликта является общение.
Конфликтолог Ден разработал четырехфазовый метод разрешения конфликта.
В основе его лежат два правила:
Обсудить 3 правила:
3. Проговорите проблему (спланируйте контекст).
Нужно обсудить основные ошибки, которые нужно избежать: