Лекции по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по дисциплине "Конфликтологии".

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

      Вообще  руководитель сам не должен быть конфликтной  личностью.

      Нельзя  использовать свое положение начальника для разрядки.

      Часто конфликты возникают в результате псевдоавторитета. Причиной его могут быть:

      1. Когда руководитель считает, что уровень подчиненных значительно ниже, чем его собственный и советоваться  ним не имеет смысла.
      2. Когда руководитель считает, что подчиненные должны его бояться.

        Страх снижает производительность труда  в  среднем на 40%, а у творческих людей—до 70%.

        3) Иметь псевдоавторитет гораздо  легче, чем завоевать настоящий.

            Для создания псевдоавторитета большое  значение имеет грубость, чванливость.

        Часто это средство защиты, которое не способствует решению вопроса, а  снижает инициативу, ухудшает отношения, настроение и в результате способствует конфликту.

        При анализе конфликта нужно учитывать  различные группы интересов:

      1. Действительный интерес, то есть интерес, объективно отражающий положение групп в конфликте, а также его возможный исход.
      2. Ценностно-ориентированный интерес: связан со знанием и пониманием того, что и как должно быть.
      3. Интерес, связанный с ограниченностью ресурсов.
      4. Завышенный интерес: вызван переоценкой имеющихся сил и неадекватностью претензий, предъявляемых другими.
      5. Надуманный интерес: основан на искаженном понимании группой своего положения.
      6. Интерес, который явно не является реальным интересом данной группы, а представляет интерес какой-то другой социальной группы.

Реагирование  на конфликтное поведение.

Главное—это то, как человек будет себя внутренне  ощущать в конфликте, так как  случайно или намеренно могут  унизить, оскорбить, задеть.

Как реагировать? Очень важно, как вы ответите человеку: грубо или вежливо, мягко, жестко или остроумно или вообще промолчите.

Гораздо важнее, что при этом у вас на душе, останетесь ли  вы человечным. Сохраните  внутреннее достоинство или будете ослеплены злобой. 

Советы

  1. Будьте мудрыми. Смотрите на все сверху вниз, как взрослые смотрят на детей.

    Видеть  нужно не личное оскорбление, а просто типичную для людей агрессивность  и дикость.

    А если вы решитесь им отвечать, то скорее не потому, что вас задели, а чтобы  снять напряженность, разрешить  эту проблему.

    2) Понимание  другого человека. Задумайтесь: почему  человек ведет себя конфликтно? Потому что он такой плохой? Но это не объяснение. Это ярлык.  Подумайте: может быть, он нездоров? Может быть, у него больная  самооценка? Может быть, недостаток  воспитания? Но, скорее всего, ему плохо, причем так плохо, что он не может справиться с собой и с ситуацией. Он достоин возмущения или жалости?

    Поймите его, простите и помогите ему справиться с ситуацией и эмоциями.

    3) Внутренняя  безмятежность и сохранение чувства собственного достоинства.

     

Душевно здорового  человека очень трудно унизить или  оскорбить.

    Если  вы знаете себе цену, то почему вы должны поверить непонятно каким словам случайного человека?

    То, что  говорится о вас, либо правда, либо ложь.

    Но  на правду обижаться глупо, а на ложь—глупо вдвойне.

    Но  если все-таки вас это задело, то обратите внимание на свои комплексы.

    Чем ответить?

    Плохие  ответы: растерянное молчание, обида, холодная напряженность, гнев, ответные оскорбления.

    Гораздо лучше подумать, что:

    1) Ваша ответная агрессия неконструктивна.

    Как правило, агрессия вызывает ответную агрессию, то есть происходит эскалация конфликта.

    Задайте себе вопрос: чего вы хотите? Вы хотите воспитать обидчика? А чего вы добьетесь? Лучше не ответить совсем, чем ответить грубостью.

  1. Миролюбие.

    Подумайте, что если бы сейчас ваш обидчик  сделал шаг вам навстречу к  примирению, то вы бы простили его?

    Скорее  всего, да. Так не думайте о других хуже, чем о себе.

    Это означает, что он тоже пойдет на перемирие, если вы первым проявите миролюбие.

  1. Будьте готовы признать свою вину и свои ошибки.

     

В редком конфликте  бывает виновата лишь одна сторона.

    Пока  вы считаете виноватым только другого, наверное, он будет защищаться и  винить только вас.

    В то же время, начав со своей вины, вы облегчите возможность ему признать свою вину.

  1. Не будьте мстительными. Если человек обидел вас, то это не значит, что нужно пакостить ему в ответ.

    Человек, плохой для вас, совсем необязательно  будет плохим для другого.

     

Нарушение принципов управления

  1. Принцип инструкции: управлять желательно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений.
  2. Принцип близости: вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли.
  3. Принцип оперативности: руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчиненные постоянно ощущали, что их действия оцениваются руководителем.
  4. Принцип воспитания: руководитель постоянно словом и делом должен воспитывать подчиненных.
  5. Принцип делегирования полномочий: управление продуктивно только тогда, когда управленческая ответственность остается за руководителем.
  6. Принцип терпения: во взаимоотношениях с подчиненными руководитель должен проявлять терпение.
  7. Принцип ответственности: работник должен отвечать только за то, на что он может влиять.
 

7. Стресс

    

Стресс – (с англ. “Stress” - нажим, давление) - это психическая реакция, особое состояние человека в период «перехода» или приспособления к новым условиям существования. Это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью, возникает при любых воздействиях, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

    

Стрессоустойчивость - это сознательно выработанные (натренированные) реакции, позволяющие субъекту сохранять не только эмоционально-психологическую стабильность в экстремальных ситуациях (ситуации неопределенности, высокого риска и в конфликте), но и способность ясно мыслить и принимать те решения, которые соответствуют поставленным целям и задачам.

    

Ганс Селье (1936 г.) впервые дал определение понятию  «стресс».

    

Выделяют 2 вида стресса: положительный (оказывает благоприятное воздействие) и отрицательный (подрывает здоровье человека).

Возможные реакции  организма на стресс: адаптация, пассивность (депрессия, беспомощность), активная защита от стресса, активная релаксация.

    

Признаки стрессового напряжения: невозможность сосредоточиться на чем-либо, частые ошибки в работе, ухудшение памяти, хроническое чувство усталости, иногда пропадает аппетит.

    

Причины стресса: приходится делать то, что не хочется, постоянная спешка, нехватка времени, зажатость окружающих, постоянно хочется спать, неудовлетворенность жизнью, нет уважения.

Стадии  стресса (по Г. Селье):

  1. Стадия тревоги
  2. Максимально эффективная адаптация
  3. Стадия истощения. 

Способы борьбы со стрессом: медитация, аутотренинг, горячий шоколад, хорошее вино. Кратковременный отпуск, сон. Спорт до изнеможения, общение с природой, любимые люди, мороженое. Закапывание на глубину, отшельничество.

Релаксацияэто метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического и психического напряжения.

Концентрациясосредоточение внимания, воспоминание о чем-либо приятном.

Ауторегуляция дыхания, при которой необходимо обеспечить свободное положение, свободное, ритмичное дыхание.

Существует и  такая наука, как стресс-менеджмент, которая исходит из того, что стресс пагубно влияет на здоровье и. соответственно, им нужно управлять.

Факторы внутри организации, вызывающие стресс:

  1. Перезагрузка либо слишком малая рабочая нагрузка
  2. Конфликт ролей (противоречивые задания для работников)
  3. Неопределенность ролей
  4. Неинтересная работа
  5. Другие факторы, например, условия труда.

Коучинг—сопровождение, личное наставничество, тренерство.

Основная задача—психологическая диагностика, выравнивание микроклимата а коллективе.

Как повысить  производительность  труда и  снизить  уровень стресса.

  1. Нужно оценить работника, выявить тип и объем работы для него, повысить ему рабочую нагрузку.
  2. Разрешите работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого веские основания.
  3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий.
  4. Используйте стиль лидерства, соответствующий данной ситуации.
  5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
  6. Выступайте в роли наставника для подчиненных.

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"