Лекции по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по дисциплине "Конфликтологии".

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 368.00 Кб (Скачать)
  1. Стадия балансирования сил

    Стороны начинают оценивать потенциальные  возможности друг друга. Копят силы и ищут решение проблемы.

  1. Стадия баланса сил

    Предпринимаются действия для изменения обстоятельств, для решения проблем с целью устранения противоречий.

  1. Стадия раскола

    Стороны вновь вступают в противоборство.

    Также для решения многих конфликтов интересна  теория Зайцева. Зайцев считал, что конфликт проходит четыре стадии развития:

  • Зарождение;
  • Формирование;
  • Расцвет конфликта;
  • Угасание конфликта
  1. Зарождение (латентная стадия).

    Зарождение  конфликта не всегда имеет латентный  характер, иногда оно знаменуется  конкретными действиями или прямой провокацией, однако даже в этих случаях  очень часто конфликтная ситуация вызревала в латентной форме.

    На  потенциальной стадии в стихийной  форме обсуждаются возможные  требования сторон. Очень важно в  этот момент наиболее благоприятно условие  для предупреждения и завершения конфликта.

    Если  принять своевременные предупредительные  меры, можно избежать нежелательных деструктивных конфликтов, а если конфликт неизбежен, то его можно направить в конструктивное русло.

    Обнаружение конфликта

  1. Автономность позиции сторон

    Каждая  сторона осуществляет действия по достижению своих интересов. В конфликт вовлекаются люди в соответствии с их интересами и предпочтениями, выявляются основные препятствия для осуществления интересов одной или двух сторон, и эти препятствия могут быть связаны с объективной ситуацией, организацией общественной жизни, положением индивида в социальной структуре, объективными противоречиями. Формирование противоположных позиций второй стороны может происходить с некоторым запаздыванием во времени. Сложнее, если источником конфликта будут являться субъективные качества, а разрушение противоречий будет зависеть от данного зачинщика конфликта.

  1. Косвенные проявления конфликтной ситуации:
  • Снижается дисциплина труда;
  • Растет текучесть кадров;
  • Увеличивается нарушение техники безопасности и количество случаев травматизма;
  • Ухудшение психологического климата;
  • Появление недоверия и сплетен;
  • Увеличение отпусков без содержания

    Косвенные проявления конфликтной ситуации для  государственной службы:

  • Мониторинговые опросы общественного мнения;
  • Результаты анализа обращения граждан в органы исполнительной власти;
  • Увеличение жалоб по одной проблеме

    Латентная стадия продолжается до тех пор, пока одна из сторон не перейдет к конкретным действиям (предъявление требований одной  стороны к другой). Переход на следующую стадию это ответ другой стороны.

  1. Формирование конфликта

    Окончательно  определяются интересы и позиции  сторон, и начинается балансирование сил.

    Используя различные способы (переговоры, угрозы) инициатор конфликта стремится  привлечь на свою сторон новых сторонников, стабилизирует ресурсы и в  результате активных действий накапливает более высокий потенциал или сравнимый с ним. Каждая сторона изучает потенциал и позицию другой стороны.

    Стороны стремятся нанести ущерб друг другу, используя различные методы: от угроз до насильственных действий. О конфликте становится известно третьим лицам, которые могут повлиять на конфликт.

    Очень часто в конфликте распространены угрозы. Жесткие угрозы выражаются в виде ультиматумов. Реакции других сторон неоднозначны, редко здесь  ситуация приводит к компромиссу. Чаще всего угрозы обостряют конфликт и ведут к его эскалации. Третья сторона также может способствовать разрешению конфликта и склонить стороны к компромиссу.

  1. Расцвет конфликта
    1. Завершение формирования сторон как субъекта конфликта;
    2. Окончательные требования одной стороны к другой;
    3. Интенсификация действий сторон ( прямые столкновения, открытые формы борьбы);
    4. Если это не межличностный конфликт, то происходит самоорганизация сторон (появление лидеров, возникновение органов управления)

    Конфликт  достигает своего апогея при наличии:

  • Максимального количества участников;
  • Максимального влияния неформальных лидеров;
  • Единодушие в действиях;
    • Максимально эмоциональный накал;
    • Принятие важных решений, которые в дальнейшем определяют развитие конфликта.
  1. Угасание конфликта

    Включает  разрешение конфликта, но не сводится к нему, так как существует постконфликтный  период.

    Завершение  конфликта означает его окончание, то есть разрешение противоречий, преобразование ситуации, изменение позиций сторон, устранение причин противоречия.

    Основные  признаки стадии угасания:

    1. Наличие предпосылок для полного прекращения конфронтации (объективные условия, ресурсы, активность сторон, решимость завершить борьбу);
    2. Изменение ситуации в сторону ликвидации источников и причин конфликта;
    3. Внешненаблюдаемый спад напряженности

    Основные  способы прекращения  конфликта:

  1. Мирное урегулирование, прекращение конфликта, то есть это прекращение конфликта в результате разрешения взаимного соглашения или компромисса, удовлетворяющего обе стороны:

    Ведет к временному спаду напряженности, но после этого конфликт разгорается  с большей силой и в более  жесткой форме. Мирное урегулирование это более предпочтительный способ, но психологически это самый трудный  путь, так как связан с уступками, компромиссами, на которые стороны идут неохотно. Мирное урегулирование обычно ведет к немедленному спаду напряженности, к согласованности действий сторон по преобразованию ситуации.

    Мирный  подход и исход способствуют быстрому устранению конфронтации и негативным психологическим последствиям.

  1. Силовое разрешение конфликта, которое заканчивается победой одной стороны над другой.

    В данном случае используются силовые  методы:

  • Симметричные: в период разрешения конфликта обе стороны находятся в одинаковой ситуации (либо обе получают выигрыш, либо проигрыш);
  • Ассиметричные: выигрывает дона из сторон конфликта.

    Но  независимо от этого оба они содержат неудовлетворенность участников от исхода конфликта и это может  послужить причиной для рецидива конфликта. В случае ассиметричного конфликта, поскольку проигравшая сторона редко смиряется со своим поражением и начинает копить силы для новой борьбы. Применение насилия не всегда ведет к уничтожению конфликта.

  1. Затухание конфликта:

    Происходит  при недостаточных условиях разрешения разногласий в данное время имеющимися средствами. Это происходит в тех случаях, когда обе или одна сторона исчерпали ресурсы и прекращают борьбу, отказываясь от своих притязаний. Полное завершение конфликта чаще всего происходит в тех случаях, когда ресурсы заканчивается у инициатора конфликта.

    Расход  ресурсов противоположной стороны  обычно ведет к затяжным конфликтам. Развитие конфликта зависит от множества  конкретных обстоятельств, условий, причин, активности, типа конфликта, намеренности сторон и т.д. 
 

    6. Управление конфликтом

    Возможно, конфликт является отцом  всех

    Вещей, то есть движущей силой  изменений,

      но конфликт не  должен быть войной.

    Р. Дарендорф

      Управление конфликтом – это перевод его в рациональное русло для достижения желаемых результатов.

    Включает:

  1. Прогнозирование конфликта.
  2. Предупреждение одних конфликтов и стимулирование других.
  3. Прекращение и подавление конфликта.
  4. Регулирование и разрешения конфликта.

      Одним из необходимых условий управления конфликта является объективность  его напоминания, так как каждая сторона стремиться представить конфликт, так как видит его сама.

    Объективное объяснение конфликта  возможно в тех  случаях, если:

    1. Анализ конфликта учитывает только  те факторы, которые актуальные  в настоящее время.

    2. В объяснительный контекст входит также учет предшествующего состояния конфликтной ситуации развитие в последующем.

    3. Объяснение конфликта подчинено  успешному разрешению его в  интересах чего-то ценного (прогресс  общества). Необходимо также признание  возможностей, активное воздействия на конфликт, нельзя относиться как фатальности. Предполагается использование конфликта в качестве фактора стимулирования развития системы. Не существует универсальной схемы разрешения конфликта, соответственно разнообразны и способы воздействия на конфликтную ситуацию: информационные, организационные, социально – политические и т.д. 
 

    Принципы  управления конфликтом:

  • Одним из принципов управления конфликтом является гласность, то есть любая попытка скрыть конфликт ведет к углублению его конфронтации и разрушающей патологии.
  • Демократическое воздействие – это весь механизм демократии и каждый из его элементов действует в интересах большинства населения.
  • Легализация и легитимизация конфликта: признание их органами власти и общественностью. Интегрирование конфликтов в систсему государственного и общественного управления.
  • Институционализация: создание системы организаций по управлению конфликтами.

    Каждая  из элементов управления конфликтом способствует преобразованию стихийных  норм конфликта в общественно  полезные.

    Существует  несколько эффективных способов управления конфликтом. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.

    Структурные методы.

    Разъяснение требований к работе.

    Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который  должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"