Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:33, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Конфликтологии".
Существуют работы более менее выгодные. Если одним всегда достаются работы более выгодные, а другим – менее выгодные, то это приводит к конфликту.
Если вклад в работу больше, а оклад – меньше (или равен), то конфликт неизбежен.
Чаще
всего под этим скрывается какие-то
чувства, например – зависть, а зависть
– «инициатор» конфликта (выше заработная
плата, лучший кабинет, лучший стол, и т.д.),
зазнайство, самолюбие и т.д.
2. Условия и причины возникновения конфликтов
Время убивать и время врачевать;
Время разрушать, и время строить.
Время любить, и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Экклезиаст
Одно противоречие, как правило, вызывает несколько конфликтов. И наоборот.
Несмотря на то, что причины социологических, экономических, политических конфликтов различны, следует иметь в виду, конфликт – это многосложное явление и в нем переплетаются социологические, экономические, политические, психологические и другие элементы.
Следует
учитывать временные причины
и причины «долгоиграющие» (
Объективные причины
Ресурсы всегда ограниченны, а люди всегда хотят иметь больше, а не меньше. Задача руководителя: разделить имеющиеся ресурсы (информация, материалы, людские резервы, финансовые и т.д.). Разделить их нужно с наибольшей эффективностью. Тем не менее необходимость делить ресурсы, как правило, ведет к конфликтам.
Все элементы организации взаимосвязаны и являются единой системой, но неадекватная работа одного из звеньев может стать причиной конфликта. Пример: руководитель производственного отдела винит ремонтный отдел, тот в свою очередь винит отдел кадров.
Меньше конфликтов тогда, когда в организации один руководитель, который держит все в своих руках.
Возможность конфликта увеличивается с увеличением количества подразделений, когда они сами формулируют цели и уделяют им больше внимания, чем задачам всей организации.
Подчиненный считает, что имеет право на выражение собственного мнения, а начальник – что работник должен говорить свое мнение только тогда, когда его об этом просят.
Высокопрофессиональный специалист больше всего ценит свободу, а, следовательно, жесткий контроль начальника обязательно приводит к конфликту.
Скорее в конфликт входят личности с авторитарными чертами. Конфликтам способствуют различия в жизненном опыте, в ценностях, в образовании, в опыте.
У каждого человека свой характер, свои привычки.
«Лучше худой мир, чем добрая ссора».
«Пускай думает, что он победил».
Практик
В
силу действенности своих
Он менее восприимчив к каким-то мелким недомолвкам и, поэтому, факт конфликта для него свидетельствует о большой глубине нарушения отношений.
Собеседник
Не способен на длительное противостояние, он умеет так выйти из этой неприятной ситуации, что меньше будут затронуты глубинные чувства личности.
Он более чувствителен к изменению настроения партнера и своевременно пытается снять недоразумения и напряженность в отношениях.
Мыслитель
Характерна погруженность в себя и медлительность, что может привести к затяжным конфликтам. Он выстраивает в уме систему доказательств собственной правоты и неправоты своего оппонента. И только изменившаяся ситуация или третий участник (арбитр) может вывести его из тупика. Он осторожен в действиях, он внимательно продумывает логику своего поведения, хотя и менее чувствителен в отношениях, чем собеседник.
В
широком кругу общения он более
дистантен в отношениях и поэтому
ему сложнее попасть в
Реже всего в конфликт вступает СОБЕСЕДНИК. Он общителен и коммуникабелен и в силу этого, снимает напряженность.
Потребность ПРАКТИКа к преобразованию мира и позиция к окружающим может привести к конфликтам.
Специфичны взаимоотношения нескольких МЫСЛИТЕЛей, в силу их ориентированности на себя и плохой управляемости их вне.
Конфликт мыслителей специфичен тем, что для них важно интенсивное общение, позволяющее лучше осознавать причину, обстоятельства и позицию сторон. Без этого им трудно разобраться в том, что происходит.
Практикам важно единство практических подходов, а у собеседника в конфликтных ситуациях обычно роль арбитра.
Практик
очень чувствителен к несправидливым
высказываниям по поводу его работы,
его работоспособности, его пунктуальности,
его успешности, а мыслители быстрее всего
реагируют на противоречия в сфере духовной
жизни.
3. Формулы конфликтов
Трудиться, действовать и бороться
С препятствиями составляет для человека
Потребности, как для крота рыться в земле.
А. Шопенгауэр
Анализ конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинную причину конфликта.
Конфликтующие стороны зацикливаются обычно на наиболее возмущающих их моментах и, как правило, достаточно поверхностны.
По статистике 80% всех конфликтов происходит помимо желания конфликтующих. В то время как знания конфликтологии могут ликвидировать конфликт или вообще предотвратить его.
Главную роль в возникновении конфликта играют конфликтогены.
Конфликтогены - слова или действия, которые могут привести (или не привести) к конфликту.
Важная закономерность: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном и часто самым сильным из всех имеющихся. Высокая мораль говорит о том, что лучше сдержаться и простить. Таковы рекомендации всех религий. Однако, желающих подставить вторую щеку практически не находится. Потребность чувствовать себя в безопасности и оберегать свое достоинство—одна из основных потребностей человека.
Формула 1.
1-й конфликтоген—2-й более сильный конфликтоген—3-й еще более сильный конфликтоген—…—Конфликт.
Первый конфликтоген здесь появляется зачастую помимо воли людей. Далее конфликт развивается по схеме.
Из
схемы видно, что для предотвращения
конфликта нужно разорвать
Конфликт по этой формуле случаен.
Формула 2.
КС+И=К
КС—конфликтная ситуация, это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
И—инцидент, стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
К—конфликт, открытое противостояние взаимоисключающих интересов и позиций.
Разрешить конфликт - это значит устранить конфликтную ситуацию или исчерпать инцидент.
Формула 3.
КС1&КС2&…КСn=К.
Для
возникновения конфликта
Тип конфликта | Наличие КС | Формула конфликта | Степень неизбежности |
1 | Нет | Эскалация конфликтогенов,
то есть их расширение
1-й конфликтоген—2-й более сильный конфликтоген—3-й еще более сильный конфликтоген—…—Конфликт. |
Конфликт случаен |
2 | Одна |
|
Конфликт закономерен |
3 | Две и более | КС1&КС2&…КСn=К. | Конфликт неизбежен |