4.
Подростковый возраст имеет важное значение
в развитии и становлении личности человека.
В этот период значительно расширяется
объем деятельности ребенка, качественно
меняется его характер, в структуре личности
происходят ощутимые перемены, обусловленные
перестройкой ранее сложившихся структур
и возникновением новых образований, закладываются
основы сознательного поведения, вырисовывается
общая направленность в формировании
нравственных представлений и установок.
Все это происходит на фоне противоречий
физиологического и психического развития
подростка, на фоне его духовного становления.
Поэтому подростковый возраст характеризуется
специалистами как сложный, трудный, критический,
переходный.
5.
Существует несколько причин формирования
личности подростков с девиантным поведением:
общественное влияние, неблагополучное
окружение, однако решающую роль, по мнению
психологов, играет семейный климат.
Содержание
курсовой работы может быть использовано
в работе педагога общеобразовательной
школы с целью выявления и преодоления
признаков девиантного поведения детей
подросткового возраста, а также при изучении
темы отклоняющегося поведения в психологии
и педагогике.
В
рамках темы курсовой работы исследование
может быть продолжено в направлении подробного
изучения причин девиантного поведения,
его форм и путей преодоления в рамках
образовательного учреждения и семейной
обстановки.
ЛИТЕРАТУРА
- Абульханова-Славская
К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности
// Психология формирования и развития
личности. - М., 1981.
- Антилогова
Л.Н. Нравственное сознание личности и
его структура// www. festival1september.ru
- Антонян Ю.М.,
Самовичев Е.Г. Неблагополучные условия
формирования личности в детстве: психологические
механизмы насильственного преступного
поведения. - М., 1983.
- Антонян Ю.М.
Социальная среда и формирование личности
преступника.- М.: Знание, 1986.- 158 с.
- Бадмаев С.А.
Психокоррекция отклоняющегося поведения
школьников. – 4-е изд.- М.: Магистр, 1999. –
96 с.
- Беличева
С.А. Основы превентивной психологии.-
М.: Социальное здоровье России, 1994.- 220
с.
- Бойко И.Б.
Самоубийство и его предупреждение.- Рязань,
1997.- 370 с.
- Бороздина
Л.В. Что такое самооценка?// Психологический
журнал, №4, 1992
- Братусь Б.С.
Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988. - 301с.
- Брутман
В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных
факторов на формирование девиантного
поведения матери // Психологический журнал.-
2000.- №2.
- Гилинский
Я., Афанасьев В. Социология девиантного
(отклоняющегося) поведения. Учебное пособие.-
СПб., 1993.- 400 с.
- Горьковая
Н.А. Влияние семьи на формирование делинквентности
у подростков // Психологический журнал.-
1994. -№2.
- Гудечек
Я. Ценностная ориентация личности // Психология
личности в социалистическом обществе.-
М., 1989.
- Дюркгейм
Э. Самоубийство: Социологический этюд.
— М., 1994.- 346 с.
- Заика Е.В.
Психологическая характеристика личности
подростков с отклонениями в поведении
// Вопросы психологии. -1990.-№4.
- Кле М. Психология
подростка.- М., 1991. -171 с.
- Клейберг
Ю. А. Психология девиантного поведения:
Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера,
2003.- 160 с.
- Клейберг
Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных
системах.- Кемерово, 1995.- 260 с.
- Клейберг
Ю.А. Психология девиантного поведения.-
Тверь, 1998.- 185 с.
- Клейберг
Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа
и профилактика девиантного поведения.-
Тверь, 2000.- 206 с
- Клочко А.В.,
Краснорядцева О.М. Суверенность как результат
становления человека в совмещенной психологической
системе // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические
науки.- 2001.- № 1.- С.4-9.
- Клочко В.Е.
Становление многомерного мира человека
как сущность онтогенеза // Сибирский психологический
журнал.- Томск, 1998. -Вып.8-9.- С.7-15.
- Клочко В.Е.
Человек как самоорганизующаяся психологическая
система // Человек как самоорганизующаяся
психологическая система: Материалы региональной
конференции.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.-
С.3-7.
- Кондрашенко
В.Т. Девиантное поведение у подростков.-
М.: Педагогика, 1998.- 159 с.
- Коэн А. Содержание
делинквентной субкультуры // Социология
преступности.- М., 1966.- 156 с.
- Крайг Г.
Психология развития.- СПб., 2000.- 987с.
- Кудинов
С.И. Социально-психологические предпосылки
делинквентности подростков // Государственный
педагогический университет им. В.М. Шукшина//
www.oim.ru
- Леонтьев
Д.А. Очерк психологии личности. -М., 1997.-
64 с.
- Личко А.Е.
Эти трудные подростки.- Л., 1983. -174 с.
- Маслоу А.
Психология бытия: Пер. с англ.- М.: "Рефл-бук",
1997. -304 с.
- Мерлин В.С.
Психология индивидуальности.- М., 1996.-
445 с.
- Минияров
В.М. Диагностика и коррекция характерологических
свойств личности.- Самара, 1997.- 388 с.
- Моргун В.Ф.,
Ткачев Н.Ю. Проблемы периодизации развития
личности в психологии.- М., 1981.- 280 с.
- Мухина В.С.
Возрастная психология. -М., 1998. -454с.
- Петровская
Л. А. Гуманистическая ориентация педагогического
общения и современная школа // Инновационное
обучение: стратегия и практика.- М.: МГУ,
1994.- С. 67-69.
- Петровский
В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен
детско-родительских отношений // Вопросы
психологии.- 2001. -№1. -C.19-26
- Психология
подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.А. Фролов.-
М., 1997.- 526с.
- Психология
подростков. Полное руководство./ Под редакцией
члена-корреспондента РАО А.А. Реана.- СПб.:
Прайм - Еврознак, 2003.- 432 с.
- Пухова Т.И.
Развитие представлений о семейных отношениях
у детей // Вопросы психологии. -1996.- №2.
-C.14-23
- Ремшмидт
Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
становления личности.- М., 1994.- 320 с.
- Рогов Е.
И. Психология человека – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
- Руденский
Е.В. Психология отклоняющегося развития
личности.- Новосибирск, 1998.- 470 с.
- Рыбалко
Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.-
СПб., 1990.- 252с.
- Рычкова
Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика,
коррекция, психопрофилактика.- М., 2000.-
270 с.
- Слободчиков
В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход
к решению проблемы психологического
здоровья детей // Вопросы психологии 2001.
-№ 4.- С. 1-105.
- Словарь
практического психолога / сост. Головин
С.Ю.- Минск: Харвест, 1997.- 800 с.
- Степанов
В.Г. Психология трудных подростков.- М.,
1996.- 320 с.
- Трудный
подросток: причины и следствия / Под ред.
Татенко А.П.- Киев, 1999.- 220 с.
- Шурыгина
И.И. Влияние социального статуса семьи
подростков на их отношение к различным
формам девиантного поведения // Семья
в России.- 1999. -№ 1.- С. 21-24.