Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,

2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,

3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5

1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14

1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24

2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................

2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая по девиантности 2010-1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

       Суицид  – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

       Таким образом, тип девиации определяется психологическим складом личности, воздействием окружающей среды, обстановкой в семье и так далее. Отклоняющееся поведение подростков с одной стороны может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой – выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средство её формирования и целенаправленного воздействия на её формирование (то есть воспитательного средства).

       Девиантное  поведение подростков – явление  коллективное и сложное. Оно имеет внешние и внутренние причины. Отклоняющееся поведение связано с индивидуально-типологические особенности личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и других) социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и так далее) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определённом сочетании указательных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. Чтобы не допустить этого важно сформировать у ребёнка адекватную самооценку и так далее. Именно она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. 

 

        ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

       2.1 Причины отклоняющегося  поведения подростков 

       Существует  несколько причин формирования личности подростков с девиантным поведением: общественное влияние, неблагополучное окружение, однако решающую роль, по мнению психологов, играет семейный климат.

       Таким образом, семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

       Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений  и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.

       В семьях, где отношения детей и  родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков.

       Характерная ошибка в воспитании несовершеннолетних – разрыв между словом и делом  у родителей. Часто родители стремятся внушить подросткам нравственные принципы, показывая своим реальным поведением противоположное. Иногда система требований родителей к детям превышает уровень их критичности к самим себе, поэтому подростки начинают недоверчиво относиться к поступкам взрослых, предъявляют к ним собственные требования.

       Склонность  к девиантному поведению наблюдается  у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают  их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок. Особенно это проявляется при авторитарном воспитании, что затрудняет формирование таких качеств, как умение постоять за себя, доброжелательность, умение разрешать конфликтные ситуации.

       Проблема  дефицита свободного времени у родителей  стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания. В  наше время имеется ряд объективных  обстоятельств, не позволяющих семье  полноценно планировать и использовать досуг, – это уровень материальной обеспеченности, профессиональной принадлежности, производственные и бытовые нагрузки родителей. В результате большинство подростков вне школы практически безнадзорны, их поведение родителями не контролируется. Это не может не повлиять на рост девиантного поведения несовершеннолетних.

       Атмосфера психологической напряженности, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации негативно воздействуют на подростков. В таком состоянии  они легче поддаются внешним  влияниям, так как стремятся к  отреагированию внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у несовершеннолетних, склонности к девиантному поведению.

       Как правило, трудные подростки живут  в неблагополучных семьях, где  родители не являются для детей нравственным образцом, где происходят постоянные конфликты, не уделяется внимание внутреннему миру ребенка. По М.И. Буянову, неблагополучной семьей является та, где имеются явные дефекты воспитания, "неблагополучное отношение к ребенку". Признаками неблагополучной семьи являются злоупотребление родителями правами, жестокое обращение, аморальное и антиобщественное поведение и другие.

       Но  следует различать неблагополучные  семьи и педагогически безграмотных родителей, т.е. неспособных воспитывать  подростков в соответствии с общественными  запросами. Т.е. большинство родителей считают, что главная цель семейного воспитание – послушание ребенка, следование родительским наставлениям.

       Современные подростки погружены в огромный поток информации, поэтому от родителей  требуется культура и мастерство воспитания. Низкий уровень образования и культуры формирует невысокую культуру досуга, определяя этим качество психологического развития семьи, специфику взаимоотношений. Обыденные явления во многих семьях подростков (грубость, разрешение конфликтов посредством драк) воспринимаются последними как нормальная форма отношений между людьми, приемлемая и во взаимоотношениях со сверстниками.

       Рассматривая  показатели неблагополучия семьи, нужно  назвать также болезнь или  инвалидность одного из родителей. В  таких семьях, как правило, внешние  конфликты не наблюдаются, но постепенно происходит фактическая утрата влияния родителей на подростка.

       Другой  показатель – однодетные и многодетные  семьи. В первом случае чаще наблюдается  родительский эгоизм. И хотя педагоги считают, что воспитание в многодетной семье значительно облегчено, по данным криминологов дети из многодетных семей чаще оказываются предрасположены к формированию девиантного поведения. Т.е. воспитательные возможности семьи зависят не от числа детей в ней, а от общего нравственного и эмоционального климата в ней.

       Еще один показатель – неполная семья. Ограниченные воспитательные возможности  неполной семьи вызваны факторами  педагогического и морально-психологического порядка, т.к. при недостатке одного из родителей подросток лишается целого спектра нравственно-эмоциональных отношений. А наблюдение ребенком социального взаимодействия родителей, их любви, взаимопомощи и т.д. – это важный социализирующий фактор. Исследования криминологов показывают, что у девиантных подростков отсутствие одного из родителей отмечается в 2-4 раза чаще, чем у подростков без отклонений в поведении. Это доказывает, что дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях имеют негативное значение для формирования личности.

       Анализ  причин девиантного поведения ребенка, воспитывающегося одинокой матерью, позволяет  говорить о нередком неприятии ею ребенка, неблагоприятном воздействии на него ее асоциального поведения, отрицательно влияет на детей инфантильная, незрелая мать или авторитарная мать, психологически отвергающая своего ребенка. Воспитание в этом случае сводится к постоянной "дрессуре" без учета индивидуальных качеств подростка, к полному подавлению его активности, самостоятельности.

       Дополнительные  сложности воспитания в такой  семье обычно связаны с характером внутрисемейных взаимоотношений, складывающихся после рождения ребенка.

       По  оценкам многих специалистов, распространенными негативными последствиями разводов являются: снижение трудовой активности, высокая вероятность стрессов, запоев, психических расстройств. Взросление подростка происходит в условиях постоянных конфликтов между разведенными супругами.

       Важным  фактором, вызывающим девиантное поведение подростков, является антиобщественное противоправное поведение родителей (ссоры, скандалы, пьянство, драки и т.д.). Подростки в таких семьях подвергаются систематическому избиению, их выгоняют из дома, поэтому появилась значительная категория несовершеннолетних, не имеющих постоянного места жительства. Причины, побудившие подростков бежать из дома, свидетельствуют, по данным некоторых авторов, что в 40-70% случаев это происходит из-за обид и ссор с родителями.

       Под неблагополучной или негармоничной семьей принято понимать семью, в которой нарушен благоприятный психологический климат, внутрисемейная гармония. Такая семья может находиться в конфликте с ближайшим окружением, изолировать себя от общества и даже противопоставлять себя ему.

       Анализ  психологической литературы показывает, что подростки и их родители по-разному  воспринимают аналогичные ситуации. В представлениях подростков сплетается несовместимое, случайное, создаются  невероятные конструкции, образы. Основываясь  на них, дети своеобразно реагируют, поступают не так, как ожидают родители. Понять причину этого возможно, лишь разобравшись, как видят окружающую действительность подростки.

       Многие  отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их за собой на протяжении всей жизни. Педагоги и психологи, имеющие опыт общения с "трудными" подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого.

       На  основе своего жизненного опыта и  обобщения его доступными интеллекту средствами подросток может прийти к различным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение  родителей к себе и как он сам относится к себе.

 

        2.2 Коррекция отклоняющегося  поведения детей  подросткового возраста 

       Современную отечественную систему образования  и воспитания, как и состояние  современной российской педагогики, характеризуют как кризисную. Это  состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека.

       Решение социальных проблем вышло на государственный  уровень. Назревшие проблемы общества требуют создание социально-педагогической службы по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей.

Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков