Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,

2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,

3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5

1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14

1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24

2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................

2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая по девиантности 2010-1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

       Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и независимости, а отсюда их болезненная чувствительность к оценке взрослых, их острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права, игнорировать их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его взглядами, уважали его. Отношения к нему старших, как к «маленькому», обижает его. Поэтому подростков нужно освободить от излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства. Очень важно, чтобы педагог своим личным примером воспитывал подростка, чтобы подросток, наблюдая за его поведением, воспринимал хорошее, подражал правильному.

       Таким образом, один из путей формирования личности подростка - это предъявление требований к нему в коллективе или  через коллектив. Организация здорового, единого, целеустремленного, коллектива и правильных взаимоотношений в нём, включение подростка в жизнь этого коллектива важнейший путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте.

       В подростковом возрасте происходит существенная перестройка учебной деятельности школьника. Учебная деятельность - сложная     умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.

       Исследования  Т. В. Драгуновой и Д. Б. Эльконина  показывают, что в начале подросткового  возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности от наиболее низкого, где отсутствуют элементарные умения организовывать самостоятельную работу, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно усваивается не только новый материал, но и новые области знаний, например, радиотехника, астрономия. Начало изучаемого возраста связывается с началом формирования именно высокого уровня учебной деятельности. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.

       У подростков-школьников усиливается  сознательное отношение к учению. В своей учебной деятельности они постепенно переходят на более  высокий, новый уровень, который  связан с новым отношением к глубоким, настоящим знаниям, которые приобретают личностный смысл. Мотивы учения у подростков представляют собой сложную структуру, в которой слиты в единое целое широкие социальные мотивы, такие как необходимость учения для подготовки к труду и самостоятельной жизни, сознание общественной важности приобретения знаний, познавательные мотивы и личные мотивы, связанные со стремлением к успеху. Но иногда наблюдается противоречие, то есть стремление к приобретению знаний сочетается с безразличным или отрицательным отношением к учению. Это может быть результатом неудачи в учении, конфликта учащегося с учителем. Обычно подросток остро переживает свои учебные неудачи, но ученик делает вид, что к успехам в учении совершенно безразличен и равнодушен.

       В процессе овладения основами наук не только расширяется кругозор и обогащается жизненный опыт, но и формируются и развиваются интересы подростков. В этом процессе наблюдаются индивидуальные различия, поэтому трудно однозначно оценить возрастные особенности интересов подростка. Они могут быть широкими и узкими, устойчивыми и неустойчивыми, глубокими поверхностными.

       Действительно, по сравнению с младшим школьником у подростка заметен иной уровень  интересов. Область интересов у  подростка шире. Большая степень  умственной зрелости подростка, изучение основ наук, вовлекают в сферу интересов подростков все новые и новые области жизни и деятельности людей. Значительное место занимают интерес к спорту, шахматам, читательские интересы, интерес к кино, компьютеру. Заметно развиваются общественно-политические интересы.

       Но  интересы подростка становятся не только более широкими и разнообразными, но и более глубокими и содержательными. Часто познавательные интересы учеников выходят за рамки школьных программ. Подросток много читает и охотно беседует по поводу прочитанного, он является активным членом кружков, посещает выставки. Интересы в этом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, которые захватывают подростков, иногда в ущерб всем другим занятиям в школе. Интересы подростков устойчивы по сравнению с интересами младшего школьника. Иногда возникший в подростковом возрасте интерес сохраняется и в юношеском возрасте, только углубляясь и обогащаясь содержанием, а в профессиональной направленности. К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии. Это связано с тем, что некоторые из подростков после окончания IX класса поступают в колледжи, училища. Но представления об избираемых профессиях у большинства ребят неопределенные, смутные. Подростки плохо осведомлены о профессиях, о тех требованиях, которые предъявляют профессии к человеку.

       Изменение характера и форм учебной деятельности требуют от подростка более высокой  и организованной умственной деятельности. Ученик становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Объем восприятия увеличивается, становится последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, и многое зависит от отношения ученика к воспринимаемому объекту. При отсутствии интереса, равнодушия к материалу восприятие носит случайный характер, восприятие характеризуется поверхностью.

       Существенные  изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Основная характеристика этого возраста - усиление произвольной стороны этих функций. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

       Особенность памяти подростка - возможность установления более сложных ассоциаций, связи нового материала со старым, включение нового в систему знаний Ю. А. Самарин установил, что процесс формирования системы знаний основывается на установлении ассоциаций различного уровня. От образования локальных ассоциаций и частно-системных ассоциаций, характерных для младшего школьника, подросток переходит на более высокий уровень формирования внутрипредметных ассоциаций, отражающих систему знаний внутри учебного предмета, а в конце подросткового возраста создаются условия для перехода на уровень межпредметных ассоциаций. Это обеспечивает связь материала разных учебных предметов, понимание единства знаний, даваемых различными науками.

       Развитие  внимания отличается противоречивостью: с одной стороны, в этом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, а с другой -обилие переживаний, впечатлений, импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психического состояния самого учащегося, от его отношения к работе. Избирательность внимания у подростка ярко выражена. Невнимательный, рассеянный на одном, нелюбимом уроке, ученик может сосредоточенно, собранно работать на другом, любимом уроке. В подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

       Именно  в подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы, под  влиянием изучения основ наук начинают ярко проявляться способности подростков к тем или иным видам деятельности. Проявления способностей наблюдаются и раньше, но по-настоящему они начинают развиваться именно в подростковом возрасте, именно в этом возрасте возникают глубокие, устойчивые интересы, формируется сознательное отношение к окружающему, развивается творческое мышление. Начинают ярко проявляться музыкальные, литературно-творческие, художественно-изобразительные способности, на основе изучения математики и физики заметно формируются у мальчиков-подростков конструктивно-технические способности. Именно подростки активные участники познавательных различных и творческих кружков. У них проявляется потребность творить, создавать самостоятельно песенки, рисовать, сочинять небольшие рассказы.

 

        1.2 Сущность отклоняющегося  поведения 

       Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая проблема отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления – психологии девиантного поведения. К концу 20 столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум [6].

       В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно вырос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и других. Это стимулировало заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с её основными более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и других [19, С. 8].

       В зарубежной науке психология девиантного  поведения сложилась как самостоятельная  научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях, от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи – различные виды социальной патологии (убийства, наркотизм, алкоголизм и прочее), четвёртые - социальное творчество.

       Дело в том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространённых в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям [11].

       Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся  поведение — это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными  ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [32, С. 520—521].

       Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие — аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя».

       Наряду  с термином «девиантное поведение» исследователями употребляются  как синонимы «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированное поведение», «агрессивное поведение», «конфликтное поведение» и другие,      что Ю. А. Клейберг считает методологически неверным [20].

       А.Д. Гонеев пишет, что одни ученые рассматривают  отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны [17].

       Ученые  давно обратили внимание на то, что  словами «девиантное поведение» называют и конкретные действия конкретного человека, и относительно массовое и устойчивое социальное явление.

       По  мнению Ю.А. Клейберга девиантным признается поведение не соответствующее социальным нормам и ожиданиям. Однако нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время,  но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время. Поскольку различаются правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежные нормы, правила поведения «истеблишмента» и «богемы» и тому подобное,  постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а, следовательно, относительно (релятивно) и девиантное поведение [20].

Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков