Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,

2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,

3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5

1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14

1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24

2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................

2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая по девиантности 2010-1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

       Исходя  из этих первых, самых общих представлений  девиантного поведения, Ю.А. Клейберг определяет  его как:

       1) поступок, действия человека,

       2) социальное явление [20].

       А.Д. Гонеев даёт характеристику поступкам  человека, рассматривая их с точки  зрения разных наук. В философии  и этике поступок трактуется, как клеточка нравственной деятельности, рассматриваемая с точки зрения единства мотива и его последствий, намерений и практических дел, целей и средств, то есть единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами [17].

       В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

       Наряду  с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия или проступки, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм. С юридической точки зрения проступок - это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие.

       В отклоняющемся поведении (да и поведении  в норме) поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и так далее.

       При таком разнообразии проявлений и  выражений поступка как части, единицы  социального поведения само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнообразное и разностороннее.

       Поведение человека выступает не только как  сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, и как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между:

       а) информацией о людях и межличностными отношениями;

       б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;

       в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.

       Это необходимо учитывать при оценке и характеристике отклоняющегося поведения подростков, при определении причин и условий, его обусловливающих [39].

       Необходимо  отметить и то, что поведение охватывает все поступки человека целиком как  особый вид взаимодействия с окружающей средой.

       Как всякое действие, отклоняющееся поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.

       Исследованием этого механизма девиантного поведения занимаются различные науки: правоведение и медицина (прежде всего психиатрия и наркология), психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, однако психологические механизмы, причины, диагностика предрасположенности к девиантному поведению и другие, девиантное поведение как процесс изучается, прежде всего, психологией.

       Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвящённые девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту социальную группу подростков: «трудновоспитуемые», «кризисные», «педагогически запущенные», «дезадаптивные» и «асоциальные» и другие. При этом считается, что поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимости, импульсивности, двигательной и вербальной активностью, чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения [43].

       Можно утверждать, что девиация как форма  поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего, направляющего и обеспечивающего реализацию девиантного поведения. Однако содержание и структура этого психического образования, механизмы реализации девиантного поведения нуждаются в уточнении. 

 

        1.3 Видовая характеристика  отклоняющегося поведения 

       В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

       - первый - отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры);

       - второй - нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость,

         недоверчивость, жестокость, которые,  если их не преодолеть, приведут  к правонарушениям;

       - третий - правонарушения, то есть  поведение, нарушающее правовые  нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

       - четвертый - отклоняющееся поведение,  в значительной степени обусловленное  патологическими факторами, заболеваниями.  Оно может быть у подростков  с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей [39].

       Рассмотрим  подробнее некоторые виды и формы  отклоняющегося поведения, менее представленных в научной и учебной литературе: бродяжничество, гомосексуализм, наркотизм, самоубийство, граффити.

       1. Бродяжничество. Одной тех проблем, которые относятся к ряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема аутсайдерства. Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низких его слоях. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. По Р. Мертону, эта разновидность ретритистского поведения, которое выступает результатом двойного конфликта – неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам в следствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению [45].

       Как показывают некоторые исследования (С.А. Бадмаев, А.Л. Бройсман, В.Ф. Матвеев  и другие), повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество преимущественно  бывают в период  от 7 до 16 лет, в  основном у мальчиков, чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14 до 15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхами перед возможным физическим наказанием за совершённый неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уход из дома, и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростковой ситуации. Как правило такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома. Возникающие несколько позже раскаяние в совершённом поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей [5].

       Страхи  и навязчивость. Возникновение различных  страхов (фобий) довольно характерно для детского и подросткового возраста. Чаще всего эта невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10 – 20 минут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально-значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1 – 2 месяца). Причиной бывают затянувшиеся травмирующие психику ребёнка ситуации (тяжёлая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или семье и так далее [5].

       Вандализм: граффити. Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека. Как констатируют многие исследователи, вандализм – мужской феномен. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми до 25 лет. Пик вандализма приходится на 11 – 13 лет. Вандализм занимает важное место в структуре криминальной активности подростков 13 – 17 лет.

       Существует  оригинальная форма вандализма –  граффити. Эта форма составляет неотъемлемую часть пейзажа современных городов  и сёл. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в общественных туалетах и даже на памятниках культуры. Граффити выполнены всевозможными способами: мелом, ручками и карандашами, маркерами, красками, иногда выцарапаны или выбиты. Они содержат разные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы.

       Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли различают:

       - публичные граффити: городские надписи  и рисунки на внешних сторонах  зданий, заборах, деревьях, в метро  и представляющие собой чаще  всего сообщения о групповой  идентичности,

       - личные граффити: надписи и рисунки в туалетах, на столах, партах и тому подобное, которые чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных конфликтов [17, С. 80-81].

       В. Седнев определил три вида граффити:

       - идентифицирующие надписи – имена, клички, места жительства или учёбы, дата или цели поездки, номера телефонов,

       - асоциальные надписи – нецензурные  слова и символы в чей-либо  адрес или без адреса,

       - символические граффити – относятся  к популярным музыкальным группам  и исполнителям, наименованиям форм, производящих обувь, одежду аппаратуру [19, С. 70].

       Таким образом, граффити как один из видов  вандализма рассматривается как  разновидность подростковой девиантности.

       Наркомания  – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению. Разновидностью наркомании является токсикомания.

       Результаты  социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте».

       Борьбе  с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.

       Пьянство  и алкоголизм. Между этими понятиями  существуют различия. Алкоголизм –  патологическое влечение к спиртному  и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство –  это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.

       Суицидальное  поведение. Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка  к самоубийству. Суицидальное поведение  – это само разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков