Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,

2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,

3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5

1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14

1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24

2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................

2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая по девиантности 2010-1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

       - рост числа разводов;

       - снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;

       - проблемы с воспитанием (ослабленный  или отсутствующий присмотр, незнание  родителями правил организации  нормальных взаимоотношений, самообслуживания, распределения поручений в семейном  быту);

       - индивидуальные проблемы ребенка  (загруженность, нехватка родительского  тепла, отсутствие возможности  отдохнуть от избыточных контактов,  трудности в проведении каникул,  оздоровления и др.);

       - моральные проблемы (отношение в  обществе к многодетным семьям) и т.п.

       К видам работы педагога с многодетными семьями относятся:

       - выявление и учет многодетных  семей;

       - определение основных проблем  и потребностей;

       - предоставление информации о  пособиях и социальных льготах;

       - помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с руководителями предприятий, общественными организациями;

       - помощь в решении проблем женщины  – матери (психологическая поддержка);

       - социальный патронаж детей, контроль  успеваемости и межличностных  отношений;

       - консультирование членов семьи, социально – педагогическая поддержка;

       - организация благотворительных  акций в пользу многодетных  семей и др.

       3. Профориентационная работа.

       Система профориентации школьников – это  организованная, управляемая деятельность различных государственных и  общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

       Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися.

       При неименной общей цели конкретные цели и задачи каждой школы зависят  от потребностей в тех или иных профессиональных кадрах в данном регионе  или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям.

       1. Профессиональное просвещение, включающее  профинформацию, профпропаганду и  профагитацию.

       2. Предварительная профессиональная  диагностика, направленная на  выявление интересов и способностей  личности к той или иной профессии.

       3. Профессиональная консультация, нацеленная  в основном на оказание индивидуальной  помощи в выборе профессии  со стороны специалистов –  профконсультантов.

       4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые  с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

       5. Социально – профессиональная  адаптация.

       6. Профессиональное воспитание, которое  ставит своей целью формирование  у учащихся чувства долга, ответственности,  профессиональной чести и достоинства.

       В работе по различным направлениям определился  круг форм и метод профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятиях, приглашение мастера – профессионала  в какой-либо области на вечер, конкурс, мероприятие и т.д.

       Таким образом, приоритетными направлениями коррекционно-профилактической деятельности с девиантными подростками становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».

       В ходе исследования в рамках темы курсовой работы была обобщена и проанализирована работа по коррекции девиаций в поведении  подростков в условиях общеобразовательной  школы.

       Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек является формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее – с развитием его потребностно-мотивационной сферы. В профилактической работе можно выделить следующие направления:

       1. Формирование у подростков чёткой  установки на неприятие наркотиков; выявление подростков группы  риска и оказание им социально-педагогической помощи.

       2. Формирование у учащихся стратегической  мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующейся  социально-успешной личности; усиление  защитных механизмов и ослабление  механизмов, провоцирующих употребление  психоактивных веществ.

       3. Обеспечение просоциальной активности  подростков, общественно-полезной деятельности, необходимой для их полноценного  развития и предупреждения девиантного  поведения, путём включения подростка  в группу просоциальной ориентации.

       4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики по принципу дополнения в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешении конфликтных ситуаций, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни.

       5. Распространение информации о  причинах, формах и последствиях  злоупотребления наркотическими  средствами; формирование у подростков  навыков анализа и критической  оценки информации о психоактивных  веществах; включение игровых  программ воспитания трезвости в обучение, начиная с младших классов и до окончания школы; формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения.

       6. Изменение ценностного отношения  детей и молодёжи к наркотикам, формирование личной ответственности  за своё поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодёжной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

       В рамках школы также созданы условия  для профилактики вредных привычек, нарушения норм поведения, формирования системы дополнительных знаний и  т.д. В начале года все ученики школы имеют возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, гуманитарные кружки, декоративно-прикладного творчества, спортивные секции, эколого-биологические и математические кружки.

       Воспитание  в школе реализуется через  воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью  ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

       Социальный  педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, выделяет учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, наркологом, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних.

       Деятельность  педагогов и психолога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог и психолог, а также классный руководитель выполняют следующие функции:

       - Диагностическая и аналитическая  – формирует банк данных «трудных»  подростков и учащихся из неблагополучных  и асоциальных семей, учет динамики  успеваемости и посещаемости  учеников, анализ занятости во  внеурочное время;

       - Социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;

       - Коррекционная – индивидуальная  работа с «трудными», с целью  усиления позитивных влияний  социальной среды;

       - Социально-профилактическая – установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;

       - Профориентационная работа среди  несовершеннолетних.

       На  внутришкольный контроль поставлены ученики, имеющие замечания по нарушениям дисциплины, систематически опаздывающие на занятия или пропускающие их, имеющие неудовлетворительные отметки по успеваемости.

       С этими детьми проводится работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Организовано тесное сотрудничество с родителями, административными органами и органами социально-педагогической поддержки.

       Проводится  работа по повышению правовой грамотности  учащихся и их родителей с целью  профилактики девиантного поведения.

       Анализируя работу педагога за период проведения исследования, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

       1. Проблемы, связанные с неадекватным  и девиантным поведением, дезадаптацией  подростков в социальной среде;

       2. Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка;

       3. Проблемы, связанные с конфликтами  и морально-психологическим климатом  в школе;

       4. Проблемы, связанные с сохранением  психического здоровья детей,  развитием личности, самоопределением  детей и подростков;

       5. Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;

       6. Проблемы тяжелого материального  положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и \ или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;

       7. Разрешение проблем психологического  состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями и учениками.

       При построении коррекционной программы  работы с детьми и подростками  «группы риска» в качестве базовых  учитывались следующие положения:

       1. Опора на положительные качества ребенка.

       2. Формирование будущих жизненных  устремлений.

       3. Помимо деятельности, связанной  с его дальнейшей трудовой  судьбой, необходимо включение  ребенка в значимую для него  общественно-полезную деятельность.

Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков