Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,
2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,
3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5
1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14
1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24
2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................
2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................
ЛИТЕРАТУРА
- рост числа разводов;
- снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;
-
проблемы с воспитанием (
-
индивидуальные проблемы
- моральные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям) и т.п.
К видам работы педагога с многодетными семьями относятся:
- выявление и учет многодетных семей;
- определение основных проблем и потребностей;
- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
-
помощь членам семьи в
-
помощь в решении проблем
-
социальный патронаж детей,
- консультирование членов семьи, социально – педагогическая поддержка;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей и др.
3. Профориентационная работа.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися.
При неименной общей цели конкретные цели и задачи каждой школы зависят от потребностей в тех или иных профессиональных кадрах в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям.
1.
Профессиональное просвещение,
2.
Предварительная
3.
Профессиональная консультация, нацеленная
в основном на оказание
4.
Профессиональный отбор (
5. Социально – профессиональная адаптация.
6.
Профессиональное воспитание, которое
ставит своей целью
В
работе по различным направлениям определился
круг форм и метод профориентационной
работы – это рассказы о профессиях,
беседы, экскурсии на предприятиях,
приглашение мастера –
Таким образом, приоритетными направлениями коррекционно-профилактической деятельности с девиантными подростками становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».
В ходе исследования в рамках темы курсовой работы была обобщена и проанализирована работа по коррекции девиаций в поведении подростков в условиях общеобразовательной школы.
Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек является формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее – с развитием его потребностно-мотивационной сферы. В профилактической работе можно выделить следующие направления:
1.
Формирование у подростков
2.
Формирование у учащихся
3.
Обеспечение просоциальной
4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики по принципу дополнения в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешении конфликтных ситуаций, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни.
5.
Распространение информации о
причинах, формах и последствиях
злоупотребления
6.
Изменение ценностного
В рамках школы также созданы условия для профилактики вредных привычек, нарушения норм поведения, формирования системы дополнительных знаний и т.д. В начале года все ученики школы имеют возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, гуманитарные кружки, декоративно-прикладного творчества, спортивные секции, эколого-биологические и математические кружки.
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, выделяет учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, наркологом, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних.
Деятельность педагогов и психолога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог и психолог, а также классный руководитель выполняют следующие функции:
-
Диагностическая и
- Социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;
-
Коррекционная –
- Социально-профилактическая – установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
-
Профориентационная работа
На внутришкольный контроль поставлены ученики, имеющие замечания по нарушениям дисциплины, систематически опаздывающие на занятия или пропускающие их, имеющие неудовлетворительные отметки по успеваемости.
С этими детьми проводится работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Организовано тесное сотрудничество с родителями, административными органами и органами социально-педагогической поддержки.
Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
Анализируя работу педагога за период проведения исследования, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
1. Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией подростков в социальной среде;
2. Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка;
3.
Проблемы, связанные с конфликтами
и морально-психологическим
4. Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков;
5. Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;
6.
Проблемы тяжелого
7.
Разрешение проблем
При
построении коррекционной программы
работы с детьми и подростками
«группы риска» в качестве базовых
учитывались следующие
1. Опора на положительные качества ребенка.
2.
Формирование будущих
3.
Помимо деятельности, связанной
с его дальнейшей трудовой
судьбой, необходимо включение
ребенка в значимую для него
общественно-полезную
Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков