Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,
2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,
3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5
1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14
1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24
2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................
2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................
ЛИТЕРАТУРА
Главное требование к педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого [18].
В
течение учебного года основной задачей
в работе педагога является создание
благоприятных условий для
-
руководствуется Законом «Об
образовании», Конвенцией о правах
ребенка, нормативными актами, федеральными
законами «Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений среди
- изучает психологические и личностные проблемы учеников;
-
ведет учет и профилактическую
работу с детьми из
-
осуществляет социальную
-
осуществляет контроль за
Данные функции педагога-классного руководителя в полной мере относятся и к работе с детьми подросткового возраста, относящимся к так называемой группе девиантных, то есть, как было выявлено в ходе исследования, - с подростками, нарушающими нормы поведения.
Все
участники воспитательного
Таким образом, работа с девиантными подростками предполагает несколько направлений, соответствующих факторам возникновения проблем:
1) психолого-педагогическая работа по оптимизации внутрисемейных отношений;
2) работу по улучшению здоровья школьников, формированию культуры здорового образа жизни, помощи в преодолении последствий заболеваний и травм;
3)
воспитательная работа по
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу и возникновение признаков отклоняющегося поведения. В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:
1.
Неприятие. Это те семьи, где
рождение ребенка было
2.
Гиперсоциальное воспитание. Причина
его в неверной ориентации
родителей. Это слишком «
3.
Тревожно-мнительное
4.
Эгоцентрический тип
Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует [18].
Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем, отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряется мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.
Разводы также влияют на ребенка. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку. Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Из-за
этого зловещего явления
Итак, обобщив основные проблемы, возникающие в процессе работы с девиантными подростками, необходимо наметить пути их решения в рамках педагогической работы. Можно выделить ведущие направления, обусловленные причинами тех или иных проблем.
1. Работа с девиантными подростками включает следующие составляющие:
-
перевод социальной ситуации
в педагогическую (организация нравственной,
воспитывающей среды в
-
воспитание нравственно –
-
формирование адекватной
-
развитие эмоциональной сферы
личности: формирование воли, умения
управлять собой, адекватно
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
-
организация педагогического
-
предупреждение невротических
-
обеспечение благоприятного
- помощь в заполнении пробелов в знаниях.
Работа педагога с девиантными подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении подростков.
Подростки
с отклоняющимся поведением, как
правило, оказываются трудными в
общении. Чтобы установить с ними
контакт для любой последующей
работы, социальному педагогу требуется
приложить довольно много усилий,
которые могут оказаться
Взаимодействие педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1. расположение к общению.
2. поиск общего интереса.
3.
выявление возможных для
4. выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5.
стремление к положительных
6.
установление оптимальных
На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи.
2. Работа с семьей.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной специализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала в семьи.
Одной из основных задач педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах пробел успешной социальной адаптации детей и подростков. В случае необходимости педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.
Виды возможной работы педагога с малообеспеченными семьями:
Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным проблемам многодетных семей относятся:
- материальные;
-
обеспечение полноценным
-
проблемы со здоровьем (
Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков