Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,

2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,

3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5

1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14

1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24

2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................

2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая по девиантности 2010-1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

       Главное требование к педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а  также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого [18].

       В течение учебного года основной задачей  в работе педагога является создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских  отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности педагог:

       - руководствуется Законом «Об  образовании», Конвенцией о правах  ребенка, нормативными актами, федеральными  законами «Об основах системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений среди несовершеннолетних»,  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

       - изучает психологические и личностные проблемы учеников;

       - ведет учет и профилактическую  работу с детьми из неблагополучных  семей и семей, оказавшимися  в трудной жизненной ситуации;

       - осуществляет социальную защиту  детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих;

       - осуществляет контроль за сохранением  здоровья учащихся и формированию  у них культуры здоровья.

       Данные функции педагога-классного руководителя в полной мере относятся и к работе с детьми подросткового возраста, относящимся к так называемой группе девиантных, то есть, как было выявлено в ходе исследования, - с подростками, нарушающими нормы поведения.

       Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. Личностно-ориентированное  воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Дети с девиантным поведением, как ни кто другой, требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников).

       Таким образом, работа с девиантными подростками предполагает несколько направлений, соответствующих факторам возникновения проблем:

       1) психолого-педагогическая работа по оптимизации внутрисемейных отношений;

       2) работу по улучшению здоровья школьников, формированию культуры здорового образа жизни, помощи в преодолении последствий заболеваний и травм;

       3) воспитательная работа по оптимизации  взаимоотношений подростков со сверстниками.

       Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу и возникновение признаков отклоняющегося поведения. В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:

       1. Неприятие. Это те семьи, где  рождение ребенка было нежелательным,  или в случае, если планировался  мальчик, родилась девочка, т.е.  когда ребенок не удовлетворяет  начальные ожидания родителей.  Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.

       2. Гиперсоциальное воспитание. Причина  его в неверной ориентации  родителей. Это слишком «правильные»  люди, пытающиеся педантично выполнять  все рекомендации по «идеальному»  воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.

       3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается  в тех семьях, где ребенок единственный  или очень болезненна тревога  за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.

       4. Эгоцентрический тип восприятия  – ребенку, часто единственному,  долгожданному навязывают представление  о себе как идеальному ребенку.  В результате ребенок не принимает  во внимание интересы окружающих.

       Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует [18].

       Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем, отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряется мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

       Разводы также влияют на ребенка. Дефекты  воспитания - это есть первейший  и главнейший показатель неблагополучной  семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют  степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку. Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка.

       Одним из самых мощных неблагоприятных  факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

       Из-за этого зловещего явления ребенок  усваивает отрицательные примеры, из-за этого проявляется отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д. Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьющих родителей. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем.

       Итак, обобщив основные проблемы, возникающие  в процессе работы с девиантными подростками, необходимо наметить пути их решения в рамках педагогической работы. Можно выделить ведущие направления, обусловленные причинами тех или иных проблем.

       1. Работа с девиантными подростками включает следующие составляющие:

       - перевод социальной ситуации  в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов  социального воспитания с целью  создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

       - воспитание нравственно – правовой  убежденности;

       - формирование адекватной самооценки, способности критически относиться  к самому себе;

       - развитие эмоциональной сферы  личности: формирование воли, умения  управлять собой, адекватно реагировать  на педагогические воздействия;

       - включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

       - организация педагогического влияния  на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

       - предупреждение невротических расстройств  и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суициды, клептомания и т.д.);

       - обеспечение благоприятного социально  – психологического климата;

       - помощь в заполнении пробелов  в знаниях.

       Работа  педагога с девиантными подростками  должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении подростков.

       Подростки с отклоняющимся поведением, как  правило, оказываются трудными в  общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей  работы, социальному педагогу требуется  приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

       Взаимодействие  педагога с девиантным подростком разворачивается  в шести стадиях:

       1. расположение к общению.

       2.  поиск общего интереса.

       3. выявление возможных для общения  и демонстрируемых качеств.

       4. выявление опасных для общения  и демонстрируемых качеств.

       5. стремление к положительных установкам  в поведении партнеров.

       6. установление оптимальных отношений.

       На  каждой стадии используется специфическая  тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи.

       2. Работа с семьей.

       Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной специализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала в семьи.

       Одной из основных задач педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах пробел успешной социальной адаптации детей и подростков. В случае необходимости педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.

       Виды  возможной работы педагога с малообеспеченными семьями:

  • Выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояние, потребностей, специфики воспитание детей и внутрисемейных взаимоотношений;
  • Оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в представлении возможных прав и т.п;
  • Направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
  • Организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
  • Оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;
  • Трудоустройство несовершеннолетних;
  • Оказание содействия в организации совместного досугового общения и др. [28].

       Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным проблемам многодетных семей относятся:

       - материальные;

       - обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;

       - проблемы со здоровьем (следствие  вышеперечисленных проблем);

Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков