Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,

2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,

3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5

1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14

1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24

2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................

2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая по девиантности 2010-1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

       4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в настоящее время для науки и общества остаются болезненными, но вполне разрешимыми вопросы детского неблагополучия в современной России.

 

        2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками  

       Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая  в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате – учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.

       Итак, отклонения в поведении подростка  будем называть девиантным поведением. Девиантное поведение  можно рассматривать  как «систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся  в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» (В.Д.Менделевич).

       Формы девиантного поведения подростков многообразны. Школьный психолог и педагог могут столкнуться с временными и постоянными формами девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), с устойчивыми и неустойчивыми формами (по критерию моно или полифеноменологичности форм), девиации могут быть осознаваемые и неосознаваемые (по критерию осознанности), структурированные и неструктурированные (по критерию организованности), стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих).

       В  любом случае, вне зависимости  от  формы проявления  девиантного  поведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. Ребенок  в силу несформированности поведенческих актов может применять неконструктивные способы взаимодействия с окружающей действительностью, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, который может быть расценен как проявление слабости  подростка  и игнорирование окружающей действительности. Наиболее конструктивным видом взаимодействия подростка с реальностью является приспособление, что указывает на развитость адаптивной системы подростка.

       Это важно понимать педагогу для построения коррекционной  программы, которая должна быть направлены на преодоление  негативного поведения путем определения оптимальных форм взаимодействия с окружающей действительностью. Для этого педагог может использовать модельные ситуации, тренинговые упражнения, направленные на поиск альтернатив девиантному поведению, а также упражнения, ведущие к расширению возможностей в социальной жизни в связи с отходом от девиантного поведения.

       Второй  путь построения коррекционных программ ориентирован на осознание ребенком своих и чужих эмоций, формирования чувства эмпатии у девиантного подростка.  Порой  у подростка настолько беден эмоциональный мир, что он не способен понять какую боль он причиняет окружающим своим поведением. Он уверен, что весь окружающий мир так же эмоционально скуден, как и его.

       Особо пристального внимания со стороны психолога  заслуживает семья девиантного  подростка, это могут быть не обязательно  семьи наркоманов и алкоголиков, в последнее время отмечен  рост отклоняющегося поведения среди  детей состоятельных родителей. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей  ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.

       Если  проявления девиантного  поведения  не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение  может закрепиться в поведенческом  репертуаре подростка. Следовательно, очень важна как можно более  ранняя диагностика девиантного  поведения.

       Метод наблюдения за ребенком является самым  приемлемым для диагностики отклоняющегося от нормы поведения. Наиболее эффективно наблюдение экспертами (учителями, кружководами, тренерами, социальными педагогами, психологом) за поведением ребенка  и фиксацией результатов наблюдений в специально подготовленной психологом карте наблюдений за подростком.

       Как правило, дети с девиантным поведением не очень охотно отзываются на предложение  заполнять обширные опросники, поэтому  можно предложить такому ребенку проективные методики: пиктограммы, фрустрационный тест Розенцвейга, «розовый куст», «кактус», «несуществующее животное» и др.

       Работа  педагога в виду многообразия форм и причин девиантного поведения  подростков должна быть направлена прежде всего на понимание истоков отклонений, которые могут лежать как в социальной, внешней, так и во внутриличностной плоскости.

       Только  комплексная работа совместно с  учителями и родителями по ранней профилактике девиантного поведения, своевременной психодиагностики и  эффективной коррекции могут дать положительные результаты по нивелированию девиаций у подростков.

       Сегодня в школе важно создавать среду, свободную от условий, деформирующих  сознание подростка, порождающих отклоняющееся  поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей как собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал – внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, может изменить отношение подростков к своему поведению.

       Предупреждение  отклонений в развитии личности детей  и подростков требует их психологической  иммунизации, то есть обучения психо-гигиеническим  навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

       1. выявление распространённости различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании,

       2. анализ результатов изучения мнений учеников, родителей, а также разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики,

       3. подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приёмами, направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни,

       4. создание в школе Психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, что отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьёй ученика, организации дополнительного образования и так далее.

       Формирование  личности и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно  начинать с развития у них позитивного  образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения [5; 32].

       Работа  по профилактике отклонений в развитии личности и поведения детей и  подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

       1. успешности учебной деятельности (учения),

       2. эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся, системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями),

       3. психологической защищённости.

       Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищённостью, включающей:

       - знание учащимися своих прав  и обязанностей,

       - их неукоснительное соблюдение  учителями и другими субъектами  учебного и воспитательного процессов,

       - психологическое и социальное  равенство учащихся, исключающее  какую-либо дискриминацию их по  любому признаку [5].

       Выполнение  этих требований позволяет вести  учебно-воспитательную работу со всеми  группами и типами подростков путём  дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не следует выделять каких-либо учеников оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, относящиеся к группе риска и другие) [5].

       В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечивать им равномерное и гармоничное развитие личности, её базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учётом индивидуальных темпов и вариантов личного развития [10].

       Наиболее  успешное и полноценное проведение этой работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи.

       Психолого-педагогическую помощь детям и подросткам группы риска необходимо объединять в комплексную  систему профилактических и коррекционно-реабилитационных мер, направленных не только на развитие познавательных процессов (что к настоящему времени в литературе получило наибольшее освещение), но и на повышение самостоятельности при выборе ориентировок и формировании системы ценностных установок, в укреплении социальной позиции и личностных проявлений.

       Акцентируя  внимание на профилактической работе, необходимо говорить о том, что система  психолого-педагогических мероприятий  должна охватывать длительный период развития детей и подростков, отнесенных к группе риска. Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте, затрудняющих социализацию, чрезвычайно велик. В связи с этим так важна ранняя комплексная диагностика, включающая анализ всех параметров, составляющих структуру самосознания личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Проблема  девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии.  Серьезные трудности  представляет эта проблема на современном  этапе общественного развития, в эпоху демократических и экономических преобразований, которые привели к коренным изменениям в сознании людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков.

       Итак, по содержанию курсовой работы в теоретическом плане можно сделать следующие выводы:

       1. В подростковом возрасте происходит  не только физическое созревание, но и созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы под руководством воспитателей, учителей и коллектива. Поэтому задача учителя - умело преодолевать неправильные взгляды, разъяснять существо дела, рассеивать заблуждения подростков.

       2. Девиантным называют поведение,  которое не соответствует нормам  и ролям. При этом одни ученые  предпочитают в качестве точки  отсчета («нормы») использовать  экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие — аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

       3. Отклоняющееся поведение связано с индивидуально-типологические особенности личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и других) социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и так далее) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определённом сочетании указательных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении.

Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков