Категория образа в традиции современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Исторический путь психологического изучения образа сопоставим с историей зарождения и развития психологии как науки. Первые принципиальные позиции рассмотрения образа были заложены еще в античной философии. На научном этапе развития психологии категория образа находится в «пространстве» научной деятельности практически всех основных психологических направлений. В настоящее время обращение к образу широко распространено в различных психодиагностических методиках, психологических и психотерапевтических практиках (гештальттерапии, когнитивной терапии, символдраме и т.д.).

Работа содержит 1 файл

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗА В ТРАДИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ .doc

— 319.50 Кб (Скачать)

     В середине XX века начинается широкое теоретико-практическое исследование образа. К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются практически все видные ученые-психологи: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов и др.

     В теоретико-методологическом контексте  категория образа рассматривается в рамках теории отражения, согласно которой образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Это теоретическое положение является основополагающим для понимания образа и представлено практически во всех его определениях.

     П.Я.Гальперин  пишет: «Условимся называть образами все  психические отражения, в которых  перед субъектом открываются  предметы и отношения объективного мира» (Гальперин С. 60.) Подобное определение дается в психологическом словаре: «Образ – субъективный феномен, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории». (С. 223.)

     Главное, что связывает образ и оригинал (явление реальности) – это отношение  отражения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта. Однако, в приведенных определениях по-разному решается вопрос о том, какое отражение («интегральное» – словарь или «все, всякое» – Гальперин) формирует образ. Решение этого вопроса в отечественной психологии является принципиальным, поскольку раскрывает специфику понимания образа.

     Согласно  теории отражения, способность психики  отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до интеллектуального и – шире – уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека. (Гостев Леонтьев)

     Это теоретическое положение стало  отправной точкой для проведения целого ряда масштабных исследований особенностей образа в зависимости  от уровня отражения. Поскольку уровни отражения соответствуют различной  степени сложности психическим процессам (преимущественно познавательным), то тезаурус отечественной психологической науки пополнился целым рядом «образов» (сенсорный, перцептивный, мнемический, образ-представление, мыслительные образы и т.д.). Именно эта тенденция прослеживается в понимании категории образа П.Я.Гальпериным, когда он говорит о том, что образ – это «все психические отражения».

     Одними  из первых стали изучаться перцептивные образы, получаемые в процессе восприятия. (Ломов, Веккер и др.) Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения состоит в том, что оно возникает при непосредственном воздействии предметов и их свойств на органы чувств человека и  реализуется в реальном масштабе времени. Формирующийся сенсорно-перцептивный образ выступает как «навязанный нашему уму извне» (И.М.Сеченов).

     Поскольку перцептивный образ возникает при  непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, он получил название “чувственный образ”. По мнению А.Н.Леонтьева, чувственный образ есть всегда некоторое впечатление, т.е. некоторый чувственный отпечаток предметного мира, возникающий в процессе практической деятельности. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира… выполняя функцию свидетельствования о внешней реальности». (Василюк, С. 7)

     Чувственный образ является первичным и играет роль регулятора действий во внешней среде, обеспечивая их адекватность. «Чувственный образ презентирует субъекту реальное положение дел в мире и правильно отражает релевантные аспекты ситуации». (Величковский С. 275.)

     По  мнению Б.Ф.Ломова, «воспроизведение образа в психическом пространстве происходит за счет пространственной развертки временной последовательности восприятия элементов предмета» (Березина 1, С. 14.) При этом временные компоненты – длительность и последовательность – переходят в пространственные -  длину и площадь.

     С этой точки зрения образ представляет собой взаимосвязь внешнего и  внутреннего мира, средство, благодаря  которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его. Именно в пространственных терминах описаны основные свойства чувственного образа: предметность, объективированность, субъективность.(Ломов)

     Перцептивные образы являются основой для возникновения более сложных по своей структуре и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представление, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти. При этом структура образа объекта может быть изменена, так как одни его признаки выходят на первый план, усиливаются, другие редуцируются. Другими словами, происходит схематизация перцептивного образа.

     На  уровне понятийного отражения возникают  мысленные образы, которые образуются благодаря включению в индивидуальный опыт знаний, выработанных человечеством. Несмотря на то, что образ и понятие являются традиционной парой противоположностей, их единство прослеживается, в частности, в образном типе мышления. Образное мышление является основой любого творческого процесса, поскольку в нем существующий образ силой мысли трансформируется в более полный и всесторонний образ, отличающийся новизной и оригинальностью. «С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения.» (Словарь С. 224.)

     По  сути, мысленные образы представляют собой ментальные репрезентации объектов. (Величковский). Такое понимание образа традиционно для когнитивной традиции, которая также получила развитие в отечественной психологии.

     Исследование  образа относительно различных уровней  психического отражения реальности  позволило выявить и описать  особенности возникновения и фунукционирования образа как результата различных психических процессов (в большей степени когнитивных). Дальнейший анализ категории образа с необходимостью ставит вопрос о том, как представлен образ в наивысшем уровне отражения – в сознании: являются ли образы сознания суммой разноуровневых образов объектов действительности или внутренняя реальность строится посредством целостных, обобщенных образов.

     Исследованию  интегрального образа реальности посвящены  работы целого ряда психологов (В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов  и др.)

     Наиболее  значительным вкладом в изучение этой проблемы стали последние работы А.Н.Леонтьева, в которых он развивает единую концепцию Образа Мира, «представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением» (Березина С. 14.)

     Образ мира строится на базе чувственных  образов, которые, проникая в сферу  сознания, трансформируются, приобретая новые характеристики. «Становление образа мира у человека есть его  переход за пределы «непосредственно чувственной картинки». Образ не картинка!» (Леонтьев Т. 2. С. 261.) Трасформация образа происходит за счет его осмысления. Целостный человеческий образ всегда осмыслен. Осмысленность образа вносится в него значениями. «У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно означенность», (Д.С.Л., С. 175.) Тогда образ мира – это «не изображение, а изображенное», которое открывается в процессе осознания, рефлексии образного ряда. (Образ мира., С. 261.)

     Анализируя  образ в контексте сферы сознания, А.Н.Леонтьев выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию. «Необходимым условием возникновения образа… является активное действие… Образ всегда действен в том смысле, что он несет в себе отношение, процесс действия…» (Философия. С. 178.) Развивая эту мысль, П.Я.Гальперин считает, что образы являются обязательным условием для перехода к неавтоматическому (т.е. осознанному) реагированию. (Гальперин, С. 91.) Благодаря образам, «окружающий мир открывается как арена возможных действий» (С. 95.)

     Разработка  понятия «образ мира» была продолжена С.Д.Смирновым. (13)  Образ мира понимается им как некоторая совокупность или  упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях и т.д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие. «Главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом.» (13; 143)

     Актуальному чувственному переживанию образа предшествуют его предметное значение, и эмоционально-личностный смысл. Они заданы всем контекстом нашей деятельности, актуализированной (в соответствии с задачами деятельности) частью образа мира. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое.  Это значит, что любой образ есть элемент образа мира. Сущность образа определяется той функцией, которую он выполняет в целостном отражении реальности. 

        «Образ мира в функциональном  плане предшествует актуальной стимуляции и вызываемым ею чувственным впечатлениям.  Взаимодействие образа мира и стимульных воздействий строится... путем апробации или модификации образа мира как целого под влиянием ассимилированных им чувственных впечатлений.» (13; 145)

       Основной характеристикой образа мира, позволяющей ему функционировать в качестве активного начала отражательного процесса, является его деятельностная и социальная природа. В функциональном плане образ мира предшествует деятельности, выступая ее активным началом, т.е. инициируя и направляя ее.       Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировок в плане образа. «Однако, будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало.»(13; 146)

     Таким образом, в отечественной психологии проблема образа привлекала пристальное внимание исследователей. В концепциях российский ученых образ предстает как феномен, порождающий и описывающий психическую реальность. Рассматриваемый в контексте теории отражения, образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, - это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало.

       

     Литература.

  1. Адамс В. Архетипическая школа / Кембриджское руководство по аналитической психологии. М., 2000.
  2. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001.
  3. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности //Психол. Журнал . 1998. Т. 19. № 4. С.13-26.
  4. Большой толковый психологический словарь. Т. 1. М., 2001.
  5. Василюк Ф.Е. Структура образа //Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 5-20.
  6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999
  7. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992.
  8. Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» // Вопросы философии. 1997. № 12. С. 73-95.
  9. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986.
  10. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  11. Кюглер П. Психические образы как мост между субъектом и объектом / Кембриджское руководство по аналитической психологии. М., 2000.
  12. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. М., 1983.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.//Избр.психол.произведения. В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С.94-232
  15. Леонтьев А.Н. Образ мира .//Избр.психол.произведения. В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С.251-262
  16. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.
  17. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. М.-Воронеж, 1999.
  18. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.
  19. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Изд. МГУ, 1985.
  20. Солсо Р. Когнитивная психология. Спб., 2002.
  21. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека /
  22. Фолькельт Г. Целостные феномены в изобразительной деятельности детей /Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. М.-Л., 1930. С. 113-119.
  23. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  24. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002.
  25. Юнг К.Г. Алхимия снов. СПб., 1997.
  26. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

Информация о работе Категория образа в традиции современной психологии