Категория образа в традиции современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Исторический путь психологического изучения образа сопоставим с историей зарождения и развития психологии как науки. Первые принципиальные позиции рассмотрения образа были заложены еще в античной философии. На научном этапе развития психологии категория образа находится в «пространстве» научной деятельности практически всех основных психологических направлений. В настоящее время обращение к образу широко распространено в различных психодиагностических методиках, психологических и психотерапевтических практиках (гештальттерапии, когнитивной терапии, символдраме и т.д.).

Работа содержит 1 файл

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗА В ТРАДИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ .doc

— 319.50 Кб (Скачать)

     В других случаях проявления бессознательного изменяют структуру образа за счет группирования представлений. Фрейд называет «группу представлений, связанных одним аффектом, комплексом». (Фрейд С. 363) В зависимости от масштабности группы представлений и силы сопровождающего их аффекта комплекс может оказывать различное влияние на развитие личности. Наиболее известным комплексом является Эдипов комплекс, развитие которого достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами. «Эдипов комплекс – основа структурирования личности и формирования человеческих желаний. Психоаналитики видят в нем опору всей психопатологии и стремятся выявить его своеобразие…» (Словарь С. 203.)

     Обращение к анализу комплексов подводит Фрейда к мысли о том, что некоторые  образные структуры существуют  в сфере бессознательного в виде «филогенетических схем», благодаря которым «наследуемые категории психики при помощи образов направляют индивидуальный человеческий опыт внешней реальности типичным или схематическим путем» (Кембридж С. 159.) Эдипов комплекс является как раз такой схемой, в рамках которой происходит размещение впечатлений, производных от реального опыта. В случае наполнения опытом, не вмещающимся в рамки схемы, процесс воображения перестраивает впечатления (образы) реальности в соответствии со схемой, искажая их. Теперь, наполненная искаженными образами личного опыта, схема начинает работать, доминируя над сознательной сферой.

     Рассматривая  образ как «филогенетическую  схему», Фрейд вплотную подходит к  проблеме взаимосвязи образа с мифом: в основе описанного им Эдипова комплекса  лежит известный миф о царе Эдипе. Однако более детальное рассмотрение этого вопроса остается за рамками классического психоанализа, поскольку, по Фрейду, область бессознательного ограничивается только поверхностным, личностным слоем, куда мифические образы не включаются.

     Таким образом, в контексте работ Фрейда образ предстает как теоретическая основа широкого методического пространства исследования бессознательной сферы. Рассматриваемая в функции воспроизведения феноменов бессознательной жизни во внутреннем пространстве, категория образа, тем не менее, не является специальным предметом исследования и даже не получает понятийного оформления. Но методологические основания традиционного психоанализа достаточно ясно очерчивают природу и специфику образа в психической реальности, что позволяет впоследствии ученикам Фрейда сделать образ предметом своего изучения.

     Тема  образа становится одной из центральных  в творчестве Карла Густава Юнга. Развивая основные теоретические положения психоанализа, Юнг находит радикально новый взгляд на проблему образа. В отличие от Фрейда, который рассматривает образы как психические копии инстинктов и влечений, Юнг представляет образы в качестве первичных активных феноменов душевной жизни. По мысли Юнга, способность психики создавать образы дает человеку возможность переживания реальности, поскольку «мы непосредственно живем исключительно в мире образов». (Юнг Проблемы.. С. 281.) Образы у Юнга – не просто репрезентация, но феномен, выполняющий  активную , созидательную функцию.

     Анализ  категории образа у Юнга непосредственно связан с ключевым в юнгианском психоанализе понятием архетипа. Развивая идеи Фрейда о природе и функциях бессознательного, Юнг выделяет в сфере бессознательного два уровня: поверхностный – личное бессознательное -  и глубокий – коллективное бессознательное. Коллективная часть бессознательного «не индивидуальна, но универсальна; в отличие от личной души, в ней заключено то содержание и способы поведения, которые присутствуют везде и во всех людях… и составляют единый психический субстрат надличностной природы, который присутствует в каждом из нас. (Юнг Алхимия снов. С. 172.) Составными частями коллективного бессознательного являются архетипы.

     Впервые Юнг употребляет понятие «архетип»  в 1919 году. В его основе лежит представление  о некоторых первичных образах бессознательного, совпадающих с основными темами различных культур.

     Термин  «архетип» («первичный древний текст», «первоначальная модель», «оригинал, прообраз» - лат.), заимствованный Юнгом из теологической философской традиции, стал центральной категорией юнгианского психоанализа. (В разное время Юнг определял «архетип» по-разному: как образ, как бессознательные формы, как схемы, имеющие мифологическое содержание.)

     Вслед за Фрейдом, упоминавшим «филогенетические  схемы», Юнг считает, что в основе архетипа лежит коллективное наследование общих абстрактных форм. Архетип представляет собой общую форму, психологическую схему, присущую природе любого человека.

     «Архетип  предопределен не по содержанию, а  только по форме… сам по себе пуст и чисто формален, это всего лишь возможность существования, способность к проявлению того, что дано a priori. И в этом смысле архетипы подобны инстинктам, которые также предопределены лишь по форме.» (Юнг Алхимия С. 180.) 

     Архетип, по мысли Юнга, представляет некоторые биологически и культурно обусловленные (но не наследуемые) паттерны поведения, имеющие формальную возможность проявления в психической реальности. «Архетип – это скелет, который должен обрасти мясом личного опыта». () Архетип состоит из двух главных частей: формы (схемы) и энергии, которая актуализирует форму в случае наполнения ее содержанием.

     Содержанием архетипа, считает Юнг, выступают  архетипические образы, позволяющие наполнить архетип материалом личного опыта, и, следовательно, сделать его осознаваемым. «Первозданный образ определен по содержанию, только когда он осмысливается и таким образом наполняется материалом сознательного опыта».(Алхимия. С. 180)

     Юнг наделяет образы функцией осознания  личного опыта, связывая, тем самым  воедино сферу сознательного и бессознательного. Образы «появляются из темной психической подпочвы и тем самым сообщают о процессах, происходящих в бессознательном». (Проблемы С. 244.) То есть, для Юнга образ – это то пространство, в котором проявляется индивидуальный опыт, а вся психическая реальность – это мир образа как такового. «Внутренний и внешний мир человека соединен в психических образах, давая человеку жизненно важное ощущение связи с обоими мирами… Переживание реальности – это следствие способности психики создавать образы». (Кюглер)

     Образ, по мысли Юнга, является тем материалом, который наполняет архетипические схемы и переводит их из бессознательной  сферы в пространство сознания. Следовательно, основной функцией образа является преобразование психической энергии, повышение ее качества. «Символические образы – настоящие преобразователи психической энергии, т.к. символический образ вызывает совокупность архетипов, которые он отражает. Энергия либидо связана с образом и в этой форме может быть частично ассимилирована это, приводя к высвобождению психической энергии для сознательного использования». (Кембридж. С. 113.)

     Юнгианский  подход к проблеме образа стал поистине революционным: впервые категория  образа приобрела статус активного  начала, организующего сознательную жизнь индивида. Впоследствии идеи Юнга нашли развитие в концепции образа «Архетипической школы» (Хиллман). (Адамс) Сторонники этой традиции используют феноменологический подход и рассматривают образ как феномен, не сводимый к каким-либо общим символам или схемам: в психической жизни все есть образ. Образное столь же реально, сколь реальна и внешняя действительность. Каждый образ являет собой определенное намерение психики, которое в этом образе находит свое лучшее (целесообразное) выражение, и задачей психологической науки может быть только выявление скрытого метафорического смысла явленного образа.

     Таким образом, в рамках психоаналитического  направления образ впервые становится предметом глубокого теоретического осмысления.

     В середине XX века возникает новое направление психологической науки – когнитивизм, предметом которого становится организация и функционирование внутренних мыслительных процессов. (процесс переработки информации) Рассматриваемая в рамках проблемы хранения и воспроизведения информации, категория образа получает новое теоретическое осмысление.

     Образ понимается как «репрезентация в  уме не присутствующего объекта или события» (Солсо. С. 252.). Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой «картинки в голове», «проекции сцен из реального мира».

     Подобное  представление об образе восходит к  идеям структурализма, где образ  рассматривается как психическая  репрезентация сенсорного опыта, представленная в сознании как память об этом опыте. Однако в когнитивной психологии образ не определяется как копия, слепок с действительности, поскольку представляет собой синтез, конструкцию отдельных элементов действительности, объединение которых в реальном мире может быть невозможным (например, единорог, едущий на мотоцикле).

     В системе когнитивных характеристик  процесса переработки информации категория образа раскрывается в контексте понятий «мысленные образы» и «распознавание образов».

     Основной  характеристикой мысленных образов  является способность индивида формировать образ «когнитивной карты» (Солсо. С. 25.) Термин «когнитивная карта» был впервые предложен бихевиористом Э.Толменом, который утверждал, что у животных научение определенным формам поведения опосредствовано системой пространственных связей – «когнитивной картой». (Толмен) Применительно к когнитивным процессам человека «когнитивная карта» представляет воображаемую (образную) «карту» физического пространства, его мысленный аналог, лежащий в основе реальный действий.

     В процессе распознавания образов проявляется способность когнитивной сферы «абстрагировать некоторые элементы события и объединять эти элементы в хорошо структурированный план, придающий значение всему эпизоду». (Солсо. С. 25) Распознавание образов основано на восприятии целого стимульного паттерна, когда отдельные части приобретают значение, только находясь в составе целого. Такое понимание базируется на принципах гештальт-психологии, согласно которым целостный образ как результат восприятия  не сводится к сумме его частей.

     Таким образом, теоретические основы рассмотрения образа в когнитивной психологии восходят к нескольким более ранним психологическим традициям: структурализму, бихевиоризму и гештальт-психологии. Основываясь на этом, когнитивная психология анализирует мысленные образы в контексте фундаментального для этого направления вопроса о принципах и механизмах хранения и воспроизведения информации в памяти. С этой точки зрения образ является одним из основных способов (кодов) хранения информации. Образ выполняет функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром внешних объектов, облегчающего построение ассоциативных связей и упорядочивающего хранящуюся в памяти информацию.

     Мысленные образы, согласно теории двойного кодирования, используются для обработки конкретной информации, тогда как вербальные коды – для информации абстрактного характера (например, слово «слон» в силу конкретности информации будет храниться в памяти в виде образа, тогда как слово «единение», имеющее абстрактный характер, будет сохранено вербально). (Солсо С. 255-263.)

     Таким образом, авторы, представляющие когнитивное  направление, рассматривают образы как ментальные репрезентации реальности, функционально эквивалентные объектам внешнего мира. В мысленных образах за счет ассоциативных связей возникает не разделимое на части единство отдельных объектов и явлений, не всегда конкруэнтных реальности. Главной задачей образов выступает кодирование конкретной информации для хранения ее в структуре памяти, что выступает связующим звеном между пространством внутренней реальности и реальным миром.

     Категория образа получает широкое теоретическое  осмысление в рамках отечественной психологии и включается в разряд метакатегорий (А.В.Петровский). Исторически это связано с тем, что в 30-е годы предметом отечественной психологии становится сознание. В то же самое время происходит пересмотр методологических оснований психологии: ее фундаментом становится диалектический материализм. Начиная с 1931 года психология в России – «наука о психике, сознании как свойстве мозга, являющемся отражением объективной реальности» (Петровский. С. 138.) Исходя из этого, основной функцией психики полагается отражение в сознании объектов и явлений объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообразно регулировать деятельность субъекта. (Словарь)

     Методологически образ становится одной из центральных  категорий, объясняющей и описывающей  внутреннюю психическую реальность, связующим звеном между «материальным бытием» и «идеальным сознанием».

Информация о работе Категория образа в традиции современной психологии