Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:31, реферат
Исторический путь психологического изучения образа сопоставим с историей зарождения и развития психологии как науки. Первые принципиальные позиции рассмотрения образа были заложены еще в античной философии. На научном этапе развития психологии категория образа находится в «пространстве» научной деятельности практически всех основных психологических направлений. В настоящее время обращение к образу широко распространено в различных психодиагностических методиках, психологических и психотерапевтических практиках (гештальттерапии, когнитивной терапии, символдраме и т.д.).
В середине XX века возникает новое направление психологической науки – когнитивизм, предметом которого становится организация и функционирование внутренних мыслительных процессов (процесс переработки информации). Образ понимается как «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [7]. Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой картинки в голове, проекции сцен из реального мира [6]. Рассматриваемая в рамках проблемы хранения и воспроизведения информации, категория образа получает новое теоретическое осмысление (Дж.С. Брунер, дж. Келли, А. Бандура, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.).
Категория образа получает широкое теоретическое осмысление в рамках отечественной психологии и включается в разряд метакатегорий [8]. Исторически это связано с тем, что в 30-е годы предметом отечественной психологии становится сознание. В то же самое время происходит пересмотр методологических оснований всей психологии: ее фундаментом становится диалектический материализм. Начиная с 1931 года психология в России – «наука о психике, сознании как свойстве мозга, являющемся отражением объективной реальности» [8]. Исходя из этого, основной функцией психики является отражение в сознании объектов и явлений объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообразно регулировать деятельность субъекта [9].
В середине XX века начинается широкое как теоретическое, так и практическое исследование образа, как феномена психологии. К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются такие ученые-психологи как: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов и др.
П.Я. Гальперин пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира» [10].
Главное, что связывает образ и оригинал (явление реальности), согласно теории отражения П.Я. Гальперина – это отношение отражения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта. Однако по-разному решается вопрос о том, какое отражение («интегральное» или «все, всякое» – П.Я. Гальперин) формирует образ. Решение этого вопроса в отечественной психологии является принципиальным, поскольку позволит раскрыть специфику понимания образа.
Способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до интеллектуального и – шире – уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека [11].
Одними из первых стали изучаться сенсорно-перцептивные образы, получаемые в процессе восприятия. (Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер и др.) Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения состоит в том, что оно возникает при непосредственном воздействии предметов и их свойств на органы чувств человека и реализуется в реальном масштабе времени. Формирующийся сенсорно-перцептивный образ выступает как «навязанный нашему уму извне» (И.М.Сеченов) [12].
Поскольку перцептивный образ возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, он получил название «чувственный образ» [12].
По мнению советского психолога Б.Ф. Ломова, «воспроизведение образа в психическом пространстве происходит за счет пространственной развертки временной последовательности восприятия элементов предмета» [13]. При этом временные компоненты – длительность и последовательность переходят в пространственные – длину и площадь.
С этой точки зрения образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.
Перцептивные образы являются основой для возникновения более сложных по своей структуре и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представление, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти. При этом структура образа объекта может быть изменена.
Исследованию интегрального образа реальности посвящены работы целого ряда психологов (В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.) [14].
Наиболее значительным вкладом в изучение этой проблемы стали последние работы А.Н.Леонтьева, в которых он развивает единую концепцию Образа Мира, «представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением» [13].
Образ мира строится на базе чувственных образов, которые, проникая в сферу сознания, трансформируются, приобретая новые характеристики.
Анализируя
образ в контексте сферы
Разработка понятия «образ мира» была продолжена С.Д.Смирновым. Образ мира понимается им как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях и т.д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие.
Таким
образом, подходы к пониманию
категории образа в психологии весьма
различны. В рамках психоаналитического
направления образ впервые
В
концепциях отечественных ученых образ
предстает как феномен, порождающий и
описывающий психическую реальность.
Рассматриваемый в контексте теории отражения,
образ, с одной стороны, позволяет увидеть
специфику процесса отражения на различных
уровнях психической организации человека.
С другой позиции изучения образ, помещенный
в пространство сознания, - это интегральный
продукт взаимодействия человека с реальным
миром, раскрывающий основные функции
психики, ее активное деятельностное начало.
Литература
1. Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – Издательство: КомКнига, 2001. – 167 с.
2. Шульц Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук; под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2008. – 280 с.
4. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.
5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
6. Юнг К.Г. Алхимия снов / К.Г. Юнг. - СПб., 1997. - 351 с.
7. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб: Питер, 2006. – 589 с.
8. Петровский А.В. История советской психологии. - М.: Просвещение, 1967. – 368 с.
9. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т., Т.1 / А. Ребер; пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. – Издательство ВЕЧЕ, 2003.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 275 c.
11. Гостев А.А. Образная сфера человека / А.А. Гостев. - М., 1992.
12. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998.
13. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности / Т.Н. Березина // Психологический журнал. – 1998 - № 4. - С.13-26.
14. Леонтьев
А.Н. Избранные психологические произведения:
в 2 т, Т 2 / А.Н. Леонтьев. – М.,1983.
Поступила в редакцию 29.04.2010 г.
Информация о работе Категория образа в традиции современной психологии