Категория образа в традиции современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Исторический путь психологического изучения образа сопоставим с историей зарождения и развития психологии как науки. Первые принципиальные позиции рассмотрения образа были заложены еще в античной философии. На научном этапе развития психологии категория образа находится в «пространстве» научной деятельности практически всех основных психологических направлений. В настоящее время обращение к образу широко распространено в различных психодиагностических методиках, психологических и психотерапевтических практиках (гештальттерапии, когнитивной терапии, символдраме и т.д.).

Работа содержит 1 файл

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗА В ТРАДИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ .doc

— 319.50 Кб (Скачать)

     В середине XX века возникает новое направление психологической науки – когнитивизм, предметом которого становится организация и функционирование внутренних мыслительных процессов (процесс переработки информации). Образ понимается как «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [7]. Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой картинки в голове, проекции сцен из реального мира [6]. Рассматриваемая в рамках проблемы хранения и воспроизведения информации, категория образа получает новое теоретическое осмысление (Дж.С. Брунер, дж. Келли, А. Бандура, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.).

     Категория образа получает широкое теоретическое  осмысление в рамках отечественной  психологии и включается в разряд метакатегорий [8]. Исторически это  связано с тем, что в 30-е годы предметом отечественной психологии становится сознание. В то же самое время происходит пересмотр методологических оснований всей психологии: ее фундаментом становится диалектический материализм. Начиная с 1931 года психология в России – «наука о психике, сознании как свойстве мозга, являющемся отражением объективной реальности» [8]. Исходя из этого, основной функцией психики является отражение в сознании объектов и явлений объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообразно регулировать деятельность субъекта [9].

     В середине XX века начинается широкое как теоретическое, так и практическое исследование образа, как феномена психологии. К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются такие ученые-психологи как: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов и др.

     П.Я. Гальперин пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира» [10].

     Главное, что связывает образ и оригинал (явление реальности), согласно теории отражения П.Я. Гальперина – это отношение отражения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта. Однако по-разному решается вопрос о том, какое отражение («интегральное» или «все, всякое» – П.Я. Гальперин) формирует образ. Решение этого вопроса в отечественной психологии является принципиальным, поскольку позволит раскрыть специфику понимания образа.

     Способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до интеллектуального и – шире – уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека [11].

     Одними  из первых стали изучаться сенсорно-перцептивные образы, получаемые в процессе восприятия. (Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер и др.) Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения состоит в том, что оно возникает при непосредственном воздействии предметов и их свойств на органы чувств человека и реализуется в реальном масштабе времени. Формирующийся сенсорно-перцептивный образ выступает как «навязанный нашему уму извне» (И.М.Сеченов) [12].

     Поскольку перцептивный образ возникает при  непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, он получил название «чувственный образ» [12].

     По  мнению советского психолога Б.Ф. Ломова, «воспроизведение образа в психическом  пространстве происходит за счет пространственной развертки временной последовательности восприятия элементов предмета» [13]. При этом временные компоненты – длительность и последовательность переходят в пространственные – длину и площадь.

     С этой точки зрения образ представляет собой взаимосвязь внешнего и  внутреннего мира, средство, благодаря  которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.

     Перцептивные  образы являются основой для возникновения  более сложных по своей структуре  и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представление, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти. При этом структура образа объекта может быть изменена.

     Исследованию  интегрального образа реальности посвящены  работы целого ряда психологов (В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.) [14].

     Наиболее  значительным вкладом в изучение этой проблемы стали последние работы А.Н.Леонтьева, в которых он развивает  единую концепцию Образа Мира, «представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением» [13].

     Образ мира строится на базе чувственных  образов, которые, проникая в сферу  сознания, трансформируются, приобретая новые характеристики.

     Анализируя  образ в контексте сферы сознания, А.Н. Леонтьев выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию. Развивая эту мысль, П.Я. Гальперин считает, что образы являются обязательным условием для перехода к неавтоматическому (т.е. осознанному) реагированию [10]. Благодаря образам, «окружающий мир открывается как арена возможных действий» [10].

     Разработка  понятия «образ мира» была продолжена С.Д.Смирновым. Образ мира понимается им как некоторая совокупность или  упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях и т.д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие.

     Таким образом, подходы к пониманию  категории образа в психологии весьма различны. В рамках психоаналитического  направления образ впервые становится предметом глубокого теоретического осмысления. Представители когнитивистского подхода анализируют мысленные образы в контексте фундаментального для этого направления вопроса о принципах и механизмах хранения и воспроизведения информации в памяти. С этой точки зрения образ является одним из основных способов (кодов) хранения информации. Образ выполняет функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром внешних объектов, облегчающего построение ассоциативных связей и упорядочивающего хранящуюся в памяти информацию.

     В концепциях отечественных ученых образ предстает как феномен, порождающий и описывающий психическую реальность. Рассматриваемый в контексте теории отражения, образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, - это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало.   

Литература   

     1.                  Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – Издательство: КомКнига, 2001. – 167 с.

     2.                  Шульц Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук; под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.

     3.                  Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2008. – 280 с.

     4.                  Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.

     5.                  Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

     6.                  Юнг К.Г. Алхимия снов / К.Г. Юнг. - СПб., 1997. - 351 с.

     7.                  Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб: Питер, 2006. – 589 с.

     8.                  Петровский А.В. История советской психологии. - М.: Просвещение, 1967. – 368 с.

     9.                  Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т., Т.1 / А. Ребер; пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. – Издательство ВЕЧЕ, 2003.

     10.              Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 275 c.

     11.              Гостев А.А. Образная сфера человека / А.А. Гостев. - М., 1992.

     12.              Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998.

     13.              Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности / Т.Н. Березина // Психологический журнал. – 1998 - № 4. - С.13-26.

     14.              Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т, Т 2 / А.Н. Леонтьев. – М.,1983.  

Поступила в редакцию 29.04.2010 г.

Информация о работе Категория образа в традиции современной психологии