Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

Заключение эксперта-психолога  не есть оценка достоверности показаний, так как психологическая экспертиза решает вопрос только об объективной  возможности того или иного лица адекватно отражать факты, интересующие органы следствия.

Большое значение имеет психологическая  экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает  сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта, в частности для решения вопросов, мог ли он полностью осознать значение своих действий (см. ч. II ст. 392 УПК).

При анализе причин антиобщественной ориентации личности подростка психолог исследует особенности формирования его правосознания, реальных жизненных  ценностей, нравственно-нормативных  установок и соотносит их с  выделенными индивидуально-типологическими  и характерологическими особенностями. При исследовании специфики принятия решения изучаются индивидуальные свойства личности.

При проведении большинства следственных действий с участием несовершеннолетних действуют специфические психологические  закономерности, связанные с возрастными  и другими особенностями их личности.

Следователь должен хорошо знать психологические  особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических  приемов проведения с ними того или  иного следственного действия.

Допросу несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка, для чего необходимо выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем  дружит, как он работает или учится, а также определить уровень его  развития, способности, круг его интересов  и особенности характера. В это  же время решается вопрос о том, кого имеет смысл пригласить для участия  в допросе.

Каждый допрос несовершеннолетних можно разделить на следующие  пять этапов.

1. На начальном этапе допроса  следователь, как правило, в  устной форме получает от несовершеннолетнего  допрашиваемого его анкетные  данные. На этом этапе оба собеседника  приблизительно намечают линию  своего дальнейшего поведения но отношению друг к другу. Главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого.

2.Период вступления в психологический  контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. Следует отметить, что контакт устанавливается не на каждом допросе, однако практически каждый следователь пытается его достичь. На этой стадии темой беседы являются обычные незначительные для существа дела вопросы; как правило, они касаются биографии допрашиваемого, его учебы, увлечений и т. д. Оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, приемы устной речи, позы, мимика и в некоторых случаях основная аргументация.

3.Главная часть допроса. В  этот период следователь стремится  получить от допрашиваемого основную информацию по делу. При правильно организованном допросе это обычно удается.

4. Затем следователь сопоставляет  полученную на допросе информацию  с уже имеющимися у него  сведениями по делу и пытается  устранить противоречия, неясности,  неточности и т. д. 

5.На заключительном этапе допроса  следователь различными способами  (рукопись, машинопись, магнитофонная  запись, стенограмма) заносит в  протокол полученную в результате  допроса информацию и представляет  эту информацию уже в письменном  виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего .

Подготовленный с глубоким знанием  всех материалов дела и проведенный  с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и грядущего  наказания со всеми вытекающими  последствиями как для самого виновного, так и для его близких.

Для достижения намеченной цели следователю  необходимо наряду с материалами  уголовного дела анализировать сведения, полученные о несовершеннолетнем в  соответствии с изложенной в данном разделе программой.

В процессе подготовки к допросу  следователь должен не только планировать  последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные  варианты ответов и в зависимости  от этого, основываясь на имеющейся  у него информации и анализе всех обстоятельств, заранее подготовить  необходимые дела.

В зависимости от материалов дела следователь должен определить линию  взаимоотношений с допрашиваемым. Если преступление было совершено вследствие неблагоприятно сложившейся ситуации и допрашиваемый тяжело переживает, подавлен случившимся, следует помочь ему не только в выборе линии поведения на следствии, но и в дальнейшей повседневной жизни. Для этого следователю необходимо собрать материалы, которые дали бы возможность подвести несовершеннолетнего к правильной оценке не только совершенного им преступления, но и иных негативных поступков.

Когда из материалов дела или в  процессе непосредственного общения  следователь видит, что несовершеннолетний бравирует совершенным преступлением, недостойно ведет себя, необходимо сразу же пресечь такое поведение.

На допросе следователь должен избрать такую тактику общения  с допрашиваемым чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя.

Следователю необходимо самому допросить  родителей (или лиц, их заменявших), педагогов, мастеров, товарищей по учебе  и работе, по совместному провождению  свободного времени, а работникам органов  дознания поручить проведение действий, не требующих обязательного участия  следователя.

Добытая до допроса информация о  личностных особенностях несовершеннолетнего (правдивость, лживость, жестокость, доброта, агрессивность и т. д.), несомненно, поможет следователю выбрать  правильную тактику допроса.

Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить в  первую очередь его положительные  качества, время, когда его поведение  стало меняться в худшую сторону, выяснить причины этих изменений. Они могут быть вызваны неурядицами в семье, другими неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, болезнью или смертью одного из родителей и т. д. Собранные данные позволят следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы, о микроклимате среды, где вращается несовершеннолетний, о его склонностях и т. д. Все это вместе взятое необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но в первую очередь для надежного воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысления как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом..

Наибольшую общественную опасность  по делам о преступлениях несовершеннолетних представляет организатор, «главарь»  преступной группы, поэтому еще на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего  следователю надо учесть необходимость  выявления такого «главаря» и  установления его действительной роли. Следует помнить, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются  скрыть действительных организаторов, «главарей» группировок и нередко  их вину берут на себя.

В роли организаторов преступных групп  несовершеннолетних в подавляющем  большинстве выступают ранее  судимые взрослые или близкие  к совершеннолетию юноши, которые, как правило, уже привлекались к  уголовной или административной ответственности. Они обычно опытнее  и физически сильнее остальных. Бравируя «уголовным прошлым», превосходством в физической силе, «главари» Подчиняют  других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют  их.

Успешность проводимого допроса  во многом зависит от выбора места  и обстановки его проведения. Недопустимо панибратское отношение с допрашиваемым-с самого начала встречи с несовершеннолетним необходимо, чтобы последний понял, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что от его правдивости, честности зависит его будущее. Однако обстановка допроса не может быть запугивающей; между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие ответственность происходящего отношения. Л

Допрашивая несовершеннолетнего  об условиях жизни семьи, об учебе  в школе, техникуме, ПТУ, о работе, об отношении членов семьи к нему и т. д., следователю необходимо вести  допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения близких и  не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение  этого требования может привести к потере психологического контакта, к затруднению при допросе

Психологическая характеристика предварительного следствия.

Психология реконструкции события  преступления.

Предварительное следствие — это  целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем (ст. 6, 17 УПК РФ). Можно выделить два  направления такой реконструкции.

1.Реконструкция непосредственно  события преступления и объективных  условий, которые способствовали  его совершению. Окончательной целью  такой реконструкции является  получение исчерпывающих сведений  об объекте и объективной стороне  состава преступления.

2.Исследование личности преступника  в развитии механизма образования  преступной установки, преступного  умысла и субъективного отношения  преступника к совершенному деянию. Целью такого исследования является  получение полной информации  о субъекте преступления и  его субъективной стороне, о  конкретных причинах преступления, которые проявляются через преступные  установки и преступное поведение  данной личности. Между реконструкцией  события преступления и изучением  личности преступника имеются  некоторые различия.

Все сведения, которые получает следователь, можно разделить на две категории.

1. Материальные следы — объективная  информация о событии преступления  и личности преступника, которая  может быть исследована и идентифицирована  естественнонаучными методами (по  следу рук, ног, крови, слюны,  следам нарезки на оболочке  пули и т. п.).

2. «Идеальные следы» — информация  о событии преступления и личности  преступника, которую люди знают  и могут воспроизвести на допросе. 

Судебная психология исследует  преимущественно закономерности образования, хранения и воспроизведения следов второй категории.

Реконструкция события преступления совершается в результате целенаправленной деятельности следователя, которая  имеет свою программу, а по ряду признаков  отличается от других видов человеческой деятельности.

Процесс познания начинается с получения  необходимой информации о предмете исследования с помощью органов  чувств. Данная информация подвергается логической обработке, а полученные выводы – проверке практикой. Однако объектами чувственного восприятия являются при расследовании преступления не сами устанавливаемые события  или деяния, а их отображение , остающееся в сознании людей и на различных материальных объектах (следы преступника, изменения, которые были вызваны его действиями, и т. д.). Что касается картины совершенного преступления, то она во всех случаях воссоздается опосредованно.

При осмотре места происшествия следователь сталкивается с совокупностью  вещей и обстоятельств, которые  либо никак не связаны друг с другом, либо связаны таким образом, что  не позволяют сразу нащупать путь расследования. Элементы этой совокупности обладают бесчисленным количеством  признаков, каждый из которых может  иметь решающее значение для раскрытия  преступления. Поэтому следствие, которое  идет по пути полного перебора всех вариантов с отбрасыванием неудачных  проб, нерационально или даже невозможно. Чтобы действовать целесообразно  в условиях этой практически бесконечной  среды, следователь избирательно связывает  между собой элементы совокупности и создает систему доказательств.

На основе профессиональных знаний и профессионального опыта у  следователя складываются устойчивые структуры, позволяющие делать прогноз  относительно основных объектов, их содержания и внутренней связи на месте происшествия

Так, «схема убийства» имеет ряд  ожидаемых признаков, которые должны получить в конкретных условиях определенное значение: труп потерпевшего со следами  насильственной смерти, с возможными следами борьбы и сопротивления, следы прихода потерпевшего или  следы перемещения на это место  его трупа, следы прихода убийцы, следы их взаимодействия, следы, отражающие мотивы (вывернутые карманы жертвы), время события (по состоянию трупных  явлений и т. д.)..

«Схема убийства» предполагает определенное значение соответствующей  информации, которая вычленяется  на месте происшествия. Чем полнее схема, тем ближе следователь  к раскрытию убийства. Чем меньше блоков схемы ему удается заполнить, тем выше уровень неопределенности, который, как было показано выше, устраняется  на различных этапах деятельности различными способами.

Второй этап в деятельности следователя  характеризуется получением информации путем общения и реализуется  с помощью коммуникативных структур.

В структуре общения условно  выделяют три аспекта: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. Коммуникация — это специфический обмен  информацией между общающимися  индивидуумами. Интеракция заключается  в организации взаимодействия между  людьми, отражая ее поведенческий  аспект. Перцепция — процесс восприятия и взаимопонимания друг друга  партнерами по общению. Общение —  это неразрывное единство коммуникации, перцепции и интеракции.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности