Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

Особое место среди неблагоприятных  характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного  характера либо наступившая в  результате черепно-мозговых травм  и заболеваний центральной нервной  системы, перенесенных в возрасте до двух-трех лет. Социальная адаптация  детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.

Извращенные биологические потребности  как психобиологические предпосылки  асоциального поведения встречаются  у несовершеннолетних значительно  реже, чем у взрослых преступников, но тем не менее и они не должны выпадать из поля зрения криминологического анализа. Сюда можно отнести юношескую гиперсексуальность, не сублимированную в социально активные формы деятельности, закрепившуюся на уровне дурных привычек (потребность в алкоголе, наркотиках). Борьба с такого рода явлениями требует комплексных мер как педагогического, медицинского, так и административно-принудительного характера.

Глубокое и всестороннее исследование психологических предпосылок возникновения  и развития наркомании в молодежной среде дает возможность выявить  основные закономерности этого явления, разработать комплексные рекомендации, направленные на борьбу с преступностью  в сфере злоупотребления наркотиками.

Группы людей, имеющих потребность  в наркотиках, обслуживает система  наркобизнеса, который представляет собой сложное социальное явление  теневой экономики, образующее иерархическую  структуру управления и эксплуатации в процессе изготовления и потребления  наркотиков большими массами людей 

Даже когда речь идет о психофизиологических предпосылках отклоняющегося поведения  в частности о нервно-психических  болезнях и патологиях мы видим, что  и здесь важную роль играет социальный фактор, особенности ближайшего окружения  индивида Наряду с отклонениями нервно-психического характера, особую проблему представляет социальная адаптация умственно  отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям'. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества. Однако же умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию, при особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. И эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов.

Слабоумие детей, являясь одной  из психобиологических предпосылок  отклоняющегося поведения, само нередко  оказывается порождением социальных факторов, в частности алкоголизма.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, следует подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально-педагогического характера: совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

Подросток и преступление.

Асоциальное поведение несовершеннолетних обусловлено влиянием факторов в  первую очередь внешней социальной среды, а также индивидуальными  особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные« жизненные  неудачи».

Девиантное поведение подростков (14-17 лет) и молодежи (18-29 лет) имеет общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего это противоречие между относительно равномерно распространенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения..

Возможности человека определяются в  основном его социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам (стратам).

Помимо общих причин девиантного поведения и их действия в молодежной среде можно назвать и некоторые факторы, определяющие большую вероятность реализации тех или иных форм отклонений.

Есть факторы, усиливающие тягу молодежи к алкоголю и объясняющие  выбор именно этой формы девиантного поведения. Если алкоголь вообще облегчает общение между людьми, то для подростков и молодежи данное его свойство становится особенно значимым: в силу недостаточности социального опыта, робости, неискушенности в общении между полами некоторые пытаются с помощью алкоголя приобрести большую уверенность в себе, преодолеть чувство (обоснованное или необоснованное) собственной неполноценности и т. п. Посредством злоупотребления алкоголем подростки демонстрируют свою «взрослость» принадлежность к миру взрослых (так называемое «статусное» потребление алкоголя).

Если для одной части подростков и молодежи средством активного  самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, непонимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение — это формы ухода как результата неприятия (сознательного или несознательного) социальной действительности и неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемыми обществом способами.

Вообще сообщества с преобладанием  норм, ценностей, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе, образуют ценностно-нормативные субкультуры (преступную, ретристскую, подростковую, богемную и др.)

Субкультура формируется в результате интеграции людей, чья деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе, а потому им отвергаются.

Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более энергично и жестко ею отторгаются. Поэтому, например, группа наркоманов интегрирована больше, чем компания алкоголиков, но меньше, чем сообщество преступников или осужденных.

Подростки и молодежь чаще интегрированы  в субкультурные группы, чем взрослые. Это объясняется и естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т. п.

Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость  и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда — примитивный уровень  мышления.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие  «стаи» обоснованно называют молодежными  бандами.

У нас довольно длительное время  массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали «мальчишескими»  шалостями, принимали за этакую молодецкую забаву, которой будто бы издавна  «славилась» Русь. В результате жестко организованные уголовниками группировки  называли группами «трудных подростков», которые «сегодня подерутся, а завтра помирятся». Но сегодня нередко эти  драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.

Криминальную направленность группы характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: наличие  в группе ранее судимых участников, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, увлекаются азартными играми, а также  наличие в группе признанного  лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность, формирование собственной  субкультуры (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. п.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений.

Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для характерно резкое возрастание удельного веса имущественных и сопряженных с насилием преступлений. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности.

Современное подрастающее поколение  не имеет четких представлений об отрицательном влиянии на физическое и нравственное развитие личности ранних и беспорядочных половых связей.

К числу общих возрастных психологических  особенностей несовершеннолетних относится  феномен «генерализации собственного опыта», возведение в ранг «ритуала»  образцов негативного опыта. Каждый опрошенный юноша считает, что если девушка хочет уединиться с парнем, значит, она согласна на половую  близость.

Психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию, опосредован глубокими социальными  факторами, детерминирующими эти преступления

Изучение «досуговых» изнасилований  показало, что нередко:

- преступники и жертва совместно  пьянствуют, после чего она утрачивает  способность ориентироваться в  обстановке, тем более оказать  сопротивление (15%);

- преступник знает, что жертва  была ранее изнасилована, но никому  об этом не сообщила (12 %);

- после случайного знакомства  потерпевшая охотно соглашается  погулять с пьяным подростком  и идет с ним в уединенное  место, что воспринимается будущим  насильником как сексуальная  стимуляция, хотя никаких реальных  эротических поощрений со стороны  жертвы нет (12 %);

- после случайного знакомства  жертва своим собственным сексуально  окрашенным поведением провоцирует  посягательство (15 %).

Сама подростковая среда очень  агрессивна. Отношения нередко строятся на унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.

Социологи, криминологи и психологи  выделили следующие типы членов группировок.

В криминогенных компаниях «модель  поведения» убого-примитивная: слабый — пропадай, сильный — выживай. Под «силой» нередко понимается групповая расправа над одиночками, чем-то не угодившими требованиям группы.

В подростковых компаниях очень  часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, отрицаются общечеловеческие качества. Отсюда — жестокость, доходящая  порой до садизма, развязность, гнусные оскорбления по адресу «чистеньких мальчиков и девочек», которые «сидят дома, читают книги и хорошо учатся».

Криминологам и работникам правоохранительных органов хорошо известно, что подавляющее  большинство лиц, совершивших насильственные преступления, в детстве подвергались унижениям, наказаниям, страдали от жесткого (а то и жестокого) обращения со стороны взрослых.

Избитые дети, как правило, не хотят  возвращаться в семью. Кризисная  служба не может обеспечить их убежищем. Ребята прячутся на квартирах знакомых, в приютах для беспризорников или бродяжничают. Очень часто  их подбирают люди из криминальной среды.

Подросток не просто воспринимает и  усваивает неблагоприятные внешние  воздействия. Он может их и не воспринимать, отвергать, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с неблагоприятными условиями формируются положительные  качества личности.

Психологические особенности следствия  по делам несовершеннолетних.

Знание психологических особенностей подростков способствует правильному  решению задач расследования  преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов, и в первую очередь органов  предварительного следствия, используя  эти знания, обеспечивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему, выбор  и применение наиболее соответствующих  ситуации тактических приемов и  др.

Наиболее удачный анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя  на предварительном следствии соответствует  следующей схеме:

Наследственно-биологические факторы: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность  к нервным или психическим  заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды и  др.

Ближайшее социальное окружение подростка: семья ,социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания, школа, отношение к учебе, отношения с учителями (возможные конфликты), положение в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение и ценностные ориентации, статус в группе друзей.

Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и  возможные конфликты в области  самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии  в системе ценностей, планы на будущее.

Правосознание подростка.

Для изучения условий жизни и  воспитания несовершеннолетнего обвиняемого  или подозреваемого необходимо изучать  и другие сферы — семью, место  работы и учебы. Для изучения семейных условий необходимо выяснить условия  жизни несовершеннолетнего до и  после совершения преступления. Это  имеет большое значение при определении  судом вида и размера наказания.

Однако не во всех случаях сами органы правосудия и лица, его представляющие, могут использовать все данные и  методы сегодняшней психологической  науки. В ряде случаев в связи  с большой сложностью вопросов и  необходимостью для их решения специальных  знаний по уголовному делу назначается  судебно-психологическая экспертиза (см. гл. XIV).

Объектом психологической экспертизы являются не показания свидетелей, обвиняемых и потерпевших, а индивидуальные особенности протекания психических  процессов у лица, дающего показание, и влияние названных особенностей на адекватность восприятия и воспроизведения  того или иного явления.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности