Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

- о его взаимоотношениях с  обвиняемым.

Уголовно-процессуальный аспект определяет положение потерпевшего в ходе следствия  и судебного рассмотрения, его  права и обязанности. Закон требует, чтобы потерпевшему были разъяснены его права и обязанности перед  началом допроса.

Показания потерпевшего являются важным процессуальным документом, который  нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, учитывая особенности личности потерпевшего.

Очень важный фактор в расследовании  преступления — правосознание потерпевшего. От того, насколько нетерпимо относится  потерпевший к правонарушениям, насколько он хочет помочь правосудию, часто зависит достоверность  и точность его показаний.

Для выяснения обстоятельств дела один из главных, а иногда и единственный источник информации — показания  потерпевшего. Поэтому следователю  очень важно установить психологический  контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и  индивидуальные особенности, и таким  образом обеспечить полноту и  точность показаний. Это касается в  основном таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание. Физиологическое состояние потерпевшего в момент совершения преступления может  определяться при помощи криминалистической техники (анализ следов).

Изучение психофизиологических свойств  потерпевшего, силы, подвижности нервных  процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность  совершения потерпевшим тех или  иных действий, а в целом —  создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать  и при установлении контакта с  потерпевшим, при организации следственных действий.

Социально-психологический аспект может включать в себя взаимоотношения  обвиняемого и потерпевшего с  точки зрения их конфликта и отношения  к другим людям. Для правильного  воссоздания события важно проанализировать конфликтную ситуацию, распределение  в ней ролей.

Формирование показаний потерпевшего происходит поэтапно. Выделяют три  стадии этого процесса: восприятие, запоминание и воспроизведение. Каждое из них содержит возможность  выпадения или искажения необходимой  для следователя информации. Это  необходимо учитывать, чтобы свести пробелы и ошибки к минимуму.

Восприятие — это чувственный  этап познания, отражение человеком  предметов и явлений в совокупности их свойств. При восприятии в максимально  адекватных условиях создается целостный  образ на основе ощущений.. С субъективной точки зрения имеют значение преднамеренность восприятия, степень чувствительности органов чувств, опыт и знания потерпевшего, его состояние в момент преступления (например, состояние алкогольного или наркотического опьянения). Мышление может регулировать восприятие, но с его воздействием связаны и отрицательные моменты: привнесение в показания потерпевшего различного рода домыслов, которые восполняют пробелы восприятия.

Наконец, особую роль в процессе восприятия имеет эмоциональное состояние  потерпевшего. Эмоциональная реакция, вызванная у потерпевшего преступлением, неизбежно приковывает его внимание к преступным действиям, однако острые переживания сужают сознание и снижают  полноту и точность отражения. Последствия  стрессовой ситуации могут сказаться  и позднее, в стадии расследования, большое влияние она оказывает  и на процесс запоминания, сохранения в памяти воспринятого.

Вторая стадия формирования показаний  характеризуется образованием и  сохранением представлений. Представления  — сумма образов, воспринятых  ранее и в силу основной помехи — времени — подверженных определенным искажениям. Потерпевший обычно более  прочно запоминает обстоятельства преступления, воспринимает их ярче, чем просто свидетель, потому что происшедшее непосредственно  касается его интересов. Полнота  и точность показаний во многом зависит  от срока, прошедшего с момента преступления, поэтому потерпевших рекомендуется  допрашивать как можно скорее после событий, о которых они  должны рассказать. Однако иногда полезно  отложить допрос, чтобы последствия  стрессовой ситуации несколько ослабли. Имеет значение тип памяти потерпевшего, который может быть образным, логическим и эмоциональным. Следователь, стимулируя потерпевшего к созданию более полной картины события, должен учитывать  этот фактор, советуя в одном случае вспомнить мысли о воспринятом  событии, возникшие сразу после  него, в другом — переживания, чувства, связанные с событием.

При даче показаний потерпевшие  воспроизводят воспринятые ими  и сохраненные в памяти обстоятельства. Но это не простое копирование  обстановки события, а сложный психический  процесс, в котором активно участвуют  мышление, эмоции, проявляется направленность интересов. С одной стороны, это  может положительно влиять на продуктивность восприятия, а с другой — стать  источником домыслов и ошибок.- В процессе воспроизведения могут проявляться такие особенности, как осознание потерпевшим значимости своих показаний, отношение к делу и лицам, которые в нем участвуют, сама обстановка допроса. Эта стадия также требует применения некоторых тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевший изложил все, что относится к делу, в форме свободного рассказа: следователь не должен прерывать его вопросами. Обычно перед началом такого рассказа потерпевший осмысливает происшедшее, обдумывает, в какой последовательности изложить обстоятельства.

Фактором, влияющим на показания потерпевшего, может оказаться внушение, преднамеренное или непреднамеренное. В большей  степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших, но внушению могут быть подвержены и взрослые. Потерпевшие  вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые  сведения соответствуют их интересам 

В заключение можно сделать некоторые  обобщения. Личность потерпевшего играет большую роль для работы органов  правосудия. Она может рассматриваться  с разных точек зрения, которые тем не менее взаимосвязаны. Таким образом, изучение личности потерпевшего вырастает в комплексную проблему.

Один из важных аспектов этой проблемы — изучение личности потерпевшего на предварительном следствии в  целях получения от него достоверных  показаний.

Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных  факторов. Знание психологических закономерностей  процесса формирования показаний и  их особенностей у потерпевшего, изучение мотивации последнего помогает следователю  избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. Данные о потерпевшем используются не только на допросе, но и при проведении других следственных действий.

Психология несовершеннолетних.

Проблема несовершеннолетних в  юридической психологии.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных  факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего  преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка  чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие  опыт антисоциального поведения. У  большинства таких подростков в  структуре личности доминируют отрицательные  качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность  и т. п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве  случаев являются отрицательные  семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень  часто воспитывает эгоцентризм  и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего  создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой  родители.

Как правило, для трудновоспитуемых  подростков характерно отрицательное  отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п.

В подавляющем большинстве случаев  в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти  свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.

Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным  образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают  в основном зрелости и другие биологические  системы организма. В социальном плане подростковая фаза — это  продолжение первичной социализации. Подростки этого возраста, как  правило, школьники, они находятся  на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка  мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в  формировании и темпах развития, обусловленные  в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств — чувство взрослости -представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова  «третий мир», существующий между  детством и взрослостью. Биологически — это период завершения физического  созревания. К концу этого периода  основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как  принадлежащее к циклу взрослости.

Социальное положение юношества  неоднородно. Юность — завершающий  этап первичной социализации. Подавляющее  большинство юношей и девушек  — еще учащиеся, их участие в  производительном труде рассматривается  не только и не столько с точки  зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его  воспитательной ценности.

Промежуточность общественного положения  и статуса юношества определяет и особенности его психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа, — собственная возрастная специфика, право на автономию от старших  и т. п.

В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поения заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам). Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

Личность «трудного» подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, наличность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

Скачкообразное, резкое появление  качественно новых свойств психики подростка в свою очередь требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий

Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.

С рождения начинается процесс социализации человеческой личности. Это активный процесс усвоения навыков социального  поведения.

Большинство родителей, конечно же, любят своих детей, особенно когда  они маленькие. Но в этой любви  не хватает уважения к ребенку. Свобода  маленьких детей с самого начала ограничивается, их познавательная активность не находит выхода, притупляется.

Школа принимает эстафету от родителей  и детского сада. Процесс обучения и воспитания в ней в настоящее  время не способствует творческой активности. Это проявляется в учебных  программах и в общей атмосфере, ориентированной на воспитание пассивности, исполнительности.

Феминизация школьного педагогического  корпуса привела и к выдвижению на все «ответственные» общественные посты в школьном самоуправлении девочек: «они послушнее и исполнительнее». Мальчикам все чаще достается  роль пассивной оппозиции. Не желая  принять эту роль, многие мальчики «выходят» из семьи и школы  в подворотню, где между ними стихийно складываются группы «трудных» ребят  с отклонениями в поведении.

Таким образом, накопилось достаточное  количество поводов для возникновения  острых конфликтов и столкновений между  взрослыми и подростками как в семье, так и в школе, на улице, в общественных местах. Немалую роль при этом играет и несдержанность, педагогическая несостоятельность взрослых, не желающих уважать личное достоинство подростка, считаться с его возрастными психологическими особенностями и стремящихся действовать сугубо авторитарными методами, которые порой выражают неоправданно оскорбительное отношение к формирующейся личности.

Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том , что у подростков существенно перестраиваются отношения со сверстниками.

Подростковая гиперсексуальность требует особо внимательного отношения к проблеме полового воспитания. Там, где приобщение к половой жизни происходит в раннем возрасте и в циничных обстоятельствах, возникает реальная возможность деморализации личности юноши, формирования потребительски-развлекательного отношения к женщине, неспособность управлять своими инстинктами и как следствие этого — неспособность к моногамии, к сохранению верности в браке

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности