Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».
«Резервом» подбора
- военкоматы, представляющие списки демобилизованных воинов;
- «школы юных юристов», которые
организованы при некоторых
- подготовительные (платные) курсы на юридических факультетах;
- подготовительные факультеты для обучения в юридическом вузе;
- институт общественных
На одном из завершающих этапов профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе профессии (специальности).
Содержание собеседования.
Наряду с оценкой объективных
успехов поступающего, подтвержденных
характеристиками, рекомендациями, справками,
почетными грамотами, дипломами
и другими документами, при собеседовании
изучаются склонности, способности
и направленность личности поступающего,
его готовность к овладению юридической
профессией. Направленность личности
абитуриента изучается
особенности мировоззрения абитуриента,
осознание им своей жизненной
позиции в современном
особенности ценностных ориентации и представлений, объектами которых выступают основные стороны жизни человека: труд, общественная работа, семья, сфера досуга и увлечений; вопросы абитуриенту задаются с таким расчетом, чтобы выяснить, какие жизненные ценности (общественные, профессиональные, семейные, ценности престижа и т. д.) доминируют у данной личности;
отношение поступающего к избранной профессии и прежде всего особенности мотивации поступления на юридический факультет: стремление к торжеству справедливости, торжеству закона над беззаконием, желание получить перспективную специальность, материальные интересы и др.
Ниже дано описание основных типов профессиональной мотивации, которые необходимо устанавливать в ходе собеседования.
1. АДЕКВАТНЫЙ ТИП. В этом случае
ценностные ориентации и
В этой группе абитуриентов выявляется выраженная мотивация «на дело», т. е. на борьбу с преступностью, защиту интересов граждан, а не на цели, которые не связаны непосредственно с правоохранительной деятельностью.
Такая направленность, как правило,
сочетается с высоким интеллектом,
общей культурой, правовой эрудицией,
достаточно ясным представлением о
будущей профессиональной деятельности,
стремлением развить в себе необходимые
качества. Поведение таких людей
отличается высокой степенью ответственности,
активностью в общественной жизни,
умеренным стремлением к
Мотивация такого типа способствует быстрой адаптации студента и успешной учебе.
2. СИТУАТИВНЫЙ ТИП. Решающее
влияние на выбор профессии
оказывают в данном случае
факторы, характеризующие
В формировании стремления поступить в юридический вуз у таких людей существенную роль играют случайные факторы, такие как предположение абитуриента, что с его формальными анкетными данными он вполне может поступить туда, не имея особого интереса и способностей к данной специальности.
К ситуативным мотивам относится стремление к престижному положению в обществе без выраженного интереса к специальности как таковой.
Кроме того, распространенным вариантом
ситуативного типа мотивации является
выбор профессии под влиянием
какого-либо ее представителя, личность
которого оказалась для абитуриента
наиболее привлекательной. Перенос
или распространение отношения
к какой-либо личности на отношение
к будущей профессии —
И наконец, ситуативным, но сильным
методом может оказаться
Ситуативный тип мотивации прогностически неблагоприятен, так как связан с тенденцией к разочарованию в своей деятельности, неудовлетворенности ею и как следствие этого — к формальному отношению к своим обязанностям.
3. КОНФОРМИСТСКИЙ ТИП. В этом
случае выбор профессии
Конформистским типом является также мотив стремления не отстать от сверстников (например, одноклассников), избравших данную специальность, а также обусловленное влиянием внешней среды стремление во что бы то ни стало получить высшее образование.
Однако к таким абитуриентам необходимо подходить дифференцированно, так как наряду с конформистскими тенденциями у них может иметь место и адекватная мотивация.
4. КОМПЕНСАТОРНЫЙ ТИП. Данная
мотивация встречается у лиц,
избирающих юридический путь
как область деятельности, в которой
имеется возможность
В процессе обучения у студентов
с компенсаторным типом мотивации
отмечаются два варианта развития личности.
В одних случаях обучение, а
тем более работа по специальности
не приводит их к ожидаемым результатам,
а, наоборот, усугубляет переживание
ими своей несостоятельности, способствует
возникновению эмоциональных
В других случаях происходит гиперкомпенсация слабых сторон личности, в результате которой формируется чрезмерная тенденция к доминированию, стремление к лидерству, решительности, эмоциональная холодность, проявления жестокости. Результатом такого сочетания психических качеств бывают серьезные профессиональные ошибки и нарушения закона.
При компенсаторном типе чрезвычайно сильно стремление достичь успеха, даже если для этого нет объективных предпосылок; высокого интеллекта, умения вступать в контакт с людьми и т. д.
Компенсаторный тип
5. КРИМИНАЛЬНЫЙ ТИП. Этот тип
мотивации встречается среди
абитуриентов крайне редко, но
требует безусловного
При криминалистическом типе мотивации
у студента уже в период обучения
в вузе имеют место нарушения
общественного порядка и
Приведенные выше типы мотивации поступления в юридические вузы могут встречаться в различных сочетаниях, поскольку в основе любого поведения человека всегда лежит несколько мотивов.
Способности поступающего к будущей профессиональной деятельности целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности юриста.
В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стремление к истине и торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность.
В области поисковой деятельности следует обращать внимание на наблюдательность, устойчивость и концентрацию внимания на профессионально значимых объектах.
В области коммуникативной
В области удостоверительной
В области организационной
В области конструктивной и реконструктивной
деятельности следует обращать внимание
на способность анализировать
Следует учитывать различную
Выделение индивидуальных типов дает возможность правильно решить ряд кадровых и производственных вопросов. Еще на студенческой скамье может быть обеспечен индивидуальный подход к будущему молодому специалисту. Он должен занять именно то место, которое будет наиболее соответствовать его творческой индивидуальности.
Творческий потенциал сильных и слабых сторон личности, реализующихся в юридической деятельности, можно определять по следующей методике:
сопоставление независимых характеристик: коллег по работе, преподавателей вуза, товарищей по учебной группе и самооценки;
наблюдение на учебных занятиях и общественной работе, в ходе которого надо учитывать не только, как студент учится, но, в первую очередь, за счет каких личностных качеств он добился положительных результатов (например, за счет высокого уровня интеллекта, благодаря профессиональному опыту, настойчивости, организованности и т. д.);
проверка степени развития профессиональных навыков и умений на практических занятиях и в психологической лаборатории.
Посредством специально разработанной методики проведения занятий по определенным темам судебной психологии, например «Методы психологического изучения личности допрашиваемого», «Методы и способы установления психологического контакта с обвиняемым» и др., можно в большей степени стимулировать у студентов познавательную активность, содействовать развитию у них определенных профессионально значимых психических качеств.
Наряду с проблемным обучением определенное место в развитии познавательных способностей студентов принадлежит и программированному обучению. Оно повышает эффективность процесса обучения, содействует развитию самостоятельной работы учащихся и большему использованию их познавательных свойств. Применяя технические средства, с помощью программированного обучения можно стимулировать и ускорять мыслительные процессы, что повышает качество обучения, способствует формированию познавательно-активного мышления. Оно позволяет воспитать у учащихся не только ряд интеллектуальных качеств, но в огромной степени способствует достижению эффекта «самообучения», т. е. способности учащегося к самостоятельному добыванию новых знаний и их применению при решении практических задач, что стимулирует развитие творческой активности человека. Более того, в процессе программирования обучения у учащихся воспитываются такие черты, как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, инициативность и др.
Так, зная, что одной из особенностей
следственной деятельности является дефицит
времени, связанный с ограниченными
сроками расследования, посредством
технических средств
Кроме того, применяя специальные технические средства, можно развивать у студентов привычку быстрой и четкой работы, способность динамически ориентироваться в непрерывно меняющейся обстановке, воспитывать самостоятельность в решении проблем, т. е. как раз те качества, которые, несомненно, играют немаловажную роль в успешной деятельности.
В процессе воспитания характера будущего
юриста в условиях вуза необходимо
опираться на указанные общие
психологические особенности
Опыт работы молодых специалистов
показывает, что далеко не все выпускники
юридических вузов
Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности