Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».
Криминальная психология.
Предмет и задачи криминальной психологии.
Криминальная психология изучает психологические закономерности , связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла , подготовкой и совершением преступления , а также психологические пути воздействия на него .
Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью
Криминальная психология исследует
механизмы иммунитета личности в
криминогенной ситуации и через
познание его закономерностей
Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию ,но строго говоря не является предметом их изучения ;это дело педагогики и психологии .
Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных "тормозов" и внутреннего контроля .
Умысел возникает в процессе
мышления. На его формирование оказывает
влияние понятия и
На образование
Постулирование того факта , что преступность обусловлена прежде всего социально , вовсе не означает , игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения .
Общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают прямого ответа на многие важные вопросы : какие индивидуальные особенности, начинания с какого периода , в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности , воспитания и обучения способны дать те или иные отклонения в сознании и поведении ребёнка или взрослого.
Анализ социального и
Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как влияние биологического на подструктуру социальной направленности, хотя пол ,тип нервной системы и задатки человек получает при рождении. Известны и такие явления , как "воскресные дети " , " дети карнавала" , дети , зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так , по данным , приведенным Ф.Г Угловым , наблюдения за 1500 роженицами показали , что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2 % непьющих матерей , 9 % умеренно пьющих , и у 74 % матерей ,злоупотребляющих спиртным.
Эти факты свидетельствуют о том , что даже биологическая подструктура , где речь идёт о сугубо врождённых наследственных свойствах индивида , не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.
Достаточно сложным
Однако, было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности .
Выявление так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида , являются отнюдь не самоцелью, а имеет смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов ,обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности .Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют , как правило, дополнительных как психолого-педагогических ,так и медицинских корректирующих мер и воздействий . Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов ,которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность , но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятных характер психобиологических особенностей части правонарушителей .Отсюда понятен тот интерес ,который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины , исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности .
Выделяют следующие
1. Патология биологических
2. Нервно-психические
3. Наследственные заболевания ,особенно отягощенные алкоголизмом , которым страдают 40 % умственно отсталых детей .
4. Психофизические нагрузки , конфликтные ситуации ,изменение химического состава окружающей среды , использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.
Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности -неудовлетворенность запросов людей в сфере потребностей ,разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации .Потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоёв. Сравнение осуществляется через общение с окружающими и массовые коммуникации.и развития соответствующего законодательства и т. д.
При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой , поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда ,а их взаимодействие.
Социальная среда-это не только
объективные условия и
Личность преступника
Таким образом , связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер , причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность.
Отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций , взглядов и социальных установок ,другими словами , в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики как какие-то особые деяния , которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида.
Преступность-это не только совокупность преступных деяний , но и совокупность лиц , которые их совершают. Не случайно при исследовании состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты преступления ,но и контингент преступников. Преступность можно также рассматривать в рамках взаимодействия социальной среды и личности ,но уже на типическом уровне среды ,личности и их взаимодействия .
Одна из основных задач криминальной психологии- выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создавать для данной личности криминогенную ситуацию.
Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Каждому человеку в силу социального характера его развития и воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей ,достижения личных и совместных целей .В этих объединениях человек неизбежно занимает социальную позицию ,в том числе и зависимую ,подчиненную. Однако, в отличие от убийц , правопослушные люди способны выйти из группы , уйти от неудовлетворяющего или травмирующего их контакта ,либо постараться изменить свое отношение к обстоятельствам.
Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.
Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследования его внутреннего мира , потребностей и побуждений , лежащих в основе поступков , черт характера , индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности .
Объём и содержание психологического изучения обвиняемого , необходимого для успешного расследования , определяется целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.
Изучение психологических
Например , при расследовании тяжкого преступления , совершенного группой , большое значение имеет криминалистический аспект изучения личности каждого обвиняемого. Содержание и объем криминалистического изучения может быть различным в зависимости от положения обвиняемого в преступной группе . его позиция на следствии. В отношении "трудного " обвиняемого ,дающего ложные показания ,требуется изучение более широкого круга психологических особенностей для определения правильной тактики работы с ним.
Формальных границ изучения психологии личности обвиняемого установить нельзя . Чем шире осведомленность следователя , чем лучше известен ему обвиняемый, тем более эффективна и гибка следственная практика, тем более точным и результативным приемы и методы работы с ним .
Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера . К процессуальным относятся все источники , содержание сведения о событии преступления , предусмотренные уголовно-процессуальном законодательством , т. е. показания свидетелей , потерпевших , подозреваемого , обвиняемого, заключения экспертов,, вещественные доказательства , протоколы следственных и судебных действий , другие документы.
Непроцесуальными считаются все остальные источники , не перечисленные в ст. 69 УПК : данные оперативно-розыскной деятельности, сведения , данные наблюдения за обвиняемыми , изучение его быта , условий жизни и окружения.
К числу уголовно-правовых задач , для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого .относятся в первую очередь : установление вменяемости ( способности быть виновным), форма вины (умысел или неосторожность), мотивы преступления . эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления , влияющие на степень и характер ответственности. Вопрос о вменяемости решается с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Основанием для её назначения является сомнение следователя в психической полноценности обвиняемого.
Основаниями для сомнения в психической
полноценности обвиняемого
Форма вины (умысел неосторожность ) определяется путем выявления психического отношения обвиняемого к деянию в момент его совершения .Для констатации таких признаков умысла в преступлении , как осознание человеком общественной опасности своих действий и предвидение наступления общественно опасных последствий , необходимо иметь представление об уровне и особенностях интеллектуального развития человека..
Желание или сознательное допущение
наступления общественно
Мотивы преступления , т.е. побуждения , которыми руководствовался обвиняемый при его совершении , должны устанавливаться при расследовании каждого уголовного дела .
Мотив- это признак ,характеризующий субъективную сторону преступления. Представление о том , что такое мотив поведения , в юридических науках и психологии совпадают не полностью.
В психологии под мотивом понимается : побуждение к деятельности , совокупность внутренних и внешних условий , которые вызвали активность субъекта и определили её направленность .
Уголовное право для обозначения мотивов поведения оперирует такими общественными понятиями, как " месть " , "корысть", "хулиганское побуждение " "ревность ", " неприязненные отношения ". Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различные психологические мотивы. Исследование психологических мотивов деяния углубляет познания юридически значимых побуждений, лежащих в основе правонарушения.
Установление эмоционального состояния обвиняемого в момент преступления необходимого для квалификации преступлений , совершенных в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения .
Под эмоциональностью понимаются " свойства .характеризующие содержание , качество и динамику его эмоций и чувств
Одним из психологических признаков юридического понятия «сильное душевное волнение» являются аффекты .Знание психологии обвиняемого необходимо для оценки действия потерпевшего , признания их тяжким оскорблением , насилием над личностью обвиняемого. Особенности психологии обвиняемого должны рассматриваться в числе обстоятельств , влияющих на степень и характер ответственности .
Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности