Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:25, реферат
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательныхзадач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
Психолог — человек
с психологическим образованием, выполняющий
профессиональную деятельность в области
психологии как науки, психологической
помощи или прикладных
исследований.
Педагогическая психология или
Педагогическая психология как
экспериментальная научная дисциплина
появилась в исследованиях психологов
на рубеже 19 и 20 вв. Герман Эббингауз опубликовал
результаты своих экспериментов по изучению
памяти в 1885. Джеймс Кеттелл в статье, которая
появилась в 1890, первым использовал широко
известный сейчас термин «ментальный
(психологический) тест». Он проводил исследование
первокурсников Колумбийского университета,
используя тесты на возникновение последовательных
образов, цветовое зрение, восприятие
высоты звука, чувствительность к боли,
предпочтение цветов, восприятие времени
и движения, точность движений, воображение
и память. Альфред Бине, используя различные
задачи, изучал возможности выявления
умственно отсталых детей. Он определял
интеллект как способность хорошо понимать,
хорошо рассуждать и хорошо оценивать;
в 1895 Бине предложил свой первый набор
тестов. Эдуард Торндайк в 1898 провел первую
серию экспериментов по научению в лабиринте
(с цыплятами) и в проблемном ящике (с котятами).
Фундаментальный двухтомный труд Стэнли
Холла Юность, основанный на его опросных
исследованиях, появился в 1904.
Джеймс Салли опубликовал Введение в
психологию с точки зрения теории образования
(1884), Уильям Джеймс – Беседы с учителями
о психологии (1890), а Эдуар Клапаред – Психологию
ребенка и экспериментальную педагогику
(1905). Первое руководство по педагогической
психологии было опубликовано Торндайком
в 1903. В 1910-е годы появилось по крайней
мере пять учебников, а в 1920-е – еще около
десяти. Генрих Бухгольц в 1910 основал первый
журнал по педагогической психологии.
Окончательная версия шкалы Бине появилась
в 1911.
Педагог-психолог - практический психолог, работающий в системе образования.
Кризис в социуме,
реформирование системы образования,
комплекс личностных проблем, накапливающихся
и у детей, и у взрослых –
все это делает позицию педагога-психолога
сложной, а его присутствие в
школе – необходимым.
Специальность педагога-психолога утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 года.
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
- психодиагностика,
- психологическая помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия),
- психологическая реабилитация.
- психологическое консультирование,
- психологическое просвещение,
- развивающая и психокоррекционная работа,
Эти направления во многом совпадают с общим списком психологических услуг.
1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительнойспециальностью "Психология"(без предъявления требований к стажуработы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; свыше 6 лет) или высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология"(без предъявлениятребований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 10 лет; свыше 10 лет)иликвалификационную категорию (II, I, высшую).
3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
4. Педагог-психолог должен знать:
4.1. Конституцию РФ.
4.2. Законы РФ, постановления
и решения Правительства РФ
и федеральных органов
4.3. Декларацию прав и свобод человека.
4.4. Конвенцию о правах ребенка.
4.5. Нормативные документы,
регулирующие вопросы охраны
труда, здравоохранения,
4.6. Общую психологию,
педагогическую психологию и
общую педагогику, психологию личности
и дифференциальную психологию,
детскую и возрастную
4.7. Основы дефектологии,
психотерапии, сексологии, психогигиены,
профориентации, профессиоведения
и психологии труда,
4.8. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.
4.9. Современные методы
индивидуальной и групповой
4.10. Правила и нормы
охраны труда, техники
5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу).
6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
Должностные обязанности:
Педагог-психолог:
1. Осуществляет профессиональную
деятельность, направленную на сохранение
психического, соматического и социального
благополучия обучающихся (
2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3. Способствует гармонизации
социальной сферы учреждения
и осуществляет превентивные
мероприятия по профилактике
возникновения социальной
4. Определяет факторы,
препятствующие развитию
5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
6. Проводит психологическую
диагностику различного
7. Составляет психолого-
8. Ведет документацию
по установленной форме и
9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
10. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
12. Формирует психологическую
культуру обучающихся (
13. Консультирует
работников образовательного
Права:
Педагог-психолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично
или по поручению руководства
учреждения от структурных
4. Привлекать специалистов
всех (отдельных) структурных
5. Требовать от
руководства учреждения
Ответственность:
Педагог-психолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее
исполнение или неисполнение
своих должностных
2. За правонарушения,
совершенные в процессе
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.Педагог-психолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее
исполнение или неисполнение
своих должностных
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Педагог-психолог,
как профессия, в нашей стране
появилась около 20 лет назад.
Именно в начале 90-х годов стали
уделять больше внимания
Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У школьного психолога должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы.