Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:51, реферат
Среда функционирования бизнесмена - рынок. Hо рынок это не просто некое множество продавцов и покупателей определенного продукта (продукта либо сервисы). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой обязаны действовать свои правила, понятия. Естественно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и другими нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такового рода законодательство. Hо не считая законов (и, наверняка, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри компаний) регулируются неписанными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка.
Сущность и эволюция культуры предпринимательства
В функционировании предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют разные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Рюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. При этом представления о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения — понять, как предприятие должно функционировать и как им следует управлять. Менеджеры О. Нойбергер и А. Компа к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
Наиболее полное и развернутое определение дает В. Ведение договоров . Макеева: культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени.
Существуют три принципиально разных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:
• иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека становится принуждение;
• рынок, на котором по горизонтали складываются равноценные отношения;
• культура — выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.
Культура
проявляется в различных формах
деятельности на разных уровнях социальных
систем. Выделяют две стороны культуры:
духовную и материальную. В состав
материальной культуры входят разные
по формам и типам материально-
В материальную культуру входит и культура предпринимательства, которая включает культуру управления и организации обмена и распределения, технологии, условий труда и т. столовое серебро . Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.
Отождествлять понятия «ценности», «организационный климат», «культура» — неверно, так как культура — понятие более широкое, она определяет ценности, климат, стиль взаимоотношений в организации. Однако прежде чем определить, какова будет культура организации, следует твердо уяснить, какие именно ценности и философия для нее предпочтительны.
Культура
организации
Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживания в конкретной социально-экономической среде и обеспечения внутренней интеграции для достижения поставленных целей. Однако культура предприятия не однородна. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Из натуральной сосны детские столы для детской бесплатная доставка Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура торговых, выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие разных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому для любого предприятия важной задачей становится сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои субкультуры.
Необходима также интеграция культуры предприятия и культуры всех его работников. Культура предпринимательства включает умение так организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием условий, при которых работники максимально удовлетворены трудом.
В зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей каждое предприятие имеет свою культуру.
Ряд исследователей выделяют специфические отраслевые виды культуры предпринимательства. Так, Р. Рюттингер рассматривает следующие виды культуры:
• культуру торговли;
• выгодных сделок (спекулятивную);
• инвестиционную;
• административную.
Этика предпринимательства
(опыт обоснования)
Обращаясь к теме исследования,
сразу оговоримся, что этика предпринимательства
может быть представлена в трех основных
ипостасях:
– во-первых, речь идет
об объективно сложившейся сфере регулирования
предпринимательского поведения средствами
морали, то есть такой ее специфической
формы, как этика бизнеса, с присущими ей
ценностями, нормами и принципами, механизмами
внутреннего профессионально-этического
регулирования; – во-вторых, этика предпринимательства
представляет собою отрасль научного
знания с присущим ему предметом и методами,
обширным массивом исследовательских
публикаций, включая статьи и даже монографии;
если на Западе процесс институционализации
этих процессов в основном завершен, то
в России он в самом разгаре;
– в-третьих, на наших
глазах происходит становление учебной
дисциплины «Этика бизнеса» в системе
высшего профессионального образования;
в частности, ее преподавание, как дисциплины
специализации, ведется на 5-ом курсе Института
права и предпринимательства Уральской
государственной юридической академии.
В рамках данной статьи нас интересует
именно первый аспект, связанный с тем,
что особым образом интерпретированная
этика может быть регулятором бизнеса.
Обоснование этики предпринимательства
может идти по разным направлениям. Так,
культурология обращена к изысканию соответствующих
традиций занятия предпринимательством
в отечественной истории, пытаясь таким
образом протянуть нить преемственности
из прошлого в настоящее. Социология небезуспешно
анализирует процессы, происходящие в столь
противоречивой и социально неоднородной
группе, которую составляют профессионально
занятые бизнесом люди. Политология, в частности,
занята изучением вопроса о том, как интересы
бизнес-сообщества представлены в сфере
политики, насколько они отражаются политическими
партиями, а также каковы те этико-правовые
принципы, на которых должны строиться
отношения бизнеса и предпринимателей.
Вероятно, список актуальных
направлений исследования, по которым
ведется изучение этических аспектов
предпринимательства, может быть продолжен.
Однако исходный вопрос, от решения
которого в определяющей степени зависит
наше видение проблемы в целом, связан
с тем, каким образом оказывается возможной
этика предпринимательства? Это вопрос
методологии, точнее говоря, философской
методологии, которая превращает мораль
в предмет рефлексии, начало чему своими
поисками истины положил еще Сократ.
Моральность, в ее понимании Сократом, была связана с выяснением того, что есть благо. Проблема саморефлексии и, следовательно, мотивации поступка здесь еще не стояла, поскольку для древнегреческого философа знание моральной истины, точнее, ее установление, и есть собственно залог этичности последующих поступков разумно мыслящего человека. Перекидывая мостик к теме нашего исследования, мы должны выяснить вопрос о совместимости морали и бизнеса, или может ли предпринимательство соотноситься с идеей морального блага и иметь его в качестве одного из результатов этой деятельности.
В самом деле, традиционная
точка зрения, представленная как
на уровне теоретических обобщений, так
и стереотипов массового сознания, состоит
в том, что мы имеем дело с двумя принципиально
непересекающимися сферами деятельности.
Предпринимательство, как оно исторически
сложилось, представляет собою целерациональную
деятельность, направленную на получение
экономической выгоды. Наоборот, мораль
по справедливости должна быть отнесена
к ценностнорациональной сфере, где идея
блага, воплощаясь в ценностях и идеалах,
по самой природе оказывается чужда материальной
пользе, выгоде. С этой точки зрения бизнес
не является нравственным либо безнравственным,
но становится таковым в зависимости от
того, как и какими путями достигаются
его цели. С указанным мнением до некоторой
степени можно согласиться, лишним подтверждением
чего так же служат его распространенность
и длительная традиция присутствия в литературе.
Более того, беремся утверждать, что именно
средства, пути, с помощью которых на практике
реализуется цель предпринимательской
деятельности, и составляют содержание
норм этики бизнеса.
Признание правил, т.е.
этических норм, по которым выстраивается
современный бизнес, – важное, но недостаточное
условие понимания проблемы. Мы совершили
бы методологическую ошибку, если, ограничившись
этим, не пошли бы дальше; все, что мы делаем
в реальной действительности, замыкается
на цели нашей деятельности. Именно наличие
цели придает смысл требованию соблюдать
нравственные нормы во взаимоотношениях
между участниками рынка, по отношению
к потребителям и сотрудникам, в сфере ведения
рекламы или взаимодействия со СМИ. Наличие
цели также конкретизируется в мотивации
предпринимателя, того, что непосредственно
движет его усилиями. Сказанное позволяет
нам заключить, что нормы этики предприниматель
нормы этики предпринимательства оказываются
значимыми в той мере, в какой сам бизнес
сопрягается с идеей морального и, более
широко, социального блага.
Наделение предпринимательства
статусом блага проецируется во множестве
переменных факторов, включая формирование
этических стандартов в бизнесе, выработку
соответствующих норм и практик, технологий
профессионального поведения, оценку
со стороны общества и самооценку внутри
предпринимательского сообщества, вероятность
применения санкций этического плана
и т.п.
Этика, как известно, не дает конечных истин, значение которых было бы непререкаемо при любых условиях. Однако она формулирует и предлагает некоторые модели поведения, являющиеся по своей сути идеальными. Свойство идеальности означает, что в действительности они никогда и нигде не могут осуществиться в полной мере. Однако это же обстоятельство вовсе не отрицает наличия в них позитивного содержания, которое объективно присуще им по самой природе. В рамках рассматриваемого нами вопроса это означает, что предпринимательство в полной мере может быть сопряжено с идеей блага не только в экономическом смысле (материальное богатство), но также в социальном и нравственном отношении.
Моральное благо, являющееся
для большинства людей своего
рода абстракцией, применительно к сфере
бизнеса предполагает наличие развернутой
системы ценностей, которая основывается
как на эволюции социальных институтов
и общества в целом, так и на находящемся
во взаимосвязи с этой эволюцией изменении
моральных устоев, представлений. Можно
по аналогии сослаться на осуществленный
А. Ф. Кони опыт установления зависимости
нравственных начал правосудия от социальных
условий и морального климата в обществе.
Результатом этих усилий стал вывод, состоящий
в том, что суд – это «не механизм и не отвлечение
от жизни, а живой и восприимчивый организм,
приходящий в самое непосредственное соприкосновение
с явлениями общежития»1. Сказанное в полной
мере относится к бизнесу. Он порожден
вполне определенным типом социальной
организации, сложившимся в Западной Европе
и Северной Америке в Новое время, и де-факто
оказывается более чем проблематичен
при иных условиях.
В литературе со времени
М. Вебера отчетливо выражено мнение о
том, что современный бизнес становится
возможен при том, что представление о справедливости
сочетается с признанием ценности свободы
выбора. Смеем предположить, что справедливость
в обществе лично независимых и свободно
организующих свои ассоциации граждан
носит принципиально иной характер, отличный
от традиционных форм, при которых государство
осуществляет контроль, порой доходящий
до тотального, над большинством сфер
общественной жизни. Оказавшись в поле
рыночных отношений, предприниматель
вступает в отношения с неопределенно широким
кругом лиц, которые вправе, руководствуясь
исключительно собственным выбором, востребовать
его продукт или же предпочесть иных производителей.
Гегель указывал, что в качестве исходного
момента бытия гражданское общество
содержит в себе «опосредствование потребности
и удовлетворение единичного посредством
его труда и посредством труда и удовлетворения
потребностей всех остальных, систему
потребностей»2.
Информация о работе Культура и этика предпринимательской деятельности