Профессиональная этика психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:01, реферат

Описание работы

Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология - предшественница современной практической психологии. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроса». По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес - планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?

Содержание

Введение
1. Происхождение профессиональной этики
1.1 Профессионализм как нравственная черта личности
1.2 Виды профессиональной этики
2. Практическая этика
2.1 Практическая этика в профессиональной деятельности психолога
2.2 Этический кодекс практического психолога
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ЭТИКА.docx

— 45.11 Кб (Скачать)

Этические нормы профессиональной деятельности психолога

Содержание

Введение

1. Происхождение профессиональной  этики

1.1 Профессионализм  как нравственная черта личности

1.2 Виды профессиональной  этики

2. Практическая этика

2.1 Практическая этика  в профессиональной деятельности  психолога

2.2 Этический кодекс  практического психолога

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Конец 20 века принес в  нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов  и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология - предшественница современной практической психологии. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях  в системе наркомпроса». По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес - планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?

Хотелось бы не только задать эти вопросы, но и попытаться ответить на них исходя из следующих  соображений:

-появление любой  профессии предполагает ее инструктивную  регламентацию, т. е. создание  социально приемлемых норм ее  осуществления; естественно, что  эти нормы появляются как бюрократическая  основа определения меры социальной  и личной ответственности профессионала  за его действия;

-профессии, связанные  с воздействием на человека, имплицитно  несут в себе обобщенную модель  человеческой жизни, где отношения  с другим человеком (профессионалом  в том числе) предполагают использование  особой информации - информации об  индивидуальной судьбе человека;

-использование этой  информации делает границы человеческого  «Я» очень уязвимыми; это явление  многократно описывалось в философской  и психологической литературе  как явление отчуждения человека  от собственной жизни;

-появляется (через  стандартизацию профессиональных  действий с человеком) реальная  опасность обесценивания качеств  человеческой жизни как индивидуальности (проблема массового человека, среднего  человека, типичного человека);

-существует опасность  превращения профессионала, берущего  на себя ответственность за  изменение индивидуальной судьбы, в человека, которому будут передаваться  все виды ответственности за качества индивидуальной жизни по типу: «Психолог (или кто - то другой) сказал так, я так делал (думал, чувствовал), но ничего (что - то) не получилось…(или получилось плохо)».

Эти соображения возникли в результате анализа тех проблем, с которыми сталкиваются психологи  в своей ежедневной профессиональной деятельности.

Думается, что ответы на поставленные вопросы надо попробовать  искать в анализе таких направлений  организации жизни человеческого  сообщества как: область практической этики и практической психологии как профессиональной деятельности.

Попробуем это аргументировать. Профессиональная деятельность человека в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит  в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я - концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в  них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной  профессиональной деятельности в отличие  от другой.

На уровне Я - концепции  человека это переживается как рефлексивно  обоснованные ограничения на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать  себе и другим: «Это я не умею, это  я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область  профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность  для профессионального совершенствования - преодоление «не умею».

Появление профессии  психолога в начале века было связано  с социальными задачами максимального  использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной  деятельности: человек должен был  хорошо работать и хорошо учиться. Это  нашло свое отражение в истории  психологии труда и в истории  психологии обучения. В конечном итоге  это позволило появиться целой  отрасли психологического знания - психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог на заре существования этой профессии  начинал работать с одной из важнейших  характеристик индивидуальной жизни - с характеристикой перспективы  личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность  за определение этой перспективы  в достаточно конкретных проявлениях  успешности осуществления учебной  или трудовой деятельности.

1. Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение  профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного  труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад  обращали внимание Аристотель, затем  Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи  разделения общественного труда  с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование  этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления  средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие  в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для  всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические  кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших  судебные функции, известны гораздо  раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость  в регулировании взаимоотношений  людей той или иной профессии  приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

1.1 Профессионализм как нравственная черта личности

Профессиональная  этика - это совокупность моральных  норм, которые определяют отношение  человека к своему профессиональному  долгу. Нравственные отношения людей  в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально  функционировать и развиваться  только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и  способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная  этика изучает:

- отношения трудовых  коллективов и каждого специалиста  в отдельности;

- нравственные качества  личности специалиста, которые  обеспечивают наилучшее выполнение  профессионального долга;

- взаимоотношения  внутри профессиональных коллективов,  и те специфические нравственные  нормы, свойственные для данной  профессии;

- особенности профессионального  воспитания.

Профессионализм и  отношение к труду являются важными  характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического  развития их содержание и оценка существенно  различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного  и физического труда, наличием привилегированных  и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует  написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой  есть поучение о том, как следует  относиться к рабу: "корм, палка  и бремя - для осла; хлеб, наказание  и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился  на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала  труд как наказание за первородный  грех, а рай представлялся как  вечная жизнь без труда. При капитализме  отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало  два типа нравственности: хищнически-грабительскую  капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет  Ф.Энгельс " ... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

Те ситуации, в которых  оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают  сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам  профессиональной этики.

Во-первых, это отношение  к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это те моральные  отношения, которые возникают в  области непосредственного соприкосновения  интересов профессиональных групп  друг с другом и обществом.

Профессиональная  этика не является следствием неравенства  в степени моральности различных  профессиональных групп. Просто к некоторым  видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные  требования. В основном это такие  профессиональные сферы, в которых  сам процесс труда требует  согласованности действий всех его  участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с  правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь  о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей  этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной  регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности  труда этих профессиональных групп  усложняют моральные отношения  и к ним прибавляется новый  элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих  элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы  должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики  его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в  единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных  установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность  для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки  нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о  моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее  большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

Информация о работе Профессиональная этика психолога