Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать эмоциональное отношение студентов 1-го курса к профессии - психолог.
Объект исследования: эмоциональное отношение
Предметом исследования является эмоциональное отношение к профессии психолог на примере студентов 1-го курса. Эмоции – это протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
Характеристика эмоционального отношения человека…………..5
Психологические особенности студентов 1 курса……………......9
Характеристика эмоционального отношения студентов-психологов 1 курса к выбранной профессии……………………………………10
Выводы по первой главе…………………………………………………..13
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1КУРСА
2.1 Организация и проведение исследования………………………….14
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных……………………. 16
Выводы по второй главе……………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
ЛИТЕРАТУРА………………………
Министерство образования и науки российской федерации
Омский
государственный педагогический университет
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра
практической психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:
Эмоциональное
отношение к профессии
психолог, на примере
студентов-психологов 1-го
курса
Выполнил: студент
21 группы
Бунина Ксения Андреевна
___________________________
(подпись)
Научный руководитель:
д. психол. н., профессор
Вишняков Игорь Августович
___________________________
(подпись)
Омск 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
Выводы по первой
главе…………………………………………………..13
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1КУРСА
2.1 Организация и проведение исследования………………………….14
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных……………………. 16
Выводы по второй главе……………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Профессия психолога - одна из важнейших в современном мире.
От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональной психолог - это специалист, призванный решать конкретные психофизиологические задачи, связанные с проблемами конкретной личности и межличностного взаимодействия. Значение профессии практического психолога в современном мире возрастает с каждым годом, т.к. она призвана способствовать обеспечению интеллектуального, эмоционально-потребностного, коммуникативного и личностного развития и психофизиологического здоровья членов общества.
Исходя из этого я буду изучать эмоциональное отношение к профессии психолог на примере студентов 1 курса факультета психологии и педагогики ОмГПУ. Так как это будущие специалисты, в которых нуждается современное общество и явно, что не каждый посвятит этой профессии свою жизнь, но на основе моей работы можно будет проследить какое эмоциональное отношение к будущей профессии у «наших» будущих психологов и кто из них всё-таки решил посвятить себя выбранной профессии.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала психологических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно - смыслового единства у будущих специалистов.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать эмоциональное отношение студентов 1-го курса к профессии - психолог.
Объект исследования: эмоциональное отношение
Предметом исследования является эмоциональное отношение к профессии психолог на примере студентов 1-го курса. Эмоции – это протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.
Гипотеза исследования: у всех студентов 1-го курса положительное отношение к профессии психолог
Задачи исследования:
1. Дать определение эмоционального отношения человека
2. Выявление специфику эмоционального отношения к профессии психолога у студентов;
3. Изучение особенностей эмоциональной сферы по отношению к профессии – психолог у студентов-психологов 1-го курса.
В качестве методов использовалось тестирование
Практическая значимость
работы заключается в выдаче рекомендаций
психологической службе университета.
Я полагаю, что проведенное исследование
будет способствовать саморазвитию студента,
овладению своими эмоциями и более точному
выбору по отношению к профессии, эффективному
развитию положительной эмоциональной
сферы у студентов.
ГЛАВА
I ХАРАКТЕРИСТИК
А ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
Эмоциональное отношение характеризуют эмоциональную избирательность или связь эмоций определенного характера с определенными лицами, объектами или процессами. Основными эмоциональными отношениями являются: любовь, привязанность, страсть, с одной стороны, и вражда, неприязнь, ненависть — с другой. К эмоциональным отношениям относятся также такие понятия, как уважение и преданность или презрение и пренебрежение, доверие или недоверие.
Проблема роли эмоционального отношения в жизни человека весьма актуальна для психологической науки. По мнению А. Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие» [10].
Если человек, объективно оценивает себя, своё поведение и действия, это приводит к тому, что он положительно развивается и совершенствуется в процессе жизни, прежде всего, как личность.
Широта эмоциональных отношений. У каждой личности в процессе ее развития формируется сложная многомерная, многоуровневая и динамическая система субъективных отношений. Чем к большему числу объектов человек выражает свое отношение, тем шире эта система, тем богаче сама личность, тем большее у нее, по выражению Э. Эриксона, «радиусов значимых отношений».
Обобщенность эмоциональных отношений возникает тогда, когда человек обобщает эмоциональные впечатления и знания и руководствуется ими в проявлении своего отношения к чему-либо. Например, положительное отношение человека к физкультуре будет обобщенным и устойчивым, а необходимость заниматься физкультурой станет его убеждением, если он будет понимать роль любых занятий физической культурой для своего развития и регулярно получать от них удовольствие.
Правда, иногда обобщенность отношений выступает в качестве недостатка личности, а не ее достоинства, создавая предвзятость отношения к чему – или кому-либо.
Генерализованность и дифференцированность отношений. Многообразие или узость отношений тесно связаны с другой характеристикой — дифференцированностью отношений. Например, школьники младших классов в большинстве случаев довольны как самим уроком по какому-либо предмету, так и различными его сторонами: отношениями с учителем, достигаемыми результатами, условиями, в которых проводятся уроки, и т. д. Их субъективные отношения часто возникают под влиянием случайных событий (понравился первый урок, значит вообще заниматься этим предметом интересно). Это генерализованное положительное отношение скорее всего свидетельствует о незрелости младших школьников как личностей, об их неумении отделять один фактор от другого в своих оценках. Для них учебная дисциплина может быть интересной потому, что им нравится учитель, преподающий ее, или наоборот, учитель нравится потому, что на уроке интересно.
Субъективность эмоциональных отношений. Для эмоционального отношения человека характерна субъективность, так как одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Более того, для ряда чувств характерна их интимность, т. е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Когда делятся с близким человеком этими интимными чувствами, это значит, что идет задушевный разговор.
В. В. Никандров и Э. К. Сонина (1996) выделяют еще одно свойство чувств — прочность. Оно связано с сопротивляемостью разрушающим его воздействиям и скорее всего отражает степень привязанности к объекту, по отношению к которому проявляется чувство, силу возникшей эмоциональной установки как доминантного процесса. А как известно, зрелая доминанта обладает свойством сопряженного торможения, с помощью которого подавляются все раздражители, не относящиеся к этой доминанте (за счет снижения к ним чувствительности).
Считается, что эмоциональное отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно — к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. В наиболее простой форме это выражается в оценках «нравится — не нравится», «люблю — не люблю», «доволен — не доволен», «интересно — не интересно».
Безразличное, или нейтральное, отношение выражается в заявлении: «все равно». Однако такое заявление может относиться и к нескольким объектам, к которым у человека равноположительное отношение. Поэтому истинное безразличное отношение может быть только к незначимым для человека объектам (т. е. не вызывающим у него интереса, не представляющим для него важность).
Интенсивность эмоциональных отношений. Различия в интенсивности эмоций видны хотя бы на примере следующего ряда: положительное отношение к знакомому — дружба — любовь. В ходе развития субъективных отношений их интенсивность меняется, причем часто довольно резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало отрицательным (недаром говорят, что от любви до ненависти — один шаг).
Устойчивость
эмоциональных отношений. Сказанное
выше свидетельствует о том, что не всегда
эмоциональные отношения характеризуются
устойчивостью. Особенно отличаются неустойчивостью
отношения детей. Так, в течение одного
часа совместной игры дети могут несколько
раз поссориться и помириться. У взрослых
некоторые эмоциональные отношения могут
быть довольно устойчивыми, принимая форму
ригидности установок, консервативности
взглядов или выражая принципиальную
позицию личности. [7].
Отношения,
по В. Н. Мясищеву, имеют две стороны: привлекательность—
Оценивающая сторона отношений связана с сопоставлением себя и других с некоторыми образцами, эталонами поведения, с определением уровня достижений. В зависимости от даваемой оценки (хороший—плохой, приятный—неприятный, красивый—некрасивый, честный—нечестный и т. д.) у человека возникает определенное отношение к предмету отношений (уважительное или презрительное — к человеку, ответственное или безответственное — к своему делу, учебе и т. д.).